|
||
В нашем городе об Иммануиле Канте все что-то знают. Например, то, что он здесь родился, что он был великий философ, работал в местном университете, был настолько пунктуален в соблюдении распорядка дня, что соседи сверяли часы по времени его прогулок. В Калининграде много достопримечательностей, посвященных памяти Канта: два музея (в университете и в здании бывшего Кафедрального собора), могила Канта у северной стены этого же собора, памятник работы Х.Д.Рауха – рядом с университетом и чугунная доска с известным изречением Канта:
Доска укреплена на остатках южной стены королевского замка – примерно там же, где она была до войны. Ко всем памятным местам, связанным с именем Канта, часто направляются экскурсионные группы школьников. Все, что можно увидеть, ребята видят. Что же касается содержания учения великого философа, то тут их сведения очень ограниченны, что и понятно. Биографы и комментаторы Канта отмечают, что его работы – очень полезное чтение для аспирантов кафедр философии. Правда, пятнадцатилетний Пушкин сообщает нам, что лицеистам приходилось иметь дело с трудами тогда уже знаменитого кенигсбергского мудреца: …Друзья! Почто же с Кантом 1814 Пирующие студенты Наша аудитория – учащиеся 7–8-х классов, редко – 9-го. Пытаясь познакомить ребят с этикой Канта, мы к фолиантам обращаться не стали. Знакомить учащихся с этикой великого кенигсбержца, как нам кажется, необходимо, чтобы напоминать подрастающим людям кодекс порядочного человека. Может быть, наш век не самый «железный», но по всероссийскому радио в серии «откровений» довольно часто цитируют Ницше: «Мораль – это важничанье человека перед природой». Неизвестно, как эта фраза воспринимается в контексте, но без него она может иметь только один смысл: мораль – претенциозная выдумка, и не больше. Для Канта «моральный закон (закон!) свят…». Для бесед мы использовали следующие издания:
«Первые основы кантовской морали следует искать не у его философских предшественников и не в его теоретических размышлениях, а в той практической области, которая окружала его с раннего детства», – писал М.М.Филиппов в 1898 году в книге, опубликованной в биографической серии Ф.Павленкова «Жизнь замечательных людей». С этой «практической области» мы и начинаем нашу беседу, в которой используем многие краеведческие материалы, в том числе и иллюстративные, позволяющие нам показать, каким был Кенигсберг во времена Канта. Но на первом месте все же – слово. Самую яркую картину тогдашнего
Кенигсберга дают эмоциональные воспоминания
А.Т.Болотова, работавшего переводчиком в русской
администрации города во время его Уже упомянутые сборники цитат позволяют нам познакомиться с этическим учением Канта. Мы видим, что, благоговея перед мирозданием (звездное небо надо мной), Кант не распространяет этого благоговения на человека:
Люди не ангелы, но Кант уверен, что человеческий род совершенствуется, – какую же еще цель могла иметь природа, создавая человека? Кант предлагает и средства к совершенствованию. Ключевое понятие его этического учения – долг:
Много у человека долгов: перед самим собой, перед окружающими людьми, неисчислимы долги в отношении общественных установлений. Кант напоминает нам о долге человека перед самим собой:
Каким образом сохраняется это достоинство, чем оно обеспечивается? Прежде всего, независимостью от другого человека, если бы он пожелал видеть в вас свою собственность:
Это последнее резкое суждение не относится, конечно, ко всем формам зависимости. Например, зависимость детей от родителей естественна, такова же она и в брачных отношениях. Речь идет об отношениях в обществе:
Не стоит рисковать своей независимостью даже в том случае, если другой человек, ничем вам не обязанный, просто пожелает оказать вам благодеяние. Ведь этим он обяжет вас:
Человек не может обеспечить себе никакой степени независимости, если он не будет трудиться. И если он ничего не делает, имея средства к существованию, он может быть и недостоин этого существования:
И наоборот:
И если вам повезло и вы творец в своей сфере деятельности, тогда вы просто можете считать себя счастливым. Совершенно несовместима с понятием достоинства ложь:
М.М.Филиппов пишет о Канте: «Трудно найти другого философа, у которого слово до такой степени согласовывалось бы с делом…» Принципы своей этики он сделал и своими собственными жизненными правилами. Cовременник и ученик Канта, а впоследствии научный оппонент – И.Г.Гердер характеризует его как «подлинного учителя гуманности». Гердер отмечает, что единственной целью его преподавательской деятельности было пробуждение порыва «к истине, благородный энтузиазм ко благу человечества, стремление подражать великому и доброму. Он не знал, что такое интрига. …Он не признавал никаких назиданий, диктовки, догм. Естественная история и жизнь природы, история народов и человека, математика и опытное знание были теми источниками, из которых он черпал свою всеоживляющую мудрость. К ним он отсылал своих слушателей. Его душа жила обществом…». Кант правдив во всем, и когда правительство грозит ему карами за неугодные королю публикации, он нисколько не отказывается от своих убеждений, он только (на время!) обещает не высказывать их публично (на лекциях и в печати). Долгом по отношению к себе и к другим Кант считает дисциплину: животная природа человека не должна наносить ущерб его чисто человеческим свойствам.
Внешние формы поведения великого ученого всегда свидетельствовали об уважении собственного и чужого достоинства. Он был вежлив со всеми и не терпел фамильярности, биографы сообщают, что ему вообще не нравилась форма обращения на «ты» («...dass ihm das Duzen ueberhaupt nicht gefalle»). Уважение Канта к общественным установлениям сказывалось даже в отношении к моде: «лучше до глупости следовать моде, чем оставаться вне ее» («Мan muss lieber ein Narr in der Mode, als ausser der Mode sein»). Правда, несмотря на такое радикальное высказывание, Кант следовал моде умеренно. Приведенные здесь изречения используются в беседе в той мере, которую определяет внимание аудитории, ее расположенность к восприятию темы. В скобках нужно заметить, что некоторые изречения зачитываются на немецком языке, если ребята обнаруживают его хорошее знание. Активность аудитории при обсуждении темы бывает разная. Можно спросить: не рано ли говорить с ними на эту тему? Ответ находим у Канта:
|