Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Татьяна Рудишина

Похождения юного Дон Жуана

Конкурс «Мы пишем свою первую книгу»

31 марта, 2004 год. Эффектные ведущие со сцены Дворца детей и молодежи «На Стопани»1, что в Огородной слободе, в свете юпитеров торжественно объявили победителей регионального конкурса школьных библиотек «Мы пишем свою первую книгу». Сегодня праздник – подарки, поздравления, улыбки. Получилось! А мне вспоминается, как в июне прошлого года мы обсуждали с методистом по школьным библиотекам Валентиной Ивановной Кудрявцевой будущий конкурс: заинтересуются ли коллеги, не воспримут ли как очередную дополнительную, никому не нужную нагрузку и нервотрепку?

Конкурс рукописных, компьютерных, а также типографским способом изданных книг учащихся Центрального административного округа г. Москвы организовала лаборатория библиотечного обеспечения научно-методического центра (зав. лабораторией – Валерия Сергеевна Кутузова).

Идея конкурса возникла год тому назад, когда на региональный этап «Библиобраза» поступила машинописная «Книга сказок», сочиненных на уроках внеклассного чтения, которые проводил библиотекарь школы № 661. В это же время состоялась презентация программы «Истоки», одним из направлений которой является создание рукописных книг о прошлом своей семьи.

С одной стороны, организаторам не хотелось сдерживать фантазию будущих участников конкурса, но с другой, – следовало как-то попытаться определить круг тем. В конечном итоге были сформулированы следующие:

1. История семьи (имя, дом, семья)

2. Любовь и милосердие

3. Труд и традиции

4. Человек и война

5. Человек и власть

6. Моя малая Родина (мой город, улица, дом, школа)

7. Свои и чужие (взаимоотношения с людьми другой национальности, веры, другими убеждениями)

8. «И нравы, и язык, и старина святые…» (из истории культуры страны)

9. Чтобы мир стал добрее

10. В памяти поколений

А вот жанр не был задан, так что появились повести, рассказы, притчи, публицистические заметки, эссе, стихи, репортажи, научные разработки.

Первоначально речь шла об участии в конкурсе работ только средней возрастной группы, но в дальнейшем были определены три (1-4, 5-8, 9-11-е классы, а также смешанные группы).

Членам жюри (а в него вошли сотрудники Научно-методического центра, заслуженные учителя округа, заведующие школьными библиотеками) пришлось непросто. В конкурсе приняло участие 840 учащихся из 64 школ. Были представлены как авторские работы, так и сборники.

Любая оценка субъективна, тем более, если речь идет о литературном и художественном творчестве. Поэтому объективности ради, были разработаны критерии оценки:

 

№ п/п

Kритерий

Максимальное кол-во баллов

Эксперты

Итого

I

II

III

1.

Раскрытие основной темы (соответствие темы и содержания)

10

       

2.

Авторский стиль (творческая оригинальность)

10

       

3.

Убедительность

10

       

4.

Эмоциональность

8

       

5.

Грамотность

5

       

6.

Иллюстративность

6

       

7.

Дизайн книги

6

       

8.

Издательское оформление (выходные данные)

5

       
Итого:          

 

Каждую работу смотрели независимо друг от друга три эксперта (методист центра, учитель и библиотекарь). Оценки нередко расходились, бралась средняя арифметическая. На будущее – хотелось бы среди членов жюри видеть профессиональных журналистов, литераторов, писателей, – одним словом, людей, не связанных с учебным процессом.

Некоторые работы можно было предугадать: «за любовь и неизменную верность в исследовании пушкинской темы с пожеланием сохранения постоянства и дальнейших успехов в изучении наследия великого русского поэта» была награждена школа № 3532. Или замечательный сборник об истории знаменитой арбатской школы № 59. Но, к счастью, многие работы оказались настолько неожиданными, что при подведении итогов стали возникать некоторые дополнительные номинации. «За смелость, оригинальность в разработке молодежной тематики» был награжден ученик 10-го класса лицея № 1500 Даниил Рудой. Его повесть, которой зачитывались слегка шокированные члены жюри, – похождения юного Дон Жуана, написанные к тому же от первого лица. Жюри приходилось проявлять не только компетентность, но и педагогическую толерантность: девушка, приехавшая с родителями из Чечни, пишет о своей малой Родине, юноша – воспитанник детского дома – размышляет о превратностях человеческого бытия, одноклассники вспоминают трагически погибшую подругу – самую красивую, самую талантливую в классе… Как пройти мимо этих работ – в чем-то несовершенных, но таких пронзительных?

А какая досада, когда интересное произведение оказывается совершенно беспомощным с точки зрения книгоиздательской культуры и оформления выходных данных? Недоглядели… Но конкурс есть конкурс, и одно из его непременных условий: творческая работа – это не сочинение на свободную тему, а именно первая книга! Тут библиотекарю все карты в руки: и библиографическое описание на обороте титульного листа сделать, и выходные данные правильно поместить, и авторский коллектив и консультантов не забыть. Отрадно, что в целом ряде школ над книгой трудились ученики и учителя вместе, что было указано на обороте титульного листа.

Одним из полученных результатов можно считать тот факт, что в школах появились свои школьные литературно-художественные альманахи. Хочется надеяться, что альманах № 1, представленный на конкурс, не станет единственным.

Ряд работ хотелось бы порекомендовать для участия в общероссийских конкурсах. Документальные исследования своей генеалогии достойны конкурса «Человек в истории».
А какой искусствоведческий анализ малоизвестных страниц жизни и творчества народного художника Лактионова представила его внучка!

Подведение итогов прошло как яркое шоу: в очень хорошем темпе (за час!), с ведущими, которых теперь и на вручение «Оскара» отправлять не страшно. В зале и совсем юные участники, и выпускники. И у всех приподнятое настроение! Между объявлением призеров звучали музыкальные импровизации, исполнили танец в стиле кантри – талантов в школах округа хватает. А вот участники конкурса прочли лишь несколько своих стихотворений, прозы со сцены не звучало, так как организаторы справедливо опасались затянуть награждение. Надеемся почитать лучшие произведения в сборнике, который организаторы конкурса планируют выпустить летом.

___________

1 Старейший Дом пионеров в Москве.

2 Школа носит имя А.С.Пушкина и расположена в Басманной слободе, на месте дома, в котором родился поэт.