Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я иду на урок

Елена Макарова

Симфония классификации

Библиотечный урок – это весело!

Играющий тренер

Елена Ивановна Макарова
заведующая библиотекой школы № 1302
г. Москва

Всем хорошо известно, что музыку записывают специальными знаками – нотами. Даже существует специальная грамота – нотная. Татьяна Толстая в своем романе «Кысь» записала музыку тоже значками, но другими – буквами. Которые сложились в слова, и… зазвучали… музыкой. В головах читателей. Не удивляйтесь! По крайней мере два человека, не ведая о существовании друг друга, признались, что при чтении одного и того же отрывка они слышали музыку!.. И вполне определенную – А.Шнитке и С.Губайдулиной. Причем, один был профессиональным музыкантом и библиотекарем, другой – профессиональным читателем с гигантским стажем. Очень даже может быть, что автор «Кыси» и не подозревает о таком «музыкальном» эффекте своего произведения, но он имеет место. И выяснилось это не где-нибудь, а на «Библиотечной школе» второго созыва, где проходило практическое занятие по методике «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на примере прямо-таки библиотечного отрывка из романа Т.Толстой «Кысь»1. Казалось бы, какая связь? Но все по порядку.

Организаторы Бибшколы предложили мне подготовить занятие для коллег-учениц второго «созыва». Одним словом, выступить играющим тренером (и учиться, и учить, вернее – демонстрировать возможности методики РКМЧП в практике школьных библиотек). В последнем номере «БШ» за 2002 год (№ 24, с. 25) был опубликован отрывок из романа Т.Толстой «Кысь» и предложение сделать по нему библиотечный урок, а варианты присылать в редакцию. Когда я впервые читала роман, вещь затейливую и непростую, дойдя именно до этого фрагмента, хохотала до слез. Он запал в мою душу своей библиотечностью. Почему бы и не взять такой замечательный отрывок из романа «Кысь» для практического занятия? Вопрос только, как его подать, чтобы интересно было?

Стояла я в тот день перед коллегами и думала: главное «шагнуть», а там хоть кто-нибудь да поддержит. Начать, удивить, заинтриговать… и увлечь в работу. И все время держать очень быстрый темп, чтобы народ не расслабился. Вопросы, вопросы, задания.

«И настал урок». Репортаж

– Итак, все мы работаем в школьных библиотеках. Давайте начнем наше занятие с игры. Для начала рассчитаемся на 1–5 и разобьемся на пять групп. И сразу же первое задание.

Вспомните любимые книжки: как они у вас дома на полочках стоят, стопочками лежат … А вот если к вам неожиданно гость дорогой придет и захочет он в вашей домашней библиотеке какую-то конкретную книжку найти самостоятельно. Сможет он это сделать без вашего участия?

Аудитория задумалась и нестройным хором ответила: «Это вряд ли. Нет уж, куда там»… Запомним наши впечатления.

А ведь и правда, домашние библиотеки бывают такими разными. Одну из них описала Т.Толстая в романе «Кысь», где главный герой, молодой человек по имени Бенедикт, был большим книгочеем. И когда он женился на милой его сердцу Оленьке, тесть подарил ему целый склад книг, где «вдоль стен все полки, полки, полки, а на полках-то все книги, книги, книги! И большие, и маленькие, и всякие». Одна беда, книги расставлены так, что нужную очень сложно найти. И решил Бенедикт расставить их так, как ему это удобно.

Давайте почитаем, что об этом написано в романе (с. 206–209). Каждому слушателю раздаются готовые страницы с текстом. Условие: читать быстро, не вдумываясь, не делая никаких пометок, без комментариев. Необходимо получить лишь общее представление о тексте.

В зале на целых семь минут воцарилась тишина. Все читали отчаянно стараясь сдержать рвущиеся на волю эмоции.

