Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Татьяна Рудишина

Особая страница

Из военного прошлого одной библиотеки

Однажды мы уже писали об отчетах ЦГДБ имени А.Гайдара г. Москвы за 1941–1945 годы
(«БШ» № 22–2003). В материале шла речь о документах, ставших реликвией. Жизнь детской библиотеки,
ни на один день не закрывавшейся в годы Великой Отечественной войны, – чем не тема для разговора.

Отчеты и планы Центральной городской детской библиотеки военных лет. Стиль и орфография документов сохранены полностью. Из подробностей отчета не просто воссоздается картина жизни детской библиотеки в годы войны, но проступает мир ребенка, чье детство опалила Великая Отечественная.

Одна из самых пронзительных и психологически точных записей отчета: у младших читателей самой любимой книжкой стала сказка братьев Гримм «Горшок каши», они бесконечно просят читать ее вслух.

А старшие – люди серьезные, этот пункт плана рассчитан на них: Надо довести до сведения детей, что боец должен изучать в совершенстве свое оружие, чтобы в Красную Армию прийти подготовленными пулеметчиками, артиллеристами, танкистами и др. Для этого надо через выставку показать имеющиеся книги, рекомендовать их при выдаче и провести в библиотеке и на пунктах беседы, чтение и рассказывание.

Из отчета о работе в 1941 году:

В напряженное и опасное время для Москвы и Родины (июль–декабрь) резко изменился характер чтения и спрос ребят. Небольшая группа старых читателей осталась верная своим деловым привычкам в занятиях. Некоторые из них пользовались школьными программами, составляли по ним списки для чтения… Большой спрос детей на военную литературу, особенно ярко выражен у читателей 5–7 кл. …Для продвижения военной литературы всем читателям в библиотеке был сделан ряд выставок.

Во все времена милый, светлый, слегка наивный, как ребенок, детский библиотекарь свято верит в силу библиотечного слова: вот проведет он беседу у книжной выставки, и тогда непременно враг будет разбит и Победа будет за нами! На этом держалась и держится настоящая Детская Библиотека!

Сквозь пожелтевшие строки отчета проступают реальные дела, тыловые будни, весьма далекие от традиционной библиотечной работы, пришедшие в жизнь детской библиотеки вместе с первой воздушной тревогой, хлебной карточкой и светомаскировкой.

Это и обслуживание читателей во время воздушной тревоги в метро, бомбоубежищах, кружок юных огородников, который начал работать при библиотеке с весны 1942 года, сбор лекарственных растений активистами вместе с библиотекарем Александрой Никаноровной Чижиковой, передвижки в госпитале, организованные в 1943 году, и многое другое.

Из отчета за 1942 год:

Отсутствие школы сближало детей с библиотекой больше, чем в мирное время, так как потребность в коллективной жизни у них сильна. Ребята шли в библиотеку со всеми своими радостями и печалями. И каждому уделялось время, их внимательно выслушивали, ободряли, поддерживали в трудные минуты. У некоторых читателей библиотекари побывали дома, выявляя их бытовые условия, нужды, и помогали советом. Никогда не работал так действенно актив, как в 1942 году. Ребята по несколько часов, а некоторые весь день проводили в библиотеке. Она им заменяла дом, где днем никого не было, и отчасти школу.

И еще факт:

Большую работу проводила пятиклассница Борокова Тамара, она выдавала, расставляла книги. Для поощрения и оказания ей помощи библиотека прикрепила ее к столовой, где обедали сотрудники.

С первыми посылками по ленд-лизу приходит непривычное слово – «союзник», и в плане появляется следующий пункт: Чтобы познакомить читателей с географией, историей и бытом США и Англии, просмотреть фонд читальни, выбрать книги, составить на них картотеку и довести до читателя.

Детский библиотекарь не был бы им, если бы не умел «хитрить»: ему непременно надо заинтриговать своего читателя, вот и появляются такие сюжеты в плане:

Провести конференцию читателей, на этой конференции обсудить «Что нужно знать разведчику» по книгам Майн-Рида «Всадник без головы» и Арсеньева «Дерсу Узала».

У библиотекаря всегда велико желание направить в нужное русло читательские интересы, вот один из примеров военных лет: Имеется группа читателей, которые увлекаются только приключениями. Читают Майн-Рида, Жюля Верна, Дюма. Для этих читателей надо продумать вопросы по этим книгам с целью использовать эту литературу для воспитания у них качеств – находчивости, смелости и др.

