Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (15) · Вкладка в «БШ» № 6 (114) · 16–31 марта 2004 года

Нелишнее знание

Татьяна Соколова

Иероглифы человеческих отношений

Конфликты в нашей работе

Мудрые китайцы образуют иероглиф «конфликт» путем комбинации двух значений: «благоприятная возможность» и «опасность». Сегодня мы начинаем интересный, актуальный для всех профессиональный разговор о конфликтах.

Татьяна Владимировна Соколова – зам. зав. отделом фондов и обслуживания Российской национальной библиотеки
Санкт-Петербург

Что такое конфликт?

Конфликт, как и воспитание, принадлежит к тем общеизвестным понятиям, которым тем не менее пока нет однозначного определения. Экспресс-опросы на тему «что такое конфликт» дают широчайший спектр ответов – от «столкновения» до «вся наша жизнь – сплошной конфликт».

Если от обыденного определения перейти к научному, ситуация, пожалуй, только осложнится. Конфликт изучают как минимум 11 областей научного знания, от психологии до социобиологии. Только отечественные специалисты дают до 60 его определений. При этом каждый наполняет его своим содержанием. Для экономистов конфликт – это, прежде всего, конкуренция, для психологов – напряженность, политологи и социологи нередко заменяют им понятия дебатов или оппозиции. Продолжая синонимический ряд, придется вспомнить все, что связано с такими словами, как спор, соперничество, борьба, скандал, ссора, единоборство, вооруженный конфликт, острое разногласие, противостояние и т. д. Интересно, что ряд антонимов значительно короче и чаще всего ограничивается тремя понятиями: согласие, гармония, консенсус. Здесь есть повод немного отвлечься и оценить словарный запас свой и окружающих с позиций знака отражаемых эмоций.

Увы, но это факт: позитивных слов мы употребляем меньше, чем негативных. А ведь то, что не зафиксировано в слове или не входит в активный словарь, фактически потеряно для человека, выведено за пределы его эмоциональной жизни. Вспомните, когда и часто ли вы испытывали умиление, благоговение, упоение, очарованность, ликование, восторг? Давно и забыли, что это такое? А давно ли вас посещали гнев, обида, зависть, разочарование, досада? Вы с ходу можете продолжить этот ряд?

Подобное упражнение становится еще показательнее, если надо выявить в конкретных людях качества, вызывающие восхищение, уважение или симпатию. Почему-то гораздо быстрее вспоминается то, что не нравится, возмущает, что хотелось бы «исправить».

Между тем способность не только увидеть в окружающих позитивные качества, но и адекватно отразить их в слове – один из эффективнейших способов профилактики межличностных конфликтов, то есть именно тех, которые так распространены в нашей библиотечной жизни. С другой стороны, дифференциация собственных чувств, вплоть до оттенков и нюансов, их осознание и навыки вербализации помогают в ситуациях внутриличностных конфликтов, которые часто играют ведущую роль в контексте библиотечного общения. Именно внутренний дискомфорт, отсутствие гармонии, «разобранное» душевное состояние становятся истинной причиной межличностных конфликтов.

Не случайно траектория развития конфликтологии явственно движется от фиксации внешнего к изучению внутреннего. Если в изданном в 1901 году трехтомном «Словаре философии и психологии» под редакцией
Дж. Болдуина приведено только понятие «конфликт законов», то, например, проведенный Н.В.Гришиной анализ материалов первой отечественной психологической конференции по конфликтам (1990) показал, что конфликтом называют межличностные трудности и внутриличностные переживания, внутренние кризисы и даже столкновение алгоритмов решения учебных задач у ребенка. А если взять «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» (1998), то там много таких выражений, как «конфликт между современным обществом и человеческой природой»; «конфликт свободной человеческой души и враждебного мира»; «конфликт традиционной этики старшего поколения с прагматизмом молодых» и т.п. При всей образности и скорее художественности, чем научности приведенных определений, они отражают еще один важный аспект определения, изучения и профилактики конфликта – его связь с морально-этическим сегментом общественной и внутриличностной жизни.

