Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2004


ЭКОЛОТ

                      

Рубрику ведет Нина Колоскова
Рисунки Геннадия Целищева

Среда обитания

Татьяна Парвани

А мы – полярники

«Эстафету в рубрике «Эколот» от Нины Терещенко “Из Якутии с любовью” подхватывает Архангельский Север», – такими словами начинается письмо из Северодвинска.
Это прекрасно. По вашим письмам, наши дорогие читатели, можно учить географию России.

Татьяна Вячеславовна
Парвани –

заведующая библиотекой
Ягринской гимназии
Северодвинск, Архангельская обл.

Северодвинск – город у Белого моря, центр атомного судостроения, город корабелов. Основан на том месте, где могучая Северная Двина своим южным рукавом впадает в Белое море. Город как бы принял эстафету истории от древних русских поселений, которые возникли здесь в XI веке, сыгравших важную роль в развитии Русского государства – Поморья, Двинской Земли.

Вначале – посёлок Судострой, потом город Молотовск и, наконец, Северодвинск. Построен в эпоху грандиозных строек в первой половине ХХ века для защиты государства на севере страны. На его предприятиях разрабатывали, изготавливали и ремонтировали почти весь атомный подводный флот нашей державы.

И еще, Северодвинск – город, типичный для Русского Севера. Это город белых ночей и чистых, простых людей. Это та провинция, которая и есть РОССИЯ.

В прошлом году Северодвинску исполнилось 65 лет.

Наш город Северодвинск стоит на берегу Белого моря и постоянно ощущает на себе дыхание Арктики. Из наших портов исследователи направлялись к Северному полюсу и прокладывали путь по северным морям. Исследование Арктики продолжается. А наши ребята – на первых ступенях захватывающего познания своего родного края. Они стали «полярниками» на целый холодный месяц январь.

Задания ребята получили еще перед зимними каникулами. Ученики каждого из трех седьмых классов «расселились» по четырем полярным станциям, выбрали командиров:

– исследователи природы;

– исследователи истории освоения Севера;

– исследователи культуры и традиций коренных народов севера Архангельской области (Ненецкий автономный округ) и соседних территорий – Мурманской области, Республики Коми;

– исследователи фольклора и литературного творчества этих народов.

Игра была выстроена таким образом, что проявилась и творческая индивидуальность каждого участника, и умение работать в группе. Некоторые командиры взяли на себя выполнение всех заданий. Другие – умело распределили их между членами команды. Были и такие, кто исчез до конца игры, и группа трудилась вразнобой. Вот тут-то и потребовался лоцман – библиотекарь или учитель географии, классный руководитель, которые направляли творчество ребят в нужное русло.

Компасом для участников игры были «Полярные энциклопедии школьника» в 3 томах: «Природа Севера», «Народы Севера», «История освоения Севера».

Ребятам были даны:

– поисковые задания

  • составить список исследователей северных районов Архангельской области;

  • составить список животных и птиц, обитающих в Арктике;

  • определить, какие коренные народы проживают на европейском севере (ненцы, саамы, коми).

– библиографические задания

  • «полярники» всех четырех станций составляли списки книг и статей, имеющихся в школьной библиотеке, по нужной им теме.

Были и творческие: написать сообщение об одном из исследователей Арктики, об одном из животных, о традициях и культуре одного из народов, почитать сказки и выучить наизусть стихотворение северных поэтов.Помогли, конечно, библиотечные уроки, проведенные в декабре прошлого года. Пригодилось умение работать с энциклопедиями и составлять библиографические списки. Оказались полезными и обзоры книг по арктической теме. В том числе из серии «Северная библиотека школьника: фольклор, поэзия, проза народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России».

В дни зимних каникул читальный зал библиотеки буквально гудел: ребята искали, спорили, творили. Сразу после каникул состоялся конкурс рисунков на арктические темы (шутки ради или как художественное воплощение мечты на одном из рисунков, например, рядом с медведем плыл пингвин).

Открытием для ребят стало знакомство с культурой коренных северных народов. Жаль, не предложила ребятам сделать макеты чума, различных видов лыж или меховой одежды ненцев (она необычайно нарядна). Они бы обязательно справились и с таким непростым заданием.

Авторитетному жюри были представлены альбомы, в составлении которых участвовали все члены команд.

На последнем этапе ребята соревновались в «Брейн-ринге», показывая свое умение ориентироваться
в Полярных энциклопедиях, в названиях улиц своего города, вспоминая, именами каких знаменитых полярников они названы.