Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Весенний марафон

Светлана Попова

Библиотекарю
нужен фанатизм?

Обычно на этом месте редакция публикует восторженные отклики о том, как продуктивно и замечательно проходил наш марафон. Сегодня нам хотелось бы несколько изменить форму отзывов. Дело в том, что беседа с советником отдела учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства науки и образования РФ Ириной Тарадановой после лекции самопроизвольно продолжалась в кулуарах. Групка особо активных библиотекарей жаждала разрешения наболевших вопросов. Нам показалось уместным опубликовать такой материал, во-первых, потому что мнения советника слышали не все желающие (слова представителя Министерства выделены курсивом); во-вторых, это ведь и есть мнения школьных библиотекарей и о марафоне, и о своих наболевших проблемах, и о жизни школьной библиотеки в целом.

– В штатном расписании есть ставки зав.библиотекой и библиотекаря. Имеет ли право директор полставки у библиотеки забрать и отдать, например, бухгалтеру?

– Директор имеет право отдать эти полставки учителю с тем условием, что учитель выполнял бы еще и функции библиотекаря. Однако то, что у нас случается де-факто, чаще всего, нарушение. Государство никому лишних полставок не дает, и если по штату положено – значит, необходимо, значит, есть работа, которую нужно выполнять.

– Как же повлиять на директора?

– Обратитесь в вышестоящую инстанцию, будьте понастойчивей. Но помните, что у этой проблемы есть и другой поворот. Вы докажете свою правоту, но ведь можно настолько испортить личные отношения, что потом придется вообще увольняться. Иногда идти на принцип – себе дороже.

– Будет ли увеличение зарплаты в связи с введением новых технологий?

– Да, работа библиотекаря изменилась кардинально, и разумно вести речь об изначально более высокой ставке заработной платы. Но этот вопрос не в нашем ведомстве. Однако, если вы не будете добиваться и требовать, ничего не изменится. Как говорится, дитя не плачет – мать не разумеет.

Фото Владимира Строковского

И.И.Тараданову «осадили» в холле

– Будет ли дополнительная ставка библиографа для сотрудника, работающего на компьютере?

– Для работы на компьютере нужен не библиограф, а технический работник, я так думаю. Тексты набирать – это работа не библиотечная. Полагаю, будут должности лаборантов, как сейчас есть должности лаборантов, скажем, при кабинете химии.

– Почему вузы отказываются готовить школьных библиотекарей?

– Сейчас в вузах нет специальных факультетов, только спецкурсы по желанию студента. Впрочем, вот в Кемерово прекрасный Университет культуры и школьных библиотекарей обучает. Мы изучили проблему. Ректоры не против. Но специальность некоммерческая, и абитуриенты просто не идут! Факультет в год набирает пять человек учащихся! Это когда для экономистов приходится открывать дополнительные отделения. Но, смотрите сами, если ваш ребенок захочет стать школьным библиотекарем, вы ведь станете его отговаривать, правда? Чтобы работать сейчас библиотекарем, нужен некоторый фанатизм. Профессия, как тот пресловутый чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить жалко.

– Сейчас в школе часто библиотекой ведают мамочки, у кого ребенок тут же учится.

– Или те, кто много лет отработал и уже душой прикипел.

– Да, у нас нет конкуренции на много лет вперед. Пока ситуация не изменится.

– Завтра мы уйдем, и директор поставит первого попавшегося, это сразу скажется на качестве работы.

– А ведь если что-то не так в библиотеке, это сразу больно бьет по всему учебному процессу.

– Зато когда все идет своим ходом и идет нормально, на библиотеку можно вообще внимания не обращать.

– А мне вот кажется, что профессия педагог-библиотекарь, это чушь! Либо ты педагог, либо библиотекарь!

– Директор дает библиотекарю даже без образования сразу 13 разряд, а это несправедливо по отношению к учителю, который, приходя на работу в школу получает сперва 8–9-й.

– Что ж вы хотите? Чтоб нам разряд понизили?

– Что же, получается, библиотекарь-педагог, он может и историю, и литературу, и русский вести?

– Как правило, педагог доводит до сведения руководства, что готов пройти переподготовку (это не менее тысячи часов) и претендовать на должность библиотекаря. Например, вести свои 10–12 часов, и трудиться по новообретенной профессии. И, кстати, для сельских школ это единственная возможность иметь библиотекаря. А сельских школ в России 30 процентов.

Второй вариант. Библиотекарь полон сил, доволен работой, но не доволен уровнем оплаты труда. Опять же, ставится в известность руководство, что сотрудник намерен приобрести дополнительную специальность. Заканчивает любой педагогический факультет и на законном основании ведет положенное количество часов.