«На полках в складе давно порядок заведен: сразу видно, какой книге где место. А то у тестя Гоголь рядом с Чеховым стоял – сто лет ищи, не найдешь. А на все наука должна быть, али сказать система. Чтобы не тыркаться без толку туда-сюда, а сразу – пошел и взял… “Бенвенуто Челини”; “Чешуекрылые Армении”; выпуск пятый; Джон Чивер; “Чиполлино”, “Черный принц” – ага, вот и ошибся, эту не сюда; “Чудо –дерево”; “Чума”; “Чумка у домашних животных”; “Чум – жилище народов Крайнего Севера”; Чулков; “Чулочно-носочное производство”; Чулаки; “Чукотка. Демографический обзор”; Чандрабхагнешапхандра Лал, том восемнадцатый; “Чень-Чень. Озорные сказки народов Конго”…» и так далее и тому подобное (с. 206).

«Блиц-опрос» участников в очень быстром темпе:

– Ваше первое впечатление как читателя о данном отрывке? – выразить одним словом.

– Ваше первое впечатление о нем как библиотекаря? – выразить двумя словами.

– На первый взгляд (не вчитываясь и не вдумываясь), как сгруппированы здесь книги? – не более трех слов.

Вот какие получились ответы:

Одно слово – Какофония! Кавардак. Система! Каламбур. ББК (библиотечно-библиографический кошмар).

Два слова – Попытка классификации. Ноу Хау. Система шиз. Наведу порядок.

Три слова – Знает, что хочет. Это чувственная расстановка. Не все просто. «В ожидании Годо».

Играть так играть – все участники занятия волевым решением ведущего объявляются сотрудниками «Частной библиотеки имени Бенедикта». Каждая группа становится хранителем одного шкафа-отдела, которому соответствует конкретный фрагмент из только что прочитанного текста. Например, отдел № 5 получил в свое владение такие книги: «Муму», «Нана», «Шу-шу…», «Вивисекция», Тютюнник, Чавчавадзе, «Озеро Титикака» и т.д. Причем, никто ничего не может выбирать. Фрагменты – «шкафы» заранее размечены и их раздает ведущий. Они у всех разные по наполнению, объему, тематике.

У нас – производственное совещание сотрудников библиотеки имени Бенедикта. Познакомиться надо. Каждый отдел (группа) должен рассказать о своем фонде, его особенностях, т.е. представить себя коллегам. На подготовку – две-три минуты.

И пошли «самоотчеты», объяснения себе и товарищам о том, куда их угораздило попасть. Кто – в «Гуталиноварение», кто – в «Що за птиця?», а кто и в «Огненные объятия» угодил. Тем не менее отделы представили себя быстро, весело, на хорошем профессиональном уровне.

Но так как «трудимся» мы в частной библиотеке, ее владелец Бенедикт желает знать, почему в отделах при расстановке книг обнаруживаются какие-то «пробелы», непонятные переходы от одной темы к другой. Например, «Сартр, Сартаков, “Сортировка бытового мусора”, Софокл, “Совморфлоту – 60 лет”, “Гуманистические аспекты творчества Шолохова”». Объяснить надо. (На подготовку не более 2-х минут).

Наши «труженики» быстро включились в работу и выдали остроумные ответы. Оказывается в нашей «библиотеке» застановки случились из-за того, что «полка кончилась», «провели списание», «выдали читателям», а в одном отделе все непонятное «собирают в кучки по степени непонятности». Так-то вот. На любой вопрос любого работодателя ответим легко и непринужденно. Кем-то даже был брошен лозунг: «Если нет своей версии, возьми у товарища!» Одним словом – с нами не пропадешь!

И вдруг – срочное объявление об очередном испытании. В библиотеку имени Бенедикта поступили новые книги согласно списку, который раздается во все «отделы».

Список новых поступлений
в библиотеку имени Бенедикта

1. Коваль. «От девяти до девяноста».

2. Мамин-Сибиряк.

3. А.Кристи. «Убийства в алфавитном порядке».

4. «Эффект Косичкиной».

5. «Малышам о звездах».

6. Черепашки-ниндзя.

7. Морской бой: стратегия и тактика древних викингов.

8. Кулинарные традиции мира.

9. Драбкина. «Черные сухари».

10. Грач – птица весенняя.

11. Огородников.

12. Морепродукты: салаты и закуски.

13. Беляев. «Человек-амфибия».

14. «Уральский следопыт».

15. С.Могилевская.

16. Чапек. «Календарь садовода».

17. Дэвидсон. «Операция носорог».

18. С. Шарапов. «Сотвори свою смерть».

19. Пищулин.

