Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Весенний марафон

Нина Колоскова

Подиум-дискуссия…
и другие разговоры

Те участники Марафона, кто выбрал мероприятия, проходившие в Паркетном зале, думается, об этом не пожалели…

Обзор литературы: забота о чистоте жанра

Что такое обзор литературы, объяснять не надо. Эта форма работы занимает одно из первых мест в практической деятельности библиотекаря.

«Осовременить» традиционную библиотечную форму, максимально приблизив ее к продвинутому пользователю попытались (и весьма успешно) авторы обзора Татьяна Рудишина и Ксения Молдавская.

Слушателям был предложен обзор в жанре презентации (с использованием компьютерных технологий). Это была «игра в четыре руки», исполненная профессионалами-единомышленниками, влюбленными в детскую книгу, в детских писателей, а заодно и в издательства, дающие этим книгам жизнь.

Фото Веры Зубаренковой

Техника – техникой, а книжки надо взять в руки

Собственно, обзором литературы разговор не ограничился. Его участники услышали о критериях оценки детской книги, познакомились с авторами книг – обладателями премии «Абзац» (присуждается ежегодно газетой «Книжное обозрение» за попрание всяческих норм книгоиздания) и Антипремий последней книжной ярмарки. В обзор была встроена масса интересной и полезной информации: почему Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара стала более доступной; кто из авторов детской литературы самый издаваемый; что происходит, когда издательство «Наука» начинает выпускать книги для детей.

А в жанре презентации восприятие предложенной информации стало весьма комфортным: слушателям
не нужно было лихорадочно записывать сведения о каждой книге – вся соответствующая информация выдавалась параллельно на большом экране.

Это сладкое слово… медиатека

Для библиотекаря слово «медиатека» ассоциируется с чем-то прекрасным, где любимому читателю (ребенку или взрослому, ученику или преподавателю) будет предоставлена возможность получения информации на разных носителях и использования современных технологий.

Создание подобного информационного пространства не только сделает процесс обучения и преподавания современным, но и самому библиотекарю позволит чувствовать себя более уверенным и состоятельным.
К каким трудностям и неожиданностям должен быть готов библиотекарь, приступая к осуществлению проекта по созданию медиатеки?

Именно об этом выразили готовность поговорить создатели медиатеки – преподаватели и библиотекари НПО «Школа самоопределения».

У них довольно скромный опыт (медиатека существует с сентября 2003-го), но по их словам «накопилось много проб и ошибок, которыми готовы поделиться». Разговор начался с того, что «сосредоточение информации на различных носителях - это необходимо, это назрело». К тому же, запрос на создание медиатеки был получен «снизу» – от учителей.

Вопросы, на которые должны знать ответ те, кто берется за эту нелегкую работу, были частично определены самими выступающими:

– как получилось, что мы стали преобразовывать библиотеку в медиацентр;

– какие мы видели ресурсы, когда начинали это преобразование;

– какие были проблемы с поиском пространства для медиатеки;

– какое наблюдается отношение учителей и ребят к данной деятельности;

– дежурный администратор медиацентра: что это? И где этому учат?

– как используют возможности нового информационного пространства преподаватели и учащиеся в урочной и проектной деятельности;

– с какими трудностями пришлось столкнуться;

– какие вызовы бросает нам информационное пространство, нами же созданное;

– как мы будем преодолевать эти трудности.

Вопросы из зала сыпались один за другим:

– как ведется учет носителей информации;

– идет ли работа по созданию каталогов;

– как ведется учет выдачи носителей информации;

– какие есть возможности для пополнения фонда медиатеки;

– учащиеся какого возраста являются более активными пользователями медиатеки.

К чести выступающих – ни один из вопросов, прозвучавших из зала, не остался без ответа.

Кстати, было отмечено, что наиболее активными и продвинутыми пользователями медиатеки являются дети (они часто выступают в роли консультантов для учителей).

Заслуживает всяческого уважения готовность коллег поделиться успехами и предостеречь от возможных ошибок. И слушатели в полной мере оценили их открытость и готовность к общению. Разговор получился предметным, оживленным и интересным для всех.

Фото Ивана Васильева

Команда медиатеки отвечает на вопросы

Подиум для дискуссии

Дискутировать можно по-разному: на повышенных тонах, с использованием соответствующей лексики; беспорядочно что-то выкрикивая и перебивая друг друга; известны еще вялотекущие дискуссии (это когда обсуждаемый предмет малоинтересен, а мнение участников безразлично).
А можно и так: изящно, элегантно, под управлением… да, конечно, любви – к обсуждаемому вопросу и к участникам дискуссии.

Подиум-дискуссия – современная интерактивная технология, используя которую можно провести обсуждение любой темы в любой аудитории. Надо только неукоснительно выполнять правила, озвученные ведущим.
В нашем случае ведущей была Людмила Сухова, человек авторитетный, неравнодушный и, при внешней мягкости, способный жестко регламентировать процесс. Итак, правила игры:

– роли распределяются по жеребьевке;

– назначаются два сторонника противоположных точек зрения (в ходе дискуссии каждый из них отстаивает свою позицию и каждому после его выступления задают вопросы участники дискуссии);

– назначаются независимые эксперты;

– каждому из участников предоставляется «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение;

– итоги дискуссии подводятся независимыми экспертами.

Для обсуждения была заявлена тема: «Нужна ли в газете для школьных библиотекарей вкладка для классного руководителя?»

Помимо того, что тема сама по себе интересна для всех, кто делает и читает газету «Библиотека в школе», участникам была предоставлена еще и возможность освоить новую интерактивную технологию проведения дискуссии.

Вы уже пожалели, что были не с нами?