Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Весенний марафон

Нора Норина

На языке человечности
и на официальном

Два слова о документах

Как и в прошлом году, работа в самой большой аудитории началась с темы самой важной и злободневной – состояния пакета нормативных документов, которые должны регламентировать работу школьных библиотек и статус школьного библиотекаря.

Еще раз напомним нашим читателям, что в феврале этого года впервые за десять лет состоялась заседание коллегии Министерства образования РФ, посвященное работе школьных библиотек. На основе решения Коллегии был издан приказ. Этой важнейшей проблеме был посвящен обстоятельный доклад «Нормативные документы: положение вещей. По итогам февральской коллегии Министерства образования РФ», который сделала председатель секции школьных библиотек РБА О. Козлова.

Мы не будем подробно останавливаться на отдельных пунктах решения коллегии, на том, насколько это решение удовлетворяет школьных библиотекарей. О заседании коллегии МО РФ и ее решениях наша газета рассказала в № 5 за этот год. Хотелось бы только надеяться, что в преобразованном Министерстве науки и образования РФ проблемы средней школы и ее библиотеки не будут отодвинуты на самый задний план, чтобы их не забыли в текучке забот о развитии отечественной науки и высшей школы.

А затем О. Козлова подробно рассказала о содержании Примерного положения о школьной библиотеке, одним из разработчиков которого является.

С коротким комментарием по некоторым вопросам, не нашедшим необходимого для библиотекарей отражения в приказе Министерства, выступила советник отдела учебного книгоиздания, библиотек и медиатек МО РФ И. Тараданова. Ее выступление не слишком порадовало собравшихся, потому что многие самые серьезные проблемы библиотекарей оказались вне компетенции нашего министерства.

Безусловно, с Примерным положением о школьных библиотеках их работникам следует познакомиться очень обстоятельно. Подробная статья на эту тему вскоре будет опубликована в нашей газете.

Как привлечь ребенка к книге?

Лекция-семинар «Программы привлечения к чтению: зарубежный опыт на русской почве», как и все мероприятия, которые проводит и в библиотеке, и вне ее стен зав. сектором детского зала Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ), член постоянного комитета ИФЛА по библиотекам, обслуживающим детей,
О. Мяэотс, была очень познавательна и интересна.

О. Мяэотс напомнила собравшимся, что ВГБИЛ – единственная «взрослая» библиотека в стране, в которую ребенка можно записать с пяти лет. Очень важно, что читательский билет дает юным и взрослым читателям абсолютно равные права, и пригласила детей всех собравшихся в зале стать читателями «иностранки».

Затем Ольга Николаевна повела разговор о проблемах детского чтения, которые, как оказалось, за рубежом стоят не менее остро, чем у нас в стране. И там детей трудно отвлечь от телевизора и компьютера. Но если мы на государственном уровне уделяем им не слишком большое внимание, то за рубежом эти проблемы волнуют взрослых уже более десяти лет и найдены действенные пути их решения.

Конечно, в каждой школе детям дают навыки техники чтения. Однако задачи программ развития детского чтения сегодня гораздо глубже и сложнее. Как привлечь ребенка к постоянному общению с книгой? Как научить понимать прочитанное? И не просто понимать, но и получать от книги эстетическое удовольствие, эмоциональный заряд?

Несколько лет назад в странах Европейского Союза (где действует и единый образовательный стандарт), было проведено всеобщее тестирование детей. Тесты должны были выяснить, насколько ребенок умеет понять текст, осознать его и внятно пересказать прочитанное.

И оказалось, что априори высокообразованная и интеллектуальная Германия заняла в общеевропейском зачете двадцать восьмое место. Для общественности страны это стало шоком и буквально национальной трагедией. В срочном порядке были созданы и начали активно претворяться в жизнь многочисленные программы чтения. Были выработаны новые подходы к проблеме приобщения детей к книге.

В России тоже было проведено аналогичное тестирование. Мы, как оказалось, ненамного обогнали Германию. Заняли чуть более высокое место в третьем десятке стран из сорока двух или сорока трех. Однако ни о результатах тестирования, ни о том, чтобы некогда самая читающая страна мира скатилась в третий десяток, широкая общественность извещена не была. Тревогу, как в Германии, никто на поднял. На государственном уровне она не обсуждалась.

Что греха таить, все мы знаем, что в России все меньше становится семей, где постоянно читают родители, и еще меньше, где постоянно читают дети.

Как бороться с этим «недугом» в век поголовной компьютеризации и засилья TV?