На страницах планов и отчетов фигурируют произведения, ставшие классикой отечественной детской литературы, – «Великое противостояние» Кассиля, «Два капитана» Каверина, «Лихие дни» и «Девочка из города» Воронковой, «Марийкино детство» Бродского. Однако есть книги, о которых сегодня и специалисты по детской литературе вспомнят с трудом. В планах постоянно фигурирует книга Заречной «Горячее сердце». Что за произведение? Как выяснилось из отчета, это книга о подвиге Зои Космодемьянской.

До присвоения нашей библиотеке имени А.П.Гайдара пройдут еще годы (это произошло в 1965 году), а в отчете за 1941 год мы читаем:

Чтобы внимание детей направить на помощь Родине, фронту, организована доска для газетного материала о том, как дети в грозные дни войны помогают Родине на фронте и в тылу. Продолжением этого материала дан плакат, составленный из газетных вырезок, – «Поступай так, как команда Тимура». Эти выставки газетного материала пользуются большим успехом у читателей, а результатом пропагандирования тимуровского движения является большой спрос ребят на книги Гайдара о Тимуре, как в абонементах, так и в читальне. К сожалению, библиотеке не удалось еще возглавить тимуровского движения и направить не только на чтение книг, но и на дело.

Такие вот привычные, естественные формы работы: конференции, обсуждения, книжные выставки. Или конкурс рисунков, но как по-будничному просто сформулировано задание:

Библиотека принимает участие в конкурсе на лучший детский рисунок на тему: «Великая Отечественная война». Для успешного проведения конкурса библиотека организует выставку первых работ детей и литературы в помощь маленьким художникам. Провести 50 индивидуальных бесед с целью привлечения детей к участию в конкурсе. Это пункт из «Договора по соцсоревнованию детской библиотеки им. Н.К.Крупской с Городской центральной детской библиотекой».

Однако есть и такие пункты в планах, на которые сегодня смотришь с нескрываемым удивлением – неужели это так было?!

– В работе с читателями особое внимание уделять также вопросам дисциплины, устанавливать порядок в очереди, соблюдение тишины.

– С целью сохранности книжного фонда… проводить проверку чистоты рук читателей.

– Усилить пропаганду книг по военному делу среди читателей, проверить, кто из читателей не читал, и привлечь не менее 800 человек к чтению книг по данному вопросу.

В отчетах, словно в сценарии, подробно расписаны диалоги библиотекаря и читателя:

Б.: Женя, скажи, какую ты сегодня хочешь взять книгу?

Ч.: О войне.

Б.: Давай посмотрим с тобой по каталогу.

Ч.: Я не умею пользоваться.

Б.: Попробуем вместе. Вот ты хочешь взять книгу о войне, каких ты знаешь писателей, которые пишут книги о войне?

Ч.: Я когда читаю, не обращаю внимания на фамилии.

Б.: Ну, я тебе напомню: Гайдар, Григорьев, Островский.

Ч.: Гайдара я знаю.

Б.: Вот и найди в каталоге Гайдара и посмотри, какие его книжки ты читал.

Ч.: Все читал, какие здесь на карточках.

Б.: «Как закалялась сталь», «Рожденные бурей» ты читал?

Ч.: Читал тоже.

Б.: У тебя в формуляре записано очень много книг о войне, вряд ли мы с тобой найдем что-нибудь новенькое. А ты помнишь «Севастопольские рассказы» Толстого и его книгу «Хаджи Мурат»? За что боролся Хаджи Мурат?

Ч.: Он был сотрудник Шамиля, боролся за независимость горцев против русских в царское время.

Б.: Ты еще читал Вальтера Скотта, какие его книжки помнишь?

Ч.: Все, что у вас есть: «Айвенго», «Квентин Дорвард», «Ричард Львиное сердце». «Граф Роберт Парижский» мне принесла сестра, я буду ее читать

Б.: А что ты скажешь о книжках Джека Лондона?

Ч.: Вот кого я люблю; я читал «Белый клык», «Сердца трех», рассказы. Дайте мне его биографию, я хотел попросить. Правда, что он сам везде ходил?

Б.: Да, Женя, он плавал матросом, был в Японии, на далеком Севере в Америке, жил среди золотоискателей. Я тебе могу дать почитать о нем только несколько страничек, большой его биографии нет. Б.: Ты говорил как-то, что любишь «жалостные» книги, книги про ребят; но у тебя не записано ни одной книги Диккенса.

Ч.: Я за него еще не принимался.

Б.: Посмотри, вот книга Диккенса «Оливер Твист», это грустная история о маленьком мальчике, который начинает свою жизнь в приюте для детей; дело происходит в Англии, потом Оливер попадает в воровскую шайку.

Ч.: И они заставляют его воровать? Я возьму эту книгу.

