Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (17) · Вкладка в «БШ» № 11 (119) · 1–15 июня 2004 года

Школа выживания

Ольга Козлова, Дмитрий Растимешин

Трудовой договор, отпуск, совмещение
и многое другое

В школе идет утверждение нового коллективного договора. Всех сотрудников обязывают подписать индивидуальные трудовые договоры. Они составлены двух типов: для педагогических работников и технического персонала. Меня заставляют подписать договор по второму типу. Что делать?

Предлагаю не видеть в этом явной дискриминации Вашей должности. Разделение договоров по типам вызвано тем, что педагогические работники, согласно правительственным постановлениям и распоряжениям имеют иные условия труда и соответственно узаконенные на государственном уровне льготы. Кроме того, в индивидуальных договорах педагогов могут быть оговорены персональные компенсации и льготы, режим труда и отдыха, условия оплаты труда каждого конкретного педагога. Вы вправе взять за основу предлагаемый Вам договор, но существенно его дополнить.

Необходимо только предварительно оговорить с директором все наиболее «горячие точки» вашей работы и договора как то: доплату за работу с учебниками (если она занимает достаточно большое количество времени в Вашей работе), за большой объем выполняемой работы, за работы не входящие в круг основных обязанностей, количество дней дополнительного оплачиваемого отпуска, количество часов по совмещению и др. Директор вправе согласиться или не согласиться с Вашими пожеланиями. При положительном решении – вносите согласованное в Ваш индивидуальный трудовой договор.

Какой все-таки у школьного библиотекаря может быть отпуск?

В проект «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» был внесен пункт об отпуске заведующему библиотекой, как руководителю структурного подразделения продолжительностью 56 дней. Эта попытка централизованного решения вопроса не удалась.

В рекомендуемом Министерством документе это звучит так: « Работники библиотек имеют право… иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами». В предыдущем примерном положении (1998) имелось ограничение дополнительного оплачиваемого отпуска «до 12 рабочих дней». По новому трудовому кодексу таких ограничений нет.

Следовательно, школьный библиотекарь может иметь дополнительный оплачиваемый отпуск, если в коллективном договоре будет отчетливо прописано за что этот отпуск ему предоставляется, сколько дней и из каких средств он будет оплачиваться.

Кто и как должен проводить аттестацию школьных библиотекарей: учреждения культуры или аттестационные комиссии образования?

Вопрос остается без ответа. На федеральном уровне он не разработан. В решении Коллегии имеется лишь вскользь упоминание об аттестации, без намеков на какой-либо механизм ее реализации. Как и раньше, библиотекарям приходится надеяться на расторопность и заинтересованное отношение методистов (специалистов) по учебным фондам, их организаторские решения этого вопроса.

Правомерно ли ведение в школьной библиотеке трех книг суммарного учета для учебников и трех для литературы, а также трех инвентарных книг по источникам поступления: бюджет, внебюджет (школьный), целевой фонд (родительский) как этого требует главный бухгалтер ГОРУО?

Совершенно неправомерно, поскольку приказ Министерства образования Российской Федерации «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» от 24.08.2000 № 2488 предписывает руководствоваться «Инструкцией об учете библиотечного фонда» и утвержденными методическими рекомендациями по применению инструкции. Конечно, ведение такого изобилия книг для удобства бухгалтерских работников в инструкции не предусмотрено.

Должна ли библиотека школы платить налоги с дохода от платных услуг? Какие документы Министерства образования это подтверждают?

Школьная библиотека является структурным подразделением школы и ее коммерческая деятельность, как и всей школы, в последнее время регламентируется специальным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (объявлено приказом Минобразования России от 31.07 2001 № 2846). Следовательно, «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» являются обязательными для исполнения. Естественно, что в документе ничего не сказано о платных услугах школьной библиотеки.

Налогообложение осуществляется в соответствии с законодательством, которое постоянно меняется. Одно время доходы образовательного учреждения не считались доходами от предпринимательской деятельности и налогами не облагались. Затем ситуация изменилась. Что будет после налоговой реформы сказать трудно. В любом случае, доходы, полученные библиотекой, вливаются в доходы всей школы по следующей схеме: образующиеся денежные средства регистрируются в специальном журнале учета и один раз в две недели передаются по ведомости (приходному ордеру) в кассу бухгалтерии. Бухгалтерия ведет учет средств, переданных библиотекой.

Совмещаю работу заведующей библиотекой (13-й разряд) и 0,5 ставки библиотекаря. По стажу и образованию, как мне кажется, я должна получать по 11 разряду, однако, бухгалтер начисляет по 8-му разряду, мотивируя тем, что библиотекарь не имеет права получать выше 8-го разряда, т.к. в школах нет должности ведущий библиотекарь.

В целях экономии средств бухгалтеры трактуют очевидные понятия в удобном для них ракурсе.

В тарифно-квалификационных характеристиках отчетливо показано, что специальность «библиотекарь» имеет градации: ведущий библиотекарь, библиотекарь 1 категории и т.д. и тарифицируется 6-11-м разрядами. Ведь должность «библиотекарь» как таковая присутствует в типовом штатном расписании, и должна оплачиваться исходя из образования и стажа в вилке 6-11-го разрядов. Вы совершенно правы в своем требовании, но зачастую, корпоративные решения бухгалтерских работников бывает трудно оспорить.

Правомерно ли решение районного органа управления образованием установить 0,5 ставки библиотекаря при количестве 13 классов-комплектов?

Утвержденные в 1987 г. типовые штаты для общеобразовательных учреждений по-прежнему применяются органами управления. В них предусмотрена 1 ставка, но уже заведующего библиотекой при наличии 14 классов-комплектов.

Имеет ли право директор школы отобрать у заведующего библиотекой ставку библиотекаря и передать ее педагогу, а выполнение всей работы в библиотеке ставить в прежнем виде?

Согласно закону «Об образовании» ст. 32 директор имеет право перераспределять имеющиеся ставки, исходя из интересов общеобразовательного учреждения. Однако, представитель Министерства, отвечая на подобный вопрос на Московском педагогическом марафоне резонно напомнила, что количество ставок определяется в нормативных документах исходя из реальной нагрузки. «Государство, – сказала тогда И.И.Тараданова, – ничего не дает зря. Положено полторы ставки, значит и обязанностей – на полторы ставки, не меньше». Так что вы имеете право при заключении трудового договора оговаривать круг своих обязанностей и нагрузку. При подобном разговоре вам пригодятся «Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках».

Сколько часов педагогической деятельности может вести библиотекарь в рабочее время?

В новом «Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» предусмотрено добровольное совмещение педагогической и библиотечно-информационной работы.

Конкретное число часов там не обозначено. Решение вопроса, как всегда, за директором школы, однако рекомендуемые старые нормативы – не более 18 часов.

Школа перешла из городского подчинения в подчинение района. Правомерно ли изменение ставки библиотекаря с 11-го разряда на 7-й?

Если библиотекарь не поменялся, совершенно неправомерно. Разряд библиотекарям присваивается по тарифно-квалификационным характеристикам, исходя из имеющегося у работника образования и стажа библиотечной работы. Переподчинение школы здесь абсолютно ни при чем.

Ольга Козлова

Кто и каким решением уполномочен поменять статус школьной библиотеки на статус медиатеки? Обязательно ли при этом меняется штатное расписание? Кто решает вопрос о количестве штатных единиц?

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 ФЗ «Об образовании», установление структуры управления деятельностью, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к исключительной компетенции образовательного учреждения.

Однако на практике указанное решение директор школы никогда не примет без согласования с учредителем, а с июля 2003 г. – с органом управления образованием субъекта РФ, так как финансирование заработной платы отнесено теперь на уровень региональных бюджетов.

Безусловно, указанное изменение статуса или даже простое переименование библиотеки в медиатеку повлекут утверждение нового штатного расписания с новыми названиями должностей работников теперь уже медиатеки.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ место работы (с указанием структурного подразделения), наименование должности, специальности, профессии являются существенными условиями трудового договора, об изменении которых работодатель обязан предупредить работника не позднее чем за два месяца до их введения.

Дмитрий Растимешин