20. «Древо познания». Иллюстрированный справочник для всей семьи.

Каждый «отдел» нашей библиотеки должен отобрать себе книги и обосновать этот выбор, поскольку вся литература поступила по одному экземпляру.

Работа закипела. Каждому хочется получить побольше. Уже тянутся руки: «Готовы! Готовы. И мы тоже!».

Как делили новые
поступления

«Дележ» шел очень корректно, профессионально, спорные книги распределялись обосновано. Например, по букве алфавита, присущей именно их «отделу», по ассоциациям и даже по знаку «тире» и цветовой гамме в названиях книг. Но один бестселлер под названием «Черепашки-ниндзя» стал просто камнем преткновения. Одни эту книгу требовали, потому что «у них – черепахи!», у других оказывается «уже есть про ниндзь», а третьи вообще собирают «все на букву Ч». Страсти разгорелись нешуточные! Производственный конфликт да и только. Но победили дружба и юмор. Коллектив решил, во избежании споров, выдать эту книгу читателю на дом или отправить ее в передвижку.

Таким образом мы разобрались с новыми поступлениями, книжной группировкой в «шкафах» и даже имя у библиотеки есть. Но! Отделы-то наши остались безымянными. Придется срочно придумывать названия и объяснять, почему такие, а не другие.

Вот, что получилось:

отдел 1 – «ЧКУ имени “Що за птиця?”», т.к. книжки у них именно на эти буквы Ч, К, У, да в придачу еще такой издательский шедевр под названием «Що за птиця?».

отдел 2 – «Цветной мир людей и животных». Здесь оказались все цвета радуги в названиях книг. Плюс литература о человеке и его качествах, свойствах, а также немножко о животных.

отдел 3 – Произносится хором громко и выразительно: «Дети в смертельных объятиях моря!». Потому что у них собраны издания о детях, море и «его окрестностях», а также всякие «смертельные» ужастики.

отдел 4 – «Евгенин–4». Коротко и загадочно, а объяснение очень реальное. Здесь хранятся книги: на слоги «евге» и «нин», по наличию в названиях знака «тире», а «4» – это просто номер отдела.

отдел 5 – Произносится громко и с большим пафосом: «Сплетенье рук, сплетенье ног в одну сплошную какофонию!». В этих книгах все про руки-ноги. Одним словом, с объявлением очередного названия хохот в зале только усиливался. Казалось бы серьезные все люди, солидное мероприятие, а веселились как дети. Ведущая же скромно в сторонке утирала слезы от смеха, что сразу же было откомментировано–«Преподаватель выведен из строя!»

На этом мы не успокоились. Еще остались нерешенные «производственные» вопросы. Мы же не определили, как будет в целом называться система расстановки книг в библиотеке имени Бенедикта. У кого-то по УДК, где-то по ББК. А у нас как?

И здесь народ раскрылся в полной мере. Смех, шутки, хорошее настроение и трудовой энтузиазм выдали нам такие нестандартные библиотечные классификации:

– «Ассоциативная»;

– «Бенедиктоподобная»;

– «Классифицируй сердцем!»;

– «Здравствуй, Кащенко!» (для тех, кто не знает: это знаменитый психиатр, именем которого названа психматрическая клиника в Москве);

– «Прикольно-предметная параллельно-перпендикулярная или 4П».

Это был какой-то ураган положительных эмоций и творческого задора. Но смех смехом, а дело-то движется дальше. Без всяких переходов и отступлений в том же быстром темпе очередные вопросы группам.

Мы – созидатели

А можно ли по обыгранному тексту Т.Толстой или любому его фрагменту провести библиотечный урок? Какой будет тема такого занятия? И, конечно же, необходимо составить его примерный план.

Группы трудились, не покладая рук. Правда, одни подошли к заданиям с реальной точки зрения, а другие выполняли их, продолжая нашу игру. Мы получили как серьезные, так и шуточные варианты будущих библиотечных занятий.

Обобщающим заданием было предложение придумать название ко всему нашему занятию в целом. Они прозвучали мгновенно:

– «Куда поставить Татьяну Толстую?»

– «Бенедиктоведение»,

– «Кысь, меня» и другие.

