Весенний марафон
Ольга Громова
На разных языках
Окончился трудный день на Марафоне. В
маленькой служебной комнате, добравшись,
наконец, до чая и бутербродов, мы начинаем
«разбор полетов».
Удивительно много народу уместилось
здесь. По очереди рассказываем впечатления дня: и
ведущие, и помощники, которые были в каждой
аудитории «на подхвате», и корреспонденты,
наблюдавшие все как бы со стороны, и секретари,
невидимыми тенями успевавшие везде. Всплывают
трудности и удачи, недоумения и открытия.
Технических накладок почти не было.
Зато были эмоциональные выступления, вызывавшие
ответную реакцию слушателей, и трудные вопросы
из зала, которые почти невозможно предвидеть и не
всегда удается понять. Еще была досада: того не
сказали, там не успели, планировали и забыли… И
радости: встретились с любимыми авторами и
читателями, знакомыми раньше только по письмам,
успели договориться о паре встреч и о
долгосрочном сотрудничестве.
Дольше всего задерживаемся на
обсуждении семинара «Пресса для школы в условиях
дефицита средств». Пожалуй, первый случай за три
Марафона – разговора не получилось. Это признаем
и мы, ведущие (главный редактор «БШ» Ольга
Громова и директор гимназии №5 Сергиева Посада
Юрий Саржевский), и те, кто нам помогал.
Что же произошло? Почему разговор,
который казался интересным и нужным, обещал
споры и конструктивный поиск подходов и решений,
пошел «не туда»?
Юрий Николаевич начал свое
выступление с принципиального заявления: школа
сегодня испытывает дефицит всех возможных
средств обучения и развития – дефицит свободы,
информации, технических ресурсов, количества
кадров и их образованности и, наконец, денег.
Огромная нагрузка на детей и учителей приводит к
дефициту личностного общения, а значит, к
обеднению чувств и взаимопонимания. Это была
заявка на серьезный и глубокий разговор о том,
чего в таких условия ждет школа от «своей родной»
педагогической прессы. Почему же не услышали
этого многие сидящие в зале? Почему вежливо
выслушав то, что, казалось нам, волнует всех,
слово «средства» восприняли только в одном
ключе: где брать деньги на подписку?
Почему если не в прямом вопросе, то в
косвенных или в интонации слышалось: раз вы
рассуждаете о работе с прессой, значит, у вас есть
деньги. А у нас нет. Вот и расскажите, как это у вас
получается. Все наши попытки повернуть разговор
в конструктивное русло сводились к проблемам
сдачи макулатуры, получения и неполучения
«методических» денег и бухгалтерского учета.
Это конечно, тоже больные вопросы. Надо
отдать должное нашим коллегам и друзьям – Юрий
Саржевский и его заместительница Наталья
Балашова терпеливо и подробно отвечали на них. И
все же это был совсем не тот разговор, на который
мы надеялись. Лишь в самом конце, когда
оставалось несколько минут до перерыва, слово
взял наш постоянный автор, строгий читатель и
критик Павел Семенович Лернер, человек, чья
профессия далека от библиотечного дела. Со
свойственной «технарям» конкретностью он
предложил абсолютно очевидный, но почему-то
малоиспользуемый способ преодоления дефицита
информации при острой нехватке денег. Идея эта
заключается, в частности, в том, что школы могли
бы договориться между собой и создать общий банк
данных по публикациям в профессиональной прессе,
расписывая разные издания и рассылая друг другу
дайджесты или аннотированные списки. Упрекнул он
и нашу газету в том, что мы не печатаем дайджестов
публикаций из других профессиональных
педагогических изданий, кроме
«первосентябрьских».
Но участники заседания, по-видимому,
уже устали, и толковая идея не была услышана. Во
всяком случае, обсуждения почти не наблюдалось.
Кто-то лишь сказал, что на это надо слишком много
времени и сил… и все разговоры вернулись на
круги своя. Мы закончили дискуссию,
поблагодарили участников и пошли разбирать
«полеты».
Мы еще не раз вернемся к этой пленке и
будем думать, что же сделали не так. Пока же мне
видятся две причины. Во-первых, мы не совсем точно
сформулировали тему. Вероятно, в библиотечной
аудитории слово «средства» воспринимается
только применительно к деньгам и никак иначе. Мы
почему-то считали, что для успешной работы
библиотеки в школе и конструктивного учебного
процесса средства важны разные. И нельзя все
оправдывать только отсутствием денег.
Во-вторых, восприняв заявленную тему
не так, как мы предполагали, люди и пришли
соответственно настроенные: не с желанием искать
принципиальные подходы к выбору изданий или
формулировать свои требования к ним, но
посмотреть, кто тут такой богатый и как ему это
удалось.
Так в чем же проблема? В том, что темы
нужно формулировать с учетом возможного
неправильного понимания? Или в желании искать
взаимопонимание и вырабатывать конструктивные
подходы к проблемам? |