Фото Веры ЗубаренковойНапример, из курса этики мы помним, что Жан Пиаже экспериментально доказал стадиальность морального развития ребенка. Вначале, примерно в 3–4 года, формируется так называемая гедонистическая мораль: все, что меня радует, – хорошо, что меня огорчает – плохо, чувства и мнения другого малозначимы. Затем наступает конвенциальный («договорной») этап, включающий два уровня: если младшие школьники склонны ориентироваться на суждения значимого для них человека, то позже они уже отделяют правила от человека, начинают почитать закон как таковой. Что касается третьей стадии – истинной морали, то ее особенности в том, что моральные принципы находятся не снаружи, а внутри человека и базируются на сформированной системе ценностей.

Таким образом, морально-этическая конфликтогенность включает в себя не столько поведенческий аспект (нарушение норм этики, например), сколько внутренние, глубинные основания и причины. Если подросток или взрослый человек пребывает на стадии гедонистической морали, поймет ли он слово «стыдно» (стыдно вырывать страницы из библиотечного журнала, стыдно воровать книги)? Нет, но он может с пониманием отреагировать на выражения типа «Вам (тебе) будет плохо, если…» (варианты «плохого» зависят от ситуации). Иными словами, полезно уметь говорить «на разных языках», не в филологическом, а в этическом смысле, соответствуя реальному понятийному уровню собеседника. Это поможет избежать эскалации конфликта, то есть превращения ситуации взаимного непонимания в бурный скандал.

Резюмируя различные определения и аспекты конфликта, отметим следующее: понятие «конфликт» относится к самому широкому кругу разнообразных состояний и явлений, возникающих, как правило, «между кем-то и кем-то», реже – «между чем-то и чем-то». Примеры последнего – от «вечного» противостояния между Востоком и Западом, до внутриличностного конфликта между «хочу» и «надо» (или «хочу» и «могу»).

Чаще всего под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями1. Если наличествует противодействие, но отсутствуют негативные чувства или наоборот, то ситуация считается предконфликтной. Обязательным атрибутом конфликта является также активность, направленная на преодоление возникшего противоречия. Поэтому, например, депрессия – не внутриличностный конфликт, а результат его неразрешенности. По сути, именно неразрешенность, затяжной характер конфликта или неправильная стратегия выхода из него представляют наибольшую опасность. А на вопрос «надо ли стремиться к абсолютно бесконфликтному существованию?» правильным будет отрицательный ответ. Например, Джон Дьюи писал: «Конфликт – это слепень мысли, он понуждает нас к наблюдению и припоминанию. Он подстрекает нас к выдумке. Он вышибает из нас овечью покорность и делает нас внимательными и изобретательными».

В контексте межличностных отношений, на наш взгляд, наиболее полезны следующие позитивные функции конфликта:

– способность разрядить и снять напряженность в отношениях;

– коммуникативно-информационная (когнитивная) функция;

– связующая функция (конфликт по-своему объединяет людей);

– установление более четких межличностных границ;

– усиление нормативности поведения;

– привлечение внимания к необходимости изменений.

Специалисты в целом считают, что конфликт – это нормально, это не обязательно плохо. Его главная ценность – в предотвращении застоя, окостенения, в инициировании перемен. Кстати, эту ценность интуитивно чувствуют те женщины, которые периодически «режиссируют» семейные скандалы для «освежения» отношений. Данная функция связана, прежде всего, с биполярностью конфликта, что означает и взаимосвязанность, и взаимопротивоположность одновременно.

Однако все же не случайно мудрые китайцы образуют иероглиф «конфликт» путем комбинации двух значений, одно из них – «благоприятная возможность» – вселяет надежду, но другое – «опасность» – предупреждает.

О том, как правильно использовать позитивные возможности конфликта, избегая опасностей, поговорим в следующий раз.

_____________

1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.