Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Мальчишечий класс

Елена Коптяева

Кто рулит в библиотеке

Елена Ивановна Коптяева
зав. библиотекой школы № 2,
п. Октябрьский, Архангельская обл.

Очень нелегко сделать библиотеку привлекательной для мальчишек.

Если на столе в читальном зале на видном месте лежит свежий номер журнала «За рулем», это действует на большинство мальчишек, как удав на кролика. Необъяснимая сила тащит их к журналу и заставляет листать страницы. И сколько бы ни было «загипнотизированным» лет, они тут же начинают вечную игру: кто первый «займет» на странице лучший автомобиль! Они сыплют техническими терминами, с видом «законченных» знатоков рассуждают о преимуществах одних машин перед другими… (Господи, откуда они это знают? Ведь у некоторых даже велосипеда дома нет!) Раздаются реплики: «Мне бы сейчас сюда такой лимузин!» – «Ой, да зачем тебе эта рухлядь?! Смотри, какой в этом автосалон!»

К сожалению, читающих мальчишек сейчас почти нет. Так, чтобы приходили за книгами не для уроков, а по интересу, для души, для интеллектуального роста… Ну, один – на две-три параллели. Интерес к чтению в таких случаях поддержан в первую очередь дома. В одной семье родители сами очень много читают, в другой – мама своему сыну выписывала четыре года подряд «Школьную роман-газету». (Даже написала в редакцию журнала о чем-то письмо от имени сына, и их засыпали письмами девочки-читательницы!) А еще в одной семье мама мало того, что выписывает познавательные журналы, но и аудиокассеты с радиопостановками приносит. Вот послушал ее сын спектакль по роману Жюля Верна – захотел книгу прочесть. Они с мамой нашли ее в библиотеке (он в классе третьем был). Дальше – больше. В результате к 5-му классу он прочел практически все самые популярные у нас романы этого писателя.

Сейчас он в школе признанный вундеркинд и даже, по-моему, начал гордиться этим. А что остается делать, если со сверстниками поговорить не о чем? Его собеседники из 8–11-х классов. Они его даже в школьный клуб «Эрудит» записали и на областные интеллектуальные соревнования берут.

Читатель он грамотный. Во-первых, всегда знает фамилию автора книги, о которой говорит. Во-вторых, даже в посредственной книжице умеет найти полезную для себя информацию: или интересный факт, или мысль, или идею, оригинальную фразу. Если встречает непонятное слово (у него даже выражение лица меняется), останавливается, как перед незнакомым человеком, узнает смысл слова, обдумывает и принимает в свои хорошие знакомые. Память отменная. Его недетский лексикон весьма необычно звучит в «младенческих» устах. Интересно, что из него в конце концов получится?

Большую роль в воспитании читателя может сыграть чтение вслух. Я много раз отмечала: если взрослый человек сумеет найти интересный кусочек из рекомендуемого произведения и артистически прочтет его перед детской аудиторией – успех гарантирован. Пусть не весь класс, но половина придет за книгой. И мальчики тоже, если, конечно, это не стишочек про цветочек. А на английские детские стихи «ловятся»! На Крапивина «ловятся», на Кассиля, на Линдгрен. О Ролинг я уже не говорю.

Есть у меня один самый любимый читатель. Приходит со второго класса, а сейчас он – в четвертом. Он любит читать только то, что выберет сам. Очень серьезный, сосредоточенный молодой человек. Недавно решил взять «Спартака» Джованьоли. С невозмутимым видом выслушал мои робкие возражения, что этот роман ему слегка не по возрасту. Остался непреклонен. Сдалась! и подобрала ему издание со шрифтом покрупнее. Через неделю эту книгу вернула его мама. Видно, ему показалось не к лицу лично подтвердить, что книга действительно пока сложновата. Пришел на другой день. И мы оба не подавали вида, что помним о неудачном выборе. Честное слово, он у меня вызывает больше уважения, чем некоторые одиннадцатиклассники.

Вот в 9-м классе, например, есть ребята, которые не в состоянии запомнить автора и название произведения, которое им нужно. Приносят взятую у товарища книгу, показывают мне обложку и говорят: «Дайте нам такую же!» (А «такое же», между прочим, стихи А.С.Пушкина!) Мысленно берусь за голову и иду за книгой. А они тем временем опять кидаются к журналам «За рулем»!

«Техника – молодежи», «Юный техник» у нас в школе не пользуются спросом; спортивный журнал «Трамплин» – тоже. Вот «Вокруг света» и «Юный эрудит» находят своих почитателей среди ребят 5–8-х классов. (Потом почему-то – нет.) Новые энциклопедии по технике (любые) – тоже нарасхват. И книги о компьютерах, Интернете тоже.
И постоянно спрашивают, не появились ли у нас книги или журналы об оружии. – Нет. (Боже мой! Если бы они были, так их же из рук бы не выпускали, на уроки бы было не выгнать!)

А еще мальчишки любят оставить строчку-другую в библиотечной тетради для жалоб, отзывов и предложений. Знаете, что пишут? Например, просят выписать журнал «За рулем» в нескольких экземплярах, требуют закупки книжек с готовыми домашними заданиями и сочинениями; даже кое-что покруче заказали, но это уже «детки» постарше.

В общем, с нашими мальчиками не соскучишься.

Фото Александра Степанова