Б.: Имей в виду, Женя, что сначала книга может тебе показаться скучной; Диккенс дает очень подробное описание всех героев книжки, описывает, как они ходят, во что одеты, что их окружает, но Диккенс так хорошо передает чувства одинокого, заброшенного в большом городе мальчика, что ты про все забудешь.

Ч.: Это как Бальзак. Я его начал читать, скука, а как дошел до середины, не мог оторваться, читал до конца. Я читал «Евгению Гранде» и рассказы.

Б.: Ты у нас читаешь больше 4 лет и все берешь чаще художественную литературу. Чем ты интересуешься? О чем любишь читать? Может быть, читаешь в другой библиотеке о летчиках, о спорте, о путешествиях?

Ч.: Ни-ни, о летчиках не беру; взял как-то о зимовщиках, не подходит это мне, спортом я не интересуюсь. В шахматы играю, только книжек не читаю о шахматах.

Б.: Женя, ведь у летчиков очень интересная жизнь, она полна большими событиями. Сейчас у меня есть книжка американского летчика Джимми Колинца; он жил в Америке, работал летчиком-испытателем, ему приходилось очень тяжело, еще при жизни он написал статью о своей смерти, и действительно он вскоре разбился. А знаешь, что говорил наш летчик Чкалов, Герой Советского Союза? Что за руль самолета не смеет садиться тот человек, который думает, что разобьется. Тебе обязательно надо будет прочитать книгу «Великий летчик нашего времени», я тебе ее оставлю. Это книга о Чкалове. Наши летчики – это люди с необычайно сильной волей, стойким характером. Почитай о них, и ты увидишь, что люди книжек Джека Лондона во многом уступают нашим летчикам.

Ч.: Да, надо почитать; сегодня дайте мне книгу об американском летчике.

В 1944 году, судя по документам, планы библиотеки постепенно становятся все более привычными:

В 1943 году среди читателей 5–7-х классов библиотека провела анкету с целью выяснения того, насколько читатели разбираются в элементах книги. Выяснилось, что культура читателей в этом вопросе невелика. В 1944 году библиотека считает необходимым при выдаче книг проводить беседы… Проведенная в 1943 году анкета среди читателей по вопросу «Твой любимый герой» показала, что не все читатели понимают, кто называется героем произведения, путают писателя с героем. С тем чтобы уточнить и углубить эти понятия, намечены беседы по книгам Свирского «Рыжик», Диккенса «Оливер Твист», Гоголя «Тарас Бульба» по вопросу: положительные и отрицательные герои в этих произведениях.

В 1944 году библиотека отметила свой первый юбилей – 10 лет. Были собраны отзывы читателей о библиотеке, эти отзывы дорогого стоят:

Что дала мне библиотека за эти годы? На этот вопрос довольно трудно ответить. Трудность заключается в том, что влияние ее так огромно, так разнообразно и так неуловимо. В сущности, все, чем я теперь живу, как думаю, мои вкусы – все это направлено библиотекой (Вера Егорова, 9-й кл.).

А вот оценка руководителя – Маши Исаевны Разовской:

За 10 лет своего существования библиотека создала свой стиль работы, свои лучшие традиции. Деловито-ровная и серьезная работа с детьми, общая подтянутость, отсутствие показного, нарочитого в работе – это стиль нашей библиотеки.

Многие годы библиотековеды бьются над разработкой качественных показателей работы библиотеки. Одним из подобных показателей мог бы стать факт, нигде не учитываемый, когда в библиотеку приходят закончившие школу читатели, а то и взрослые люди.

Из отчета библиотеки за 1944 год:

За годы войны особенно окрепла связь библиотеки с читателями. Старые читатели библиотеки, возвращаясь с фронта, из партизанских лесов, раненые приходят в свою библиотеку рассказать о пережитом, побыть в обстановке своего детства.

А закончить этот небольшой экскурс в те далекие сороковые-роковые хочется стихотворением, написанным библиотекарем к тому 10-летнему юбилею:

Мы любим этот старый дом
На тихой улице уютной,
Хоть забываем мы о том
В иные горькие минуты.

Мы любим этот дом за то,
Что в нем истоков двух слиянье:
Творцов великих мастерство
И нежной юности исканья.

Нам выпала большая честь:
Все, чем история богата,
Мы можем щедро перенесть
В раскрытые умы ребятам.

И забываем мы тогда
О юбке, порванной немножко,
О свекле, луке и… да-да…
Всепобеждающей картошке.

И забываем мы порой,
Что наши цели и задачи
Московским карточным бюро
Оценены совсем иначе.

Ну что ж! Работать будем мы,
Согласно цели отдаленной,
И пусть великие умы
На нас взирают благосклонно.