Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2004


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

Шел урок английского языка в седьмом классе. Ребятам нужно было («есть в слове “нужно” запах нужника, туда войдешь, во что-нибудь да влипнешь» – так, кажется, у Евтушенко) ответить на вопрос: «Кто эти люди и хотели бы вы следовать их примеру?» И список: Юрий Гагарин, Карл Брюллов, Борис Васильев, Святослав Федоров, Юрий Башмет, Дмитрий Шостакович, Сергей Королев, Исаак Левитан, Сергей Прокофьев, Мстислав Ростропович…

Шепот в классе. «Наверно, словарный запас маловат, трудно выполнить задание, а ведь третий год учат английский» – так думал учитель.

Но ученики шептались по-русски:

– Кто это?

– А этот – под номером четыре?

– Королев, кажется – космонавт.

– Нет, Гагарин – первый космонавт.

– Первым был американец…

Из учебника английского языка выписываю имена. Показываю сей список учителям-предметникам и классным руководителям: «На ваших уроках о ком-нибудь вы рассказываете ребятам? А на классных часах?»

Ответы из учительской вперемешку с вопросами:

– Если у кого юбилей, можно на классном часе рассказать.

– Королев – это так далеко для них!

– А для нас Денис Давыдов одногодок был?!

– И в Третьяковке были… почему ничего не помнят?

– Потому что разговаривать некогда, рассказывать и вслух читать разучились.

Мне же вспомнился вот какой разговор одиннадцатиклассников в нашей библиотеке. До выпускных экзаменов рукой подать (и прощай школа!), но неожиданно заговорили о том, чего в школе им не хватило. И что бы осталось «за бортом», если бы можно было выбирать предметы. По полочкам разложили учительский труд (они гораздо наблюдательнее, чем нам кажется). Вспомнили и учительскую зарплату, и кучу обязанностей классного руководителя. Родительские собрания, заполнение аттестатов, проверку дневников, сбор денег на охрану… все, оказывается, замечают. Но одно рассуждение меня просто потрясло. Воспроизвожу почти дословно.

В школе должен быть человек, не выполняющий обязанностей классного руководителя или учителя, никому не пишущий справок и отчетов. Свободный. А что он будет делать?.. Разговоры разговаривать.

Не консультации психологические проводить, не отвечать за воспитательную работу в школе. А разговоры разговаривать. И если школа должна чему-то научить, так это в первую очередь – разговоры разговаривать.

А еще в школе должны быть маленькие комнаты, чтобы там каждый мог один сидеть, читать или бренчать на гитаре. Потому что людям одиночество необходимо так же, как и общение с другими…

Людмила Сухова