Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 13 (49) · Вкладка в «БШ» № 13 (121) · 1–15 июля 2004 года

Специальная летняя программа

Елена Вовк

Школьная стенгазета
и издательские технологии
в школе

По традиции летние вкладки «Издательский дом» это – публикации из некоторых газет большой семьи Издательского дома «Первое сентября». В этом году для библиотекарей, классных руководителей и всех, кто хочет делать свою газету – подарок от газеты «Информатика»

 

5inf.jpg (18277 bytes)

Введение

Четвертый год в московском многопрофильном техническом лицее № 1501 работает факультатив издательских технологий. Его деятельность настолько успешно вписалась в жизнь лицея, что не поделиться приобретенным опытом оказалось просто невозможным.

Наш опыт

Чем заниматься? Как организовать работу? Чем привлечь ребят? И, наконец, зачем? Вот перечень вопросов, на которые три года назад надо было быстро найти правильные ответы.

Опыта работы в издательском деле у меня было более чем достаточно. Мощность компьютеров позволяла установить издательский комплекс в составе систем PageMaker, PhotoShop, CorelDraw, не говоря уже об офисных системах. Наличие компьютерной сети облегчало обмен данными в процессе выполнения коллективной работы и вывод на принтер готовых макетов. Большой опыт практического обучения работе в издательских системах намечал путь, которого следует придерживаться, но полная уверенность была только в одном: дело пойдет в том случае, если ребятам (и мне тоже) будет интересно то, чем будет заниматься факультатив.

Год первый. Было решено ограничить состав факультатива учащимися только одного 10-го класса. Прослышав о нас, десятиклассники из других классов пришли сами. Начали с визиток, устроили конкурс на лучшую работу, выпустили несколько номеров школьной газеты, завершили год работой над школьным настенным календарем. И что для меня было самым неожиданным в том году, так это то, что лучшие календари (а эту работу я считала наиболее сложной как в техническом исполнении, так и с точки зрения художественного мастерства) довели до конца и лучше всех выполнили ребята, практически совсем не владеющие компьютером в начале учебного года.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что первый год существования факультатива был этапом становления. Никто в лицее не знал наших возможностей, к нам присматривались, не все относились с доверием. Этап трудный, мы завоевывали себе место под солнцем.

Год второй. В качестве основного контингента решили остановиться опять же на учениках 10-го класса. Костяк создался благодаря талантливому десятикласснику, объединившему вокруг себя друзей, интересующихся компьютером, владеющих пером, имеющих художественные наклонности. Тогда же я поняла, что работать в одиночку непродуктивно, и обратилась с предложением о сотрудничестве к преподавателям лицея. В результате наша «продукция» обрела «практическую ценность». В тот год мы создали действительно серьезные работы: книгу стихов преподавателя лицея (впоследствии она была напечатана типографским способом), несколько прекрасно оформленных и замечательных по содержанию номеров школьной газеты, у факультатива появилась собственная эмблема. В результате совместной работы с преподавателем физики на стенах физического кабинета появились обучающие плакаты. Учитель географии смог взять в руки печатный вариант составленного им пособия. А газета к празднику 9 Мая готовилась с участием преподавателя истории. Надо отметить, что каждая новая форма сотрудничества с учителями лицея привлекала на факультатив новых учащихся. Неважно, временно они занимались макетированием или оставались в нашем коллективе надолго. Важен результат – работа с интересом и пользой, а это, наверное, самое главное.

Решающим моментом в существовании факультатива оказалось участие в I Всероссийском школьном конкурсе «Больше изданий хороших и разