Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 5 (14) · Вкладка в «БШ» № 09 (117) · 1–15 мая 2004 года
СПЕЦВЫПУСК,
ПОСВЯЩЕННЫЙ МОСКОВСКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАРАФОНУ

Весенний марафон

Светлана Попова

Мед добра и соль упорства

Продолжение темы работы с трудным классом

…И представлялось мне классное руководство так: капитан корабля. На мостике, с орлиным взором, белый китель и на фуражке «краб». Команду строит, проверяет, указания раздает. Все наглажены, как на параде, палуба надраена, корабельная мартышка выловлена и изолирована.

А на деле, оказывается, плывет этот самый капитан со своими матросиками в шторм в открытом море и безо всякого корабля. И надо ему, капитану, корабль из ничего построить, самому спастись и команде не дать потонуть.

…Жила-была школа эстетического развития. Развивала. И, как во всяком порядочном образовательном учреждении, завелись там трудные дети. Такие, что во время урока могут выбежать на улицу, чтоб снаружи классу в окошко постучать. Натурально, всех этих «неадекватных» «складировали» в коррекционные классы. Пусть, значит, подкорректируются для нормальной жизни.

«Пропасть для свободный людей», почему-то как правило, носит в параллели литеру «Г». И учителей детишки получают «для класса Г» – тех, кто умеет вести урок только под стук указки.

И вот, однажды, в 1994 году пресловутое «Г» началось аж со второго года обучения. Кто слабо писал-считал, всех гиперактивных и шалунов собрали в одну неуемную кучку.

Учительница русского и литературы старших классов взяла под крыло 2«Г» с намерением довести до 11-го класса, до выпускного вечера. В школе была создана творческая лаборатория специально для такого эксперимента. И странно, на административном совете идею поддержали все… кроме зама по науке.

Поначалу нашей классной казалось – и сама пропадешь, и коня потеряешь, опускались руки, ни на что смотреть не хотелось. В классе два сильнейших отрицательных лидера, остальные на них равняются. Чуть звонок, дверь настежь и – «а-а-а-а-а-а!!!» – конским галопом по всем этажам.

Пошел классный руководитель к родителям за помощью. А те и сами не знают, чем помочь-то? Одна мама, художница, и говорит: «А давайте я вам Микки Мауса нарисую?» Нарисовала на листе ватмана этого мыша на солнечном фоне. Придумали и написали сверху: «Копилка добрых дел». И дети вдруг наперебой стали рассказывать про свои добрые дела в школе и дома. Всем резко захотелось свою фамилию увидеть на листе с Микки Маусом. Подключили и классную: «А что, у вас добрых дел нету?» У детей, даже буйных, оказалась огромная потребность говорить о хорошем в себе. Через два месяца обстановка в классе стала меняться. А Микки Маус провисел на стене со 2-го по 6-й класс. В пятом классе ввели так называемый «Час приятного общения». Сегодня, когда ребята уже в 11-м, одна девочка написала: «Наш класс – это оазис в жестоком мире».

Постепенно менялась и психология родителей, прежде далеких от всяких школьных дел. Бывало, попросишь папу новую доску повесить и слышишь в ответ: «Да не стану я ходить, хватит того, что жена ходит!» А через пару лет привезли как-то новую мебель в разобранном виде без единого шурупа. Так четырнадцать отцов побежали фурнитуру доставать, стулья скручивать…

Сегодня в классе 25 учащихся, и более 20 родителей активно помогают школе. И кабинет отремонтировали и оформили, и столько книг по методикам разным натащили!

«Работа с родителями должна проводиться индивидуально, – делится классная, – и начинается все с прихода педагога в семью. Как правило, взрослые сами знают, что ребенок непослушный и учиться не хочет.
И когда видят, что педагогу ребенок важен, охотно идут на сотрудничество. Иногда учитель боится говорить о проблемах семьи, всегда ведь можно услышать в ответ «у себя сначала разберитесь». Выход вижу в том, чтоб быть открытой. Да, и мои дети тоже получают двойки. И я не все могу. Не бойтесь попросить у родителей помощи и совета. Если мама говорит «некогда, работаю», спросите прямо: что вам важней, ребенок или зарабатывание денег? Я не глажу по головке родителей, которые хотят за мой счет решить свои проблемы!»

Родители не сразу включились в жизнь класса. Сначала как в песне было «...а в ответ тишина». Тогда ввели график работы родительского комитета: сначала вы, вы и вы, затем смена караула. Пришлось и равнодушным подключаться, неудобно перед другими-то. Выпивающих мам-пап сложно было вовлечь в классную жизнь. Но таких, чтоб вообще в школу не приходили, не было.

Шесть человек из родительского коллектива – с высшим образованием, остальные рабочие. Обстановка в семьях разная. Есть и такая, где и мать сама из трудной семьи, и отца нет, и второй ребенок инвалид. Вот с этой-то трудной мамой классная три года встречалась каждый четверг, потому что мальчишка стал брать чужое. Жила-то вся семья только на пособие, да на пенсию по инвалидности братишки…

Да, были в классе и кражи. Один пацаненок у мамы-продавца стянул из кассы 50 рублей, накупил конфет-печенья, кормил весь класс. И дети ели, зная, что у парня не может быть денег на угощение. На собрании разбирались. Ели краденое, значит, соучаствовали в воровстве – раз. Деньги надо вернуть – два. Постановили: собирайте бутылки, сдавайте, отдавайте долги. За два месяца вернули. После этого случая были единичные происшествия уровня «скрали чупа-чупс».

В 6-м классе свалилась обычная беда: перестали учиться, баклуши бьют, 16 двоечников. Собрался родительский комитет, обязал виновных предстать пред ясные очи с дневниками. Выясняли и договаривались, разбирались и обещали, хвалили и пропесочивали. И так пять недель подряд. Четверть закончили с двумя неуспевающими.

«Дети не всегда могут сами взять себя в руки, – считает классная, – нужно им помогать!»

Сейчас в параллели три 11 класса, и бывший «Г» на первом месте!

Знаете, так странно, когда педагог хвалит, говорит «отличный мальчишка, во!» и показывает большой палец, а мальчишка из пьющей семьи, и сам пьет вино, две попытки суицида было, ушел из школы после девятого класса, потому что живет с бабушкой и работать нужно… «Зато он чудесно играет на гитаре, – говорит классная, –открыт для общения, и на него можно положиться. Недавно его сняли с учета в милиции…»

Помогло классу и то, что школа с эстетическим уклоном. Задействовали в работе все, что только предлагалось: и компьютерные классы, и кукольный театр, и музыку, и драматическую студию.

Каждый четверг классный руководитель с журналом в руках ждет родителей. Но прийти можно не только с ребенкиными проблемами, но и со своими личными, семейными трудностями. Просто поговорить. Пожаловаться. Это именно душевное и духовное общение.

Традиции класса живы все годы обучения. В начале четверти планируются мероприятия, выбирается помощник классного руководителя, главный по столовой, ответственный за цветы, за фонд класса. В конце четверти – праздник.

Уже обговаривается выпускной бал. Решили пригласить тех, кто учился рядом, все непростые годы, но ушел из школы после 9-го класса. Оно ведь все равно наши, правда?

Классная беспокоится, что несколько человек в классе могут не сдать ЕГЭ, просто не потянут. Зато двое мальчишек уже теперь отличные шоферы, понимают в автомобилях все, отличные ремонтники. Ну, поступят учиться не сейчас, а после армии. Главное, у детей есть установка на успешность, есть потребность быть хорошими людьми.

…И корабль плывет…