Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2004


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Татьяна Рудишина

Что читают в хорошей детской?

«Детское чтение для сердца и разума».
Взгляд через шесть лет

«Интеллигентность», «традиция», «спокойствие», «постоянство», «доверие», «радость», «хороший вкус», «добропорядочность», «хорошая детская», «душевная щедрость» – слова-ассоциации, возникающие при упоминании журнала «Детское чтение для сердца и разума».

Шесть лет тому назад (Вкладка в «ПС» № 2–1998) в нашей газете было опубликовано интервью с главным редактором журнала Владимиром Рувимовичем Фиделем. Много воды утекло с тех пор по меркам газетно-журнального рынка современной России. Детские журналы нарождались и умирали, меняли главных редакторов, а вместе с ними и всю концепцию издания. А журнал «Детское чтение для сердца и разума» жив и остается верен изначально найденному стилю. Рубрики знакомые – «Задушевное слово», «Читаем всей семьей», «Жила-была сказка», «Чудеса в решете» – и многие другие.

Не скрою, в свое время, впервые увидев этот журнал, я подумала, что он не будет востребован в нашей библиотеке: тексты – все больше классика, а ею и без того вся подсобка забита. Но! Удивительное дело: оказавшись рядом, разной степени известности тексты классиков, проиллюстрированные художником А.И.Черных, обрели новизну и свежесть, воспринимались по-другому. И сейчас, спустя шесть лет, уставший от навязчивой рекламы и всепроникающей «попсы» родитель (и библиотекарь тоже!) хочет журнала без пошлости.

«Какой красивый язык», «Я узнала много новых красивых слов», «Так сейчас не говорят» – так расписывают достоинства журнала читатели-дети. При этом в нем нет откровенных архаизмов или стилизации под старину. Однако многие рассказы могут поставить в тупик современного ребенка. Возьмем, к примеру, рассказ Т. Александровой «Елка». Непонятно все с самого начала. Странно звучит первая фраза: В этом году можно елки рубить, представляешь? А что, до этого было нельзя? А кто разрешает или запрещает рубить елки? Лесник? Правительство? Это, конечно, правильно, елки надо жалеть и беречь, лучше купить искусственную, это же символ. Но здесь что-то не так! Дальше – больше. Почему у детей есть няня – это понятно, но почему няню так странно зовут – Матрешенька. А, ну теперь понятно – это про старое житье-бытье. Мать у барина в стряпухах была. Да и все одеты на картинках как-то странно. Но елки-то почему нельзя рубить?

Примерно такой разговор закрутился вокруг небольшого рассказа
(№ 12–2003). Жаль, год написания рассказа не поставлен в конце. Сколько возможностей для библиотекаря! И Косарева, елку советским детям вернувшего, добрым словом вспомним.

А за этим рассказом (вот так сюрприз!) «Рождественская» Александра Башлачева. Да-да, того самого, рок-легенды, из Череповца, с акустической гитарой, поэта милостью божьей:

Крутит ветер фонари
На реке Фонтанке.
Спите, дети… До зари
С вами – добрый ангел.

Начинает колдовство
Домовой-проказник.
Завтра будет Рождество,
Завтра будет праздник.

Ляжет ласковый снежок
На дыру-прореху.
То-то будет хорошо,
То-то будет смеху.

Я читала и не могла поверить своим глазам:

Каждый что-нибудь найдет
В варежках и в шапке.
А соседский Васька-кот
Спрячет цап-царапки.

Звон-фольга, как серебро.
Розовые банты.
Прочь бумагу! Прочь перо!
Скучные диктанты.

Какой удивительно традиционный поэт из мира доброй детской. В такой детской не вырастают бунтари. Хотя это как посмотреть. А Серебряный век? Вот и стихи эти – почти оттуда…

Замелькают в зеркалах
Платья-паутинки.
Любит добрая игла
Добрые пластинки.

Будем весело делить
Дольки мандарина.
Будет радостно кружить
Ёлка-балерина.

Полетят из-под руки
Клавиши рояля.
И запляшут пузырьки
В мамином бокале.

Расхристанный рок-музыкант, где ты?

То-то будет хорошо,
Смеху будет много.
Спите дети. Я пошел.
Скатертью тревога…

Ага, вот он и проявился. Скатертью тревога!

Удивительный журнал, в нем мирно живут под одной обложкой Агния Барто и Олег Григорьев, Наталья Абрамцева и Борис Емельянов, Владимир Крупин и Людмила Петрушевская, столь разные, для кого-то – неизвестные, кем-то давно забытые.

Круговорот в природе фиксирует рубрика «Круглый год», ноябрь сменяется декабрем, вот и Новый год. За сменой времен года «следит», естественно, Виталий Бианки. А почему «естественно»? Если вы росли вне уроков внеклассного чтения, то, скорее всего, прошли мимо писателя-натуралиста.

А сколько рассказов «для сердца» – «Лилипутики» Ю.Ермолаева, «Удивительная веревка» М.Басиной, «Выстрел» Ю.Коваля, «Шли лихие эскадроны» Р.Погодина. А «для разума» – «Разговор с башнями» Е.Осетрова, «Граф Л.Н.Толстой» М.Шевлякова. Впрочем, все в журнале и для сердца, и для разума. Помните пожелание Маршака? пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет. Редакция журнала того же мнения.

Сказать, что «Детское чтение для сердца и разума» нарасхват в нашей библиотеке – слукавить. Это вам не «Микки-Маус» и не «Барби». Но у журнала есть свой постоянный читатель. Первыми и самыми постоянными читателями журнала стала многодетная семья священнослужителя одного из небольших восстановленных московских приходских храмов. Как сказала матушка, их семью привлекают в журнале не столько публикации на религиозные темы (их не очень много, но они есть – библейские пересказы С.Лагерлёф, житийные рассказы В.Никифорова-Волгина), сколько хороший вкус и внутренняя опрятность. «Детское чтение» не страшно давать детям любого возраста.

Кстати, о возрасте. Начальная школа? Дошкольники? Взрослые? Не пытайтесь приклеить бирочку. Журнал поистине семейный. Малышам читают про котят и про ежика. Ребята постарше попадают в атмосферу России XIX века, вместе с Алексеем Арсеньевым и Иваном Буниным идут на экзамены в гимназию. А какого читателя видел перед собой Давид Самойлов, судите сами:

Город зимний,
Город дивный,
Снег, как с яблонь,
Лепестками.
Словно крыльев
Лебединых
Осторожное
Плесканье.

Дворники,
Как пчеловоды,
Смотрят снежное роенье.
И заснеженной природы
Принимают настроенье.

Пейзажные зарисовки, любимые «взрослые» авторы Серебряного века – Бальмонт, Северянин, Брюсов… А «век железный» представлен Левитанским, Кимом, Рубцовым. Вот и современная детская литература: Сергей Георгиев, Марина Бородицкая, Сергей Седов. А Дональда Биссета вы давно получали по комплектованию или просто видели в продаже? Уже забыли? «Забытый день рождения» забыли. Не переживайте, он тоже тут!

Небольшой формат, цветная обложка, хорошая полиграфия и… черно-белые иллюстрации. Так выгодно отличающиеся от всех других. Это как черно-белая фотография. Не от бедности, а ради стиля.

Почему-то вспомнились строки из Булата Окуджавы: …на веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает…