Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша школа

Наталья Маршева

Обыкновенные воробьи

Может быть,
еще не все потеряно.
У каждого из
нас свои трудности.

Наталья Абрамцева

Наталья Владимировна Маршева
заведующая библиотекой школы-интерната для глухих детей

г. Киров, Калужская обл.

Мы, «школьницы», всего лишь обыкновенные воробьи – голодные, замерзшие, скандальные. «Может быть, пусть прилетают…», – решили однажды в редакции.

И они ведь прилетели – со своими вопросами, проблемами, надеждами, удачами, разочарованиями, успехами, трудностями… Все – к одной кормушке, где тепло и радостно, где все вместе, где были приняты и обласканы.

И клевали, и подхватывали крупинки опыта и зерна новых технологий. Беспокоились и сомневались – переживем ли холодные времена, сохранится ли кормушка, грозит ли унылое одиночество? Чирикали – по делу и без дела, но ведь не молчать же, ведь никто не услышит тогда, что плохо нам, плохо. И уж так распушились, что хозяева кормушки стали сомневаться в своей нормальности. И все заметили, что как-то по-другому жить стали: в голове – сплошная невесомость, а вокруг робкие и застенчивые люди, в чем-то похожие друг на друга, ожидающие чуда.

Я хочу поведать Вам о некоторых чудесах, произошедших со мной в январские дни наступившего года, когда меня пригласили в Москву в Издательский дом «Первое сентября» на 2-й курс Библиотечной школы.

Беспокоились и сомневались – переживем ли холодные времена, сохранится ли кормушка, грозит ли унылое одиночество?

Признаюсь, что я хоть и согласилась приехать на учебу, по большому счету учиться особо не хотелось. Вероятно, сказывались усталость и устоявшееся переутомление. Поэтому ехала с огромным желанием отдохнуть в компании приятных людей. Однако, программа обучения была такой плотной и насыщенной, что об отдыхе пришлось скоро забыть.

И клевали, и подхватывали крупинки опыта и зерна новых технологий.

Полагаю, что в какие-то моменты я была излишне откровенной и открытой, пожалуй, даже несдержанной. Наверное, Рождество повлияло на мое состояние. Отдаю себе отчет – насколько важным был этот период в моей жизни. Искренне признательна тем, кто был рядом со мной в момент моего обновления, если хотите, перерождения, а это, как известно, процесс не простой и довольно болезненный.

Будучи на 1-м курсе в Библиотечной школе, училась у писателя Вадима Левина слушать слова…

И уж так распушились, что хозяева кормушки стали сомневаться в своей нормальности.

Господи! На все твоя воля… Но почему меня не научили этому в школе, когда я была ребенком? Сколько я пропустила, не поняла, проморгала. Теперь понимаю – почему я плохая школьница в моем понимании, почему никогда не стремилась получить дополнительный документ об образовании. Отличные оценки, красный диплом – это не мои знания, это всего лишь цифры, цвет, муляж, «кукла» и т.п. В марте 2001 г. в мою жизнь вошла «школа».

Вспомнились слова Роберта Рождественского:

Твердят:
«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…

Я полюбила учиться. Мне всегда хотелось получать удовольствие от учебы, а не от обучения, которое присуще нашему образованию. Нас и наших детей только и делают, что обучают так и этак, по-разному и по-всякому. Да простят меня организаторы 2-го курса БШ: в тот момент, когда проявлялись типичные признаки традиционной школы, я мгновенно реагировала на это весьма нехарактерным поведением.

Тот 1-й курс Библиотечной школы стал для меня многим. Это было радостное событие в моей жизни. Подобную радость я испытывала, шагая по асфальтированным дорожкам среди роз и кипарисов по ночному Артеку, когда-то давно… Моему взору открывались светящиеся окна корпусов-«кораблей» у подножия Аю-Дага и безграничная гладь Черного моря. И все вокруг было легким, свежим, по-настоящему – сказочным.

Чирикали – по делу и без дела, но ведь не молчать же, ведь никто не услышит тогда, что плохо нам, плохо.

В первые дни 2-го курса наши лица светились. Мы искренне радовались встрече друг с другом: со многими были знакомы по предыдущему курсу, по публикациям в газете «Библиотека в школе», по переписке. Нам всем хотелось поздравлять коллег с Новым годом, с рождением внуков, с личными успехами, с новым директором, со всем хорошим и добрым, что произошло в нашей жизни. Нам хотелось общаться. Мы и приехали, чтобы разговаривать, как равный среди равных. Так не хватает зачастую такого общения у себя на местах. А здесь в школе мои коллеги – уставшие и одинокие Василисы Прекрасные; скромные труженицы, обожающие свои библиотеки; мамы и бабушки, выразительно читающие слегка потрепанную книжку; удивительно красивые женщины. О-о-о, как много дало мне это общение – профессиональное и просто человеческое.

Я ехала на 2-й курс с желанием узнать – какое настроение у коллег? Все мы отлично знаем дело и прекрасно понимаем необходимость перемен, и в большинстве своем готовы к серьезным изменениям, касающимся школьных библиотек. Но, увы, пока их не чувствуем и не ощущаем. Показухе же противимся. Не может быть «пира во время чумы». Ни в коем случае не хочу обидеть участниц конкурса «БиблиОбраз», среди которых есть и наши, бибшкольницы. Они – молодцы! Своими собственными средствами, силами и здоровьем они в очередной раз показали, на что способна библиотечная братия. И вроде проблемы конкретные в очередной раз обозначили перед власть имущими. Но вот уже полгода прошло после отзвучавших фанфар, а «воз и ныне там». И задаемся мы вопросом: «А нужен ли был приз?..»

Сложно определить: что сейчас важнее – денежная премия или приобретение статуса? Лично меня более обрадует второе. Далее положение невесомости становится просто невыносимым. Мы же – библиотекари – не отсутствуем и не завтра готовимся открывать двери библиотек. Мы – здесь и сейчас. А жизнь,
к сожалению, проходит. Хотелось бы прожить ее достойно. И счастливыми мы должны быть не потом, а сейчас. Все 49 500 человек – людей библиотечного дела. А ведь это сила, если мы вместе.

Прозвучавший ранее призыв «Выпускники всех школ, объединяйтесь!» стал во второй Библиотечной школе действительностью. Сумевшие приехать на 2-й курс были одним целым. И те, кто отсутствовал по каким-либо причинам, тоже были с нами: мы постоянно там или тут упоминали их имена, отмечали успехи, интересовались их жизнью и работой. Атмосферу, дух и настрой школы во многом стал определять ход нашей жизни. Мы стали понимать, что нам тесно в замкнутом пространстве, и необходимо вырываться из него – будь то участие в ассоциациях и профессиональных объединениях, выход к общественности или связи с социумом. Кто-то решил вступить в РБА, а кто-то – учиться в аспирантуре, другие решили создать местную организацию школьных библиотекарей, а некоторые нашли новых спонсоров. Каждый смог оценить свои возможности и найти им применение. Были и те, кто решил уйти из школы. И это их право, их путь.

Вот так-то…

А рядом слышу: «Ты говоришь о том, что думаю я!», «Мы с тобой во многом похожи», «У меня те же проблемы, что и у тебя».

– Господи! Я не одна!

И я впервые, радуюсь, что это болезненное состояние озабоченности профессией не только у меня. Чудеса, да и только – я ведь не одна и не «белая ворона», а такая же, как все. И было очевидно, что «болит» у всех.

А значит надо лечиться? И мы пытаемся – нашими разговорами после уроков в коридорах и на лестницах Издательского дома, душевными беседами на прогулках и в гостинице, размышлениями в метро, ночными раздумьями. Проезжаем станции и блуждаем в подземных переходах, гуляем по заснеженной Москве, ставим свечу в храме… «Господи! Помилуй!» И вдруг слышу… колокольный звон. Права Люда – я есть! Я живу, дышу, хожу, думаю. Я – есть! Но что-то в моей жизни не так.
А чудеса продолжаются. Ольга Николаевна рассказывает про книжку и произносит: «Если болит одна нога, у вас проблемы с мужчиной, другая – с женщиной, а если обе – вы идете не тем путем». Бог ты мой, где же он тот путь? Не за этим ли я и приехала сюда, чтобы найти его?

Вот тут-то передо мной и открываются пути – только выбирай. Так, например, работают коллеги в школах России и за рубежом. А это библиотека им. А.П.Гайдара и им. М.И.Рудомино. Знакомься – это «Школа самоопределения». Боюсь что-то просмотреть – фотографирую, чтобы не забыть, примечаю, записываю. А чудеса продолжаются: оказывается завучем «Школы самоопределения», которой руководит известный на всю страну А.Н.Тубельский, работает моя землячка – Г.А.Бирюкова. Правду говорят: «Земля круглая». Выпускники Кировской средней школы № 3 – по всей стране. И я восклицаю: «Мы есть!» И то, что происходит вокруг – это ведь мы делаем, мы участвуем, мы совершаем, не кто-то, а именно мы.

«Мы вместе» – это не только название серии книг, подаренных нашим библиотекам. Эти два слова стали лейтмотивом 2-го курса Библиотечной школы. Мы вместе искали ответы на мучающие нас вопросы, мы проектировали и разрабатывали программы чтения, писали эссе и составляли презентации, читали журналы и знакомились с новинками, разбирали «книжный шкаф». Мы были вместе – и от этого ощущали себя счастливыми.

А потом обменивались подарками, крутили «ленту времени» и каждый попытался определить – чем же для него стала Библиотечная школа? Кто-то увидел в ней свет, а кому-то она стала подарком, кто-то обрел свободу и парил в высоком полете. В меня Библиотечная школа вдохнула что-то свежее и чистое, такое непосредственное, но очень нужное мне. Порой это сравнивают с глотком родниковой воды или дуновением легкого ветерка… Идеи, взятые в школе, пробуждают вдохновение и побуждают к творчеству. Создается впечатление, что ты всегда стоишь на пороге больших открытий. И не только мира, людей, книг… Но и себя.

К сожалению, в своей жизни я часто робела и стеснялась, а зачастую даже боялась что-то сделать и сказать не так. Увидев впервые на страницах газеты «Библиотека в школе» свою фамилию, попросту – оторопела, а газету спрятала подальше. А редакция почему-то продолжала печатать мои заметки. Не скрою – мне хотелось немного помочь тем, кто испытывает какие-то трудности в работе, конкретными наработками.

Да простят меня все те, кто принял написанное за обязательное. Свои пути мы выбираем сами. И выбор делать вам. Опубликованное в газете в свое время мне чем-то помогло. А сейчас я ищу новые пути и продолжаю открывать новые имена. и себя.