Наши будущие уроки

Уроки назывались так:

– «Моя личная библиотека : Покупай и властвуй, или Куда хочу, туда и ставлю»;

– «Что, где, почему»;

– «Система ЧКУ, или Убийство под сводами»;

– «Тимуровский десант в библиотеке Бенедикта»;

– «Я – читатель»;

– «А ну-ка, отыщи!»;

– «В моей квартире был ремонт» и другие.

В действительности коллеги с шутками и смехом предложили интересные основы для будущих планов и сценариев. Например, можно поговорить о личной библиотеке, про которую никто и не вспоминает. А хорошо бы обсудить, где, что и как там стоит, можно ли сделать это более рационально. Заодно предложить несколько шуточных вопросов все из того же текста Т.Толстой, а потом рассказать о существующих системах расстановки библиотечных фондов.

Другая группа предложила выбрать примеры и сделать карточки: а) только с названиями книг, б) только с фамилиями авторов и обыграть типы расстановки на этих необычных примерах. Попытаться вместе с детьми разобраться, по какому принципу у Т.Толстой собраны книги, и как их расставить, чтобы было легко найти. Коллеги дополнили подобный вариант так: наделать карточек с веселыми названиями и предложить ребятам расставить их в соответствии с таблицами ББК, рассказав о них предварительно. И здесь поднимается серьезная проблема, как объяснить детям логику расстановки книг по тому или иному принципу. Интересно будет предложить детям придумать собственные расстановки, а лучших наградить медалями «имени Бенедикта».

Следующая группа считает, что из этого «библиотечного» отрывка можно сделать рекомендательные указатели для детей и взрослых: «Что читать сегодня, завтра, через год», или «Рекомендательный список товарищу», или «Посоветуй прочитать родителям». Обсуждался и такой вариант занятия, придуманный по фрагменту текста – одному его слову – «Шмелев». И смотрите, какой ассоциативный ряд-план выстраивается в подобном случае: Шмелев – «Лето Господне» – праздники на Руси – Православное Рождество – как его отмечали в старину у нас в стране. И заглавие подходящее – «Рождественский стол».

Поступило также предложение провести с учащимися проблемное занятие на тему «Выбери, что лучше – автор или название», в ходе которого можно поговорить о принципах расстановки книг, познакомить ребят с «Библиотечно-библиографическим описанием в системе ЧКУ» (см. выше), обсудить животрепещущий вопрос «Ч – главная буква алфавита!», провести обзор книг с полки «имени удава К», поиграть в разные игры: «А ну-ка, отыщи» или «А ну-ка, разберись» и другие.

Как видите, вариантов масса. Но хотелось бы уточнить, как в них наиболее ярко, эффективно использовать наш многострадальный текст. Уже звучало предложение – «наделать карточек» из него. Потом решили организовать вынос лозунгов на его основе и заодно плакатов наделать. А ведь еще можно устроить выразительное чтение фрагментов по принципу стихотворного монтажа «под пионеров» на 2–3 человека с предварительной подготовкой (мы это потом сами опробовали. Впечатление – сильное). Или же просто взять самое начало романа «Кысь», подобрать к нему соответствующую музыку и устроить проникновенное чтение с целью приобщения детей к хорошей литературе.

Но и на этом задания и энтузиазм не иссякли. Вопрос ко всей аудитории: какой из только что созданных библиотечных уроков вы захотите применить в своей работе в вашей собственной школе? Отвечали все поочереди, вернее по кругу, т.к. сидели за одним редакционным столом. Чаще всего звучало желание использовать отдельные «кусочки» из разных сценариев.

А завершали мы наше необычное занятие чисто по-библиотечному – предложением посетить школьную библиотеку и познакомиться с творчеством Татьяны Толстой по Биографическому словарю «Русские писатели ХХ века», а также посмотреть выставку ее произведений. Кроме того, наши группы заполнили краткую анонимную анкету, где поделились своими впечатлениями о прошедшем занятии. Отзывы были хорошими. Коллеги даже предложили письмо написать Т.Толстой о нашем способе знакомства с ее книгой. А кто-то заявил, что ему теперь хочется прочитать «Кысь», хотя раньше этот роман «не пошел».

