Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 6

ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

Цель

Познакомить детей с появлением греческого алфавита.

Оборудование

Для учащихся: тетрадки или альбомы.

Для учителя: «Атлас Древнего мира», ксерокопии (греческий алфавит).

Методические рекомендации

Написать на доске греческие слова:

  • «альфа» – (семитское «алеф» – бык)

  • «бета» – (семитское «бет» – дом )

  • «дельта» – (семитское «далет» – дверь)

Попросите детей записать это в тетради.

Нарисуйте на доске путь чтения греческого текста справа налево, слева направо и т.д. Так писали и читали греки. Называется это «бустрофедон» – бычий поворот (письмо, подобное ходу пашущих быков).

? Удобно ли так писать и читать?

Информация для учителя

Греческий алфавит в его древнейшей форме был точной копией финикийского: у греков сохранилась та же последовательность букв в алфавите, что и у финикийцев, и даже наименования букв обозначались искаженными семитическими словами. В древнегреческих надписях сохранилось и семитское направление письма: знаки писали справа налево. И только в IV веке до н.э. греки перешли на письмо слева направо. От греческого алфавита ведут свое происхождение почти все европейские алфавиты. На Западе алфавит распространился через греческие колонии, расположенные в южной части Апеннинского полуострова. От греков алфавит был заимствован римлянами, и от них распространился по всем странам Западной Европы. В конце IV – начале V вв. алфавит оказал влияние на возникновение армянского алфавита. В VI в. возник грузинский алфавит – часть из греческого с добавлением нескольких букв.

Греки применили новый материал для письма – это был пергамен, выделывавшийся из кож животных. Он был более прочным, чем папирус. Применение кож для письма началось с очень давних времен в Египте, Греции, Малой Азии, где оно получило наибольшее распространение. По преданию в городе Пергаме в I веке до н.э. был изобретен новый способ получения материала для письма из кож животных.

Римский естествоиспытатель Плиний рассказывал, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что один из Птоломеев, боясь конкуренции малоазиатских библиотек с Александрийской, решил уменьшить вывоз папируса из Египта. Этот рассказ является легендарным, так же как и предание о происхождении пергамена в городе Пергам.

Греческий алфавит

Древнейшие кусочки пергамена с сохранившимися отрывками текстов относятся к I веку до н.э., но применять его стали только со II в. н. э. Для изготовления пергамена употребляли шкуры овец, коз, ослов, телят. Шкуры вымачивались в известковой воде, соскабливали с них шерсть, натягивали на раму, высушивали, выглаживали пемзой и обрабатывали мелом. Пергамен был прочен, имел гладкую и светлую поверхность. На нем можно было писать с двух сторон. Пергамен окрашивали в желтый, голубой, черный, пурпурный цвета и использовали для роскошных рукописей. На пурпурном писали золотом или серебром. Тысячу лет книга, из пергамена господствовала в Европе, тогда как в азиатских странах совершала свой победный путь бумага. Благодаря пергамену сохранилось значительное количество рукописей эпохи раннего Средневековья.

В Греции для письма применялись и церы – деревянные дощечки, покрытые воском. Писали палочкой – стилем. «Поворачивать стиль», т.е. стирать написанное, означало отделывать красоту языка. Отсюда появилось выражение «литературный стиль». Восковые дощечки употреблялись главным образом для заметок и для написания писем, но иногда на них писали литературные и научные тексты. Несколько дощечек скреплялись вместе с помощью продернутого с одной стороны ремешка или шнура. Так получалась книга. Этот способ письма получил большое распространение в Риме. Позже он проник в страны средневековой Европы. В Париже еще в XIII в. существовали мастерские для изготовления восковых дощечек.

И письмо, и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти. В Древней Греции, например, задолго до возникновения письменности были широко распространены героические песни. Их читали бродячие певцы-аэды. Они декламировали, аккомпанируя себе на кифаре. Певцы пользовались большим почетом. Греческие владыки любили окружать себя виднейшими поэтами и учеными.

Центром греческой культуры была Афинская рабовладельческая республика со столицей Афины, где жили величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедийный автор Аристофан. Знаменитые философы Сократ, Платон, Аристотель. В Афинской республике, как и в других греческих городах-государствах, народное образование стояло на значительной высоте: дети всех граждан обучались в школах. В Афинах существовали также и высшие школы, где юноши изучали науки под руководством учителей-философов. Наиболее известными были: школа Платона и школа Аристотеля. Учение Платона было абстрактным. Преподавание Аристотеля основывалось преимущественно на наблюдении явлений природы. Он читал свои лекции во время прогулок с учениками. Некоторые взгляды и открытия Аристотеля до сих пор вызывают изумление ученых. По-видимому, некоторые из сочинений, дошедших до наших дней под именем Аристотеля, являются записями его лекций. Одним из высших проявлений эллинского творчества было театральное искусство. В период расцвета афинской культуры поэты создавали замечательные комедии и трагедии, многие из них в позднейших списках дошли до нас. Однако греческая культура была поставлена на службу только свободным гражданам, рабы оставались в стороне. Если среди рабов и встречались образованные люди, то это было редким исключением.

Книга того времени представляла собой папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Текст на свитке писали узкими столбцами, направление строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана.

? Попробуйте скатать свиток из бумаги и написать на нем как на папирусе. Удобно ли это?

Вследствие того, что папирусные свитки не переносили влагу, которая разрушительно действовала на них, подлинных книг того времени не сохранилось. И только египетские и греческие свитки сохранились в течение двух-трех тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков сохранилось в виде отрывков, но иногда эти отрывки значительны. Сокровища греческой литературы сохранились благодаря большой любви греков к творчеству своего народа: сочинения писателей и ученых множество раз переписывались и тщательно хранились. В Афинской республике было широко распространено искусство письма, существовали профессионалы переписчики и велась торговля книгами.

? Если бы не существовало письменности, была бы культура?