Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2004


РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Истории без обложки

Татьяна Рудишина

Любите живопись, поэты!

Этюд четвертый

Военный

Передо мною, как перед
художником, Война,
и я ее бью, сколько у меня
есть сил…

В.В.Верещагин

«Высматривают», «Окружили – преследуют», «Нападение врасплох», «У крепостной стены. “Пусть войдут!”», «У крепостной стены. “Вошли!”», «Смертельно раненный», «Забытый», «Представляют трофеи», «Торжествуют», «Удача», «После удачи», «После неудачи»…

Нет-нет, это не раскадровка боевика, это названия картин туркестанской серии Василия Васильевича Верещагина. Они были созданы в результате двух путешествий Верещагина в Туркестан с 1867 по 1870 гг.

В 1867 г. назначенный туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа генерал Кауфман подбирал к себе в свиту молодого художника, дабы запечатлеть торжество будущих побед. Ознакомившись с кавказскими рисунками Верещагина, генерал-губернатор дал распоряжение зачислить молодого художника на службу в чине прапорщика.

Верещагин стал не просто свидетелем, но и участником жестокой войны в Туркестане. Трупы на поле боя и смерть в лазарете, изуверская жестокость противника и не менее жестокие карательные операции своих…

wpe24A.jpg (10600 bytes)         

В.Верещагин. После удачи (победители). 1868 г.              В.Верещагин. После неудачи (побежденные). 1868 г.

Самая значительная работа туркестанской серии – «Апофеоз войны». Песчаная пустыня, мертвые деревья, развалины разгромленного города, гора черепов, хищные вороны… Первоначальное название полотна – «Апофеоз Тамерлана». Место действия – Туркестан конца XIV – начала XV вв. Однако художник отказывается от этого названия: оно слишком локально. Окончательное название картины – «Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Петербургская выставка работ Верещагина 1874 года сопровождалась скандалом со стороны высших военных и сановных кругов. Художник был обвинен в клевете на русскую армию и отсутствии патриотизма. Цензура запретила воспроизводить картину «Забытый» на страницах печатных изданий.

Писатель Всеволод Гаршин, человек тонко организованный, мучительно сопереживающий страданиям людей, ненавидевший войну, после посещения выставки Туркестанских полотен Верещагина, написал:

Толпа мужчин, детей и дам нарядных
Теснятся в комнатах парадных
И, шумно проходя, болтают меж собой:
«Ах, милая, постой!
Regarde, Lili,
Comme c’est joli!
Как это мило и реально,
Как нарисованы халаты натурально».
«Какая техника! – толкует господин
С очками на носу и с знанием во взоре. –
Взгляните на песок: что стоит он один!
Действительно, пустыни море.
И… лица недурны!»… Не то
Увидел я, смотря на эту степь,
на эти лица;
Я не увидел в них эффектного эскизца,
Увидел смерть, услышал вопль людей,
Измученных убийством, тьмой лишений…
Не люди то, а только тени
Отверженников родины своей.
Ты предала их, мать!
В глухой степи – одни,
Без хлеба, без глотка воды гнилой,
Изранены врагами, все они
Готовы пасть, пожертвовать собой,
Готовы биться до последней капли крови
За родину, лишившую любви,
Пославшую на смерть своих сынов…
Кругом – песчаный ряд холмов,
У их подножия – орда
свирепая кольцом
Объяла горсть героев. Нет пощады!
К ним смерть стоит лицом!..
И, может быть, они ей рады;
И, может быть, не стоитжить-страдать!..
Плачь и молись, отчизна-мать!
Молись! Стенания детей,
Погибших за тебя среди глухих степей,
Вспомянутся чрез много лет,
В день грозных бед!

(1874)

В.Верещагин. Апофеоз войны. Фрагмент. 1871 г.Советуем почитать:

Лисовская В. В. «Война… я ее бью, сколько у меня есть сил» : Тема войны в творчестве В. А. Гаршина и В. В. Верещагина. Х класс // Литература в школе. – 1997. – № 6. – С. 113–119.

Ситникова В. Война в изобразительном искусстве : Урок для 8-10 классов // Искусство : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. – №11. – С. 4. – (Я иду на урок).

Вместо послесловия

Мальчишки и война. Банально и до ужаса привычно это сочетание. Мы не могли обойти в мальчишечьем номере эту страшную тему.

Как к ней подступиться?

Столь же осторожно и честно, как это сделали наши коллеги из ЦГЮБ имени Михаила Светлова, готовя книжно-иллюстративную выставку «Кавказский нерв»?

Или столь же однозначно, до ощущения полного опустошения, как после знакомства с картиной Верещагина «Апофеоз войны»?

Или так по-женски, по-матерински, как это сделала Марина Бородицкая в своем стихотворении «Я раздеваю солдата» из одноименного сборника1:

Я раздеваю солдата,
Спящего праведным сном.
Вот кобура уже снята,
И гимнастерка с ремнем.

Я раздеваю солдата –
Как же еще поступать?
Легче ведь без автомата,
Да и без обуви спать.

Я раздеваю солдата
Прямо-таки до белья.
Знаю, скандалом чревата
Бесцеремонность моя.

Я поднимаю солдата,
Спать уношу без помех…
Боже, всего и труда-то!
Я их раздела бы всех.

______________

1 Бородицкая М. Я. Я раздеваю солдата. М. : Независимая служба мира, 1994.

Библиография

Рудишина Т. Любите живопись, поэты!

Введение. Этюд первый. Сиреневый. – № 5–2004. – С. 58–60.

Этюд второй. Купеческий. – № 7–2004. – С. 59–60.

Этюд третий. Провинциальный. № 11–2004. – С. 56–57.