Без эмоций
Комментарий к уроку

Занятие получилось веселым, но очень объемным. А ведь еще предстояла методическая часть – что за чем и почему. Разобраться во всем тоже надо. Взяли серьезную проблему – как интересно и доходчиво рассказать детям о библиотечной классификации, проиграли и обыграли ее, получили практические результаты и идеи на будущее. Более того мы создали два совершенно новых занятия – для детей и для взрослых. Но остался еще вопрос для обсуждения – можем ли мы считать наше занятие, проведенным по методике РКМЧП? Ответ оказался единодушно положительным. И действительно, за игровой формой явно прослеживаются все этапы методики – вызов, осмысление, рефлексия. Помимо этого был и предварительный, организационный этап, где оговаривались условия и время работы, разбивка на группы, очередность выступлений и т.д. А затем – этап вызова. Он у нас оказался многоступенчатым, множественным. Судите сами. Во-первых, приглашение к игре (в самом начале). Во-вторых, момент неожиданности. Никто не знал, чему точно будет посвящено занятие, потому что в программе Бибшколы стояла лишь обтекаемая фраза. В-третьих, вызовом стал сам библиотечный отрывок из романа «Кысь», такой яркий, необычный, абсурдный. В-четвертых, требование его читать быстро и без комментариев, что было просто необходимо для обеспечения эмоционального настроя в дальнейшей работе. В-пятых, блиц-опрос, переход «в библиотеку имени Бенедикта» и т.д. В-шестых, и не последних, очень строгая ограниченность во времени и словах, высокий темп работы в целом. Согласитесь, условия – сложные, но интересные. Так, на неожиданностях, удивлении и собственном задоре народ быстро втягивался в работу. А там – вопросы, вопросы и задания.

Стадии осмысления и рефлексии (формулирования выводов) шли у нас параллельно, тесно переплетаясь, и разделять их нет смысла. Участники постоянно размышляли над поставленными перед ними проблемами, обдумывали их, привлекая при этом свой житейский и профессиональный опыт, вскрывая залежи юмора и фантазии, делали какие-то выводы и шагали дальше. Наша команда шаг за шагом прошла все этапы работы с толстовским текстом. И это выглядело как подъем по лестнице – участники делали шажок, обдумывали, добавляли новые знания к уже имеющимся и шагали дальше. И если в начале пути имелся какой-то непонятный текст с набором слов и эмоций, то в результате выполнения коротких и несложных, последовательно выстроенных заданий, появились логика и смысл. Первоначальная «какофония» сменилась симфонией, – «гармоничным соединением»2 слов, действий, целей. Причем, вопросы формулировались строго по принципу – от простого к сложному. Задачи ставились понятные и посильные, что, несомненно, стимулировало творческую активность и мыслительную деятельность участников. Здесь-то как раз мы и услышали впечатление библиотекаря из Алма-Аты о том, что у нее текст Т.Толстой звучал, как симфония А.Шнитке.

А еще в ходе урока всегда соблюдался принцип безоценочности. Принимался любой ответ (правильный, неправильный, шуточный, всякий) без комментариев. Есть ответ, и большое спасибо за него. Это создавало атмосферу успеха. Человек ответил на «коварный» (или не очень) вопрос, смог его решить. Его за это благодарят. Так он еще что-нибудь хорошее придумает и еще чуть-чуть сверх того даже.

Наше «толстовское» занятие подтвердило возможность и желательность использования методики РКМЧП в практике школьных библиотек. Она позволяет раскрепостить творческий потенциал как детей, так и взрослых. Ее применение способствует росту авторитета библиотекаря и библиотеки. Необходимо также отметить, что мы, школьные библиотекари, вольно или невольно, вносим свою специфику в эту педагогическую методику. Так любое библиотечное мероприятие целесообразно завершать чем-то чисто библиотечным – обзором книг, беседой у выставки, приглашением заходить в библиотеку и т.п., что придает завершенность занятию и подчеркивает его библиотечность. А если еще есть возможность, то хорошо бы в конце занятия получить от участников краткий отзыв о проведенном мероприятии. Для этого можно заранее заготовить очень краткие анкетки.