Оказывается, бороться возможно и для этого в мире существует немало способов, в том числе и доступных школам. В Англии, например, в школьных библиотеках на стеллажах висят плакаты, сделанные самими детьми – постоянными читателями этой библиотеки. Написано на них, примерно, следующее: «если тебе понравились книги такого-то автора, то читай книги» и называют другого писателя, близкого первому по духу и стилю изложения. Простенький, на первый взгляд, ход. А ведь работает, и неплохо.

Чтобы вернуть людям, особенно детям, интерес к чтению, полноценное общение с книгой, по мнению О. Мяэотс нужны три компонента: праздник, личный вклад и человечность.

Первый – это праздник, радость общения с книгой, с литературой. Надо сказать, что и сама О. Мяэотс – большой мастер по устройствам этих праздников для юных читателей. Именно она стала автором не одной забавной и интересной придумки. Вместе со своими сослуживицами сделала, например, много разноцветных бумажных звезд, на которых посетители 23 апреля напишут имя любимого писателя или любимой книги. Получится читательское звездное небо, на котором каждый может найти свое книжное светило. Чем не пример для школьной библиотеки? А в школьной библиотеке эти звезды могли бы вырезать и написать на них названия любимых книг сами дети.

Фото Владимира Строковского

Мест нет...

Заведующая сектором детского зала ВГБИЛ рассказала и о веселом детском книжном празднике в Британском Совете, где каждый юный участник получил приз и приглашение побывать в Совете снова. Вспомнила О. Мяэотс и не менее радостный и веселый праздник для детей инвалидов в городе Онеге. Организаторы назвали праздник «интеллектуальным казино». Важно, что этот праздник был сделан библиотекарями для детей с отставанием в умственном развитии. Раз казино – должны быть деньги. И их придумали – «один ум». А дальше связались с торговцами с лотков, дали им какие-то по нашим меркам смешные деньги, чтобы на выигранные «умы» ребята потом смогли купить ну хотя бы сникерс. И какой же это был детский восторг!

Значит, не обязательно тратить на праздник книги какие-то большие суммы. Надо его придумать и сделать.

Но, конечно, еще лучше, если о радости общения человека с книгой заботится и государство. В благополучной, культурной, много читающей Великобритании уже десять лет ведется национальная, поддержанная государством и общественностью, социальная кампания по поддержке чтения.

В стране создается все больше групп по читательским интересам, клубов чтения. Им уделяется большое внимание. Они имеют свои салоны для встреч и общения, собственные сайты в Интернете. Спонсоры специально нанимают людей, которые в поездах, электричках уговаривают пассажиров вступать в группы чтения. Людям помогают найти друзей и единомышленников. Такие группы – это общества не только «книжного» общения. Это и место для споров, разговоров «за жизнь», воспоминаний... Такая среда дает людям радость. Радость взаимопонимания, сопереживания, радость общения. Читатели «заражают» друг друга эмоциями и интересом к любимым книгам.

Еще одна интересная программа, о которой говорила О. Мяэотс, была придумана работниками теле- радиокомпании БиБиСи. Они решили определить самые любимые книги британцев. И задали им всего одну задачу: попросили каждого желающего назвать свою любимую книгу, которая, может быть, изменила его жизнь, повлияла на судьбу. Получилось семь тысяч книг. Из них выбрали сто самых популярных. Тридцать из них были детские. Их выбрали в том числе и взрослые британцы.

Ста лучшим книгам было посвящено специальное иллюстрированное издание, в котором рассказывалось о каждой книге. Это могло быть краткое содержание или фрагменты из биографии автора. По одним книгам сняты мультфильмы, по другим – клипы. Том содержал и много другой интересной информации.

А по двадцати одной самой популярной книге были сняты фильмы, сделаны программы с привлечением артистов, звезд эстрады, популярных политиков и т.д. Эти известные люди говорили каждый о своей любимой книге, о ее влиянии на свой характер, судьбу. Подумайте сами, вот если бы о какой-то нашей хорошей книге о футболе с экрана рассказал бы очень популярный футболист. Да эту книгу футбольные фанаты в два дня смели бы с прилавков! Радио, телевидение, издатели и книгораспространители Англии сделали хороший и полезный для нации бизнес на инициативе БиБиСи.

А теперь вспомним, что в детстве или в подростковом возрасте у каждого из нас была своя любимая книга. У каждого, и именно своя.

Другое дело – школьная программа. Она навязывает подростку официальное мнение о книге и ее героях типа «почему тебе нравится Дорохов? Ты должен любить Андрея Болконского». Или «читай Достоевского, а не эту вульгарную Маринину». Конечно, в рамках школьной программы ученик обязан изучить «Войну и мир». Но ведь нельзя заставить полюбить Болконского. Зато вполне можно и вовсе отвратить ребенка от чтения. Нет, де юре мы, конечно, признаем право юного человека выбрать книгу для личного чтения и любить ее больше других. Но право это в рамки школьной программы не вписывается.

И все же давайте признаем право человека самому выбрать «свою» книгу. Пусть сначала чтение станет для него ежедневной потребностью, а уже потом (осторожно и постепенно, если удастся) будем воспитывать в нем вкус к классике. А пока пусть читает одни детективы, но читает же! А не играет на компьютере в «стрелялки» и «догонялки»!

Однако вернемся к ста книгам Британии. В акции БиБиСи, о которой мы говорили, был и еще один важный момент. Заключался он в том, что каждый британец своим мнением мог повлиять на список этих самых «самых, самых» ста лучших по его мнению книг. Это и был его личный вклад в чтение всей нации. Люди поняли, что чтение их объединяет, что они – единый народ и что они могут собой гордиться.

И еще одна британская программа чтения, сущность которой можно определить словом человечность. Мужчинам, находящимся в заключении, было предложено выбрать детскую книгу, начитать ее на кассету и вместе с книгой послать своим детям или внукам, оставшимся дома, на воле. Эта программа малозатратная, но очень, очень человечная. Потому что заключенный, наговаривая книгу для родного малыша или подростка, словно бы погружается в жизнь за пределами тюрьмы. Вспоминает, что у него есть близкие, для которых он может что-то сделать. А ребенок понимает, что у него есть папа, который его любит, который ему книжку прочитал. И, может быть, именно эта книга останется для ребенка любимой навсегда.

А что же в России? Неужели радость чтения, человечность, личный вклад – это для нас только заграничный опыт? И государство об этом беспокоится, только не у нас?

Оказалось, и об этом О. Мяэотс говорила с особой радостью, есть такие руководители и в России. Например, губернатор Челябинской области. Он попросил специалистов в области культуры и библиотечного дела составить для региона программу «губернаторского чтения». В рамках программы в области прошли фестивали чтения, костюмированные шествия по главным улицам городов, театрализованные представления, конкурсы на открытом воздухе. И, главное, была у людей радость от всего этого. Радость общения.

Хотелось бы обратить внимание на еще один важный момент. Это спонсорство. Казалось бы, зачем таким крупным компаниям, как сеть супермаркетов или железные дороги, спонсорские заботы? А вот оказалось, очень даже зачем. Выяснилось, что если дети читают в электричке или поезде, то очень часто родители предпочитают ехать куда-то не на машине, а на поезде! А в супермаркетах открыли книжные отделы. Зашел человек за книгой, купит что-то и с других прилавков. Или наоборот. Всем хорошо, всем выгодно.

Мы не случайно так подробно остановились именно на этом выступлении. И все равно не сумели пересказать все интересное, о чем говорила Ольга Николаевна. Но надеемся, что участники семинара возьмут на вооружение хотя бы часть того, о чем услышали.

Трудно не согласиться с О. Мяэотс. В нашем жестком и жестоком мире именно книга является одним из самых мощных источников и радости, и человечности, и взаимопонимания. Она лечит души, она ненавязчиво воспитывает. Учит добру и справедливости. А наше, взрослое, библиотечное дело столь же ненавязчиво и деликатно доказать ребенку, что чтение – это радость. И пусть книгу школьник выберет сам. Ведь для этого в конце концов и существует детская библиотека, в том числе и школьная.

Да, скажут тут школьные библиотекари, фонды беднеют с каждым днем. И на наши гроши много ли купишь хороших детских книг, чтобы устроить праздник! Но то, о чем так увлеченно и интересно рассказывала О. Мяэотс яснее ясного доказывает, что большие деньги вовсе и не обязательны. Нужно, чтобы, планируя встречу школьника с книгой, взрослые прежде всего думали о том, как сделать эту встречу интересной и радостной. А чтобы встреча эта стала праздником и сюрпризом, давайте на полную мощь включим свою фантазию и любовь к нашим юным читателям. Вот всех этих замечательных качеств хочется пожелать нашим коллегам из каждой школьной библиотеки.