Хотелось бы сказать несколько слов о роли ведущего. Его поведение, манера вести занятие, удерживать темп очень важны для раскрепощения аудитории и вовлечения ее в плодотворную работу. Занятие можно строить в виде беседы, игры, обсуждения и т.д. А вопросы формулировать так, чтобы они были интересны и актуальны именно данной аудитории. Они не должны вызывать отрицательных эмоций или страха за их невыполнимость. Наоборот! Все задания – понятны и легко выполнимы. Участники также должны видеть, что их ответы интересны ведущему. Ему важно услышать личное мнение каждого. Затем будет не оценка и комментарий, а совместный разговор на интересующую всех тему.

Так, играя и размышляя, мы прожили разные моменты нашего урока – реальный, фантастический, библиотечный. Получили в результате несколько интересных планов занятий, методику их проведения и массу новых идей. Подобные занятия, несомненно, обогащают наш собственный опыт, способствуют сближению участников, их взаимопониманию и дружбе.

Приложения

План практического занятия
«Мой книжный шкаф»

(по роману Т.Толстой «Кысь»)

Организационная часть

1. Будут необходимы копии текста Т.Толстой для каждого участника («БШ» 2002. – № 24. – С. 25) без редакционного задания и всех заголовков, а также копии «Списка новых поступлений в библиотеку имени Бенедикта» по одному на группу.

2. В общих условиях оговаривается: на подготовку заданий отводится 1–4 мин., на выступления – 1–3 мин.

Ход урока

Часть первая

1. Вступление.

2. Раздаются копии отрывка (на чтение уходит 7 минут – проверено заранее).

3. «Блиц-опрос»:

– ваше первое впечатление (как читателя) о данном отрывке (сегодняшнее или на момент первого прочтения) – выразить одним словом,

– ваше первое впечатление библиотекаря об этом отрывке – выразить двумя словами,

– на первый взгляд (не вчитываясь и не вдумываясь), как сгруппированы книги в предложенном тексте – только три слова.

4. «Частная библиотека имени Бенедикта», а каждая группа – хранитель одного шкафа-фрагмента текста Т.Толстой. (Раздача шкафов).

Часть вторая

1. Как сгруппированы книги в вашем «шкафу»?

2. Чем можно объяснить неожиданные переходы в системе расстановки от одной темы или буквы к другой?

3. Распределите по «отделам» новые поступления согласно «Списку». Обоснуйте свой выбор, т.к. вся литература пришла только по одному экземпляру.

4. Как в целом назовем расстановку книг в библиотеке им. Бенедикта?

Часть третья

1. Можно ли по предложенному тексту или его фрагменту провести библиотечный урок для учащихся? Обоснуйте свое мнение.

2. Какой может быть тема подобного урока?

3. Предложите примерный план библиотечного урока по отрывку из романа Т.Толстой «Кысь». Укажите, как будет использоваться текст произведения.

Вопрос к аудитории: Какой из только что созданных библиотечных уроков может больше всего вам пригодиться в вашей школе? Обоснуйте свой ответ.

Заключение

1. Озаглавьте наше данное занятие в целом.

2. Заполните, пожалуйста, краткую анонимную анкету-отзыв на наше занятие.

Анкета участника мастер-класса «Библиотечной школы» ИД «ПС» январь 2004 г.

1. Данное занятие оказалось:

– бесполезным,

– полезным,

– заинтересовало,

– оставило равнодушным.

2. Почему?

Из ответов

Буря эмоций!

Абсолютно все продумано.

Библиотечный урок – это весело! Большое спасибо! H

Фото Ивана Васильева

Спонсор публикации статьи: пpoизвoдcтвeннaя кoмпaния «Интep-купe» предлагает по выгодным ценам приобрести шкaфы-купe и кopпуcную мeбeль, изготовленные по индивидуальным проектам. Воспользовавшись услугами компании «Интep-купe», Вы сможете заказать высококачественный шкаф купе, который идеально впишется в интерьер Вашей спальной, гостиной, прихожей, детской комнаты, библиотеки или офиса. Подробнее ознакомиться с предложение, и увидеть фотографии изготовленной мебели, можно на сайте компании «Интep-купe», который располагается по адресу http://www.intercoupe.ru/

_________________

1 Толстая Т.Н. Кысь : Роман. – М.: Подкова, 2003.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. : «Рус.яз.», 1986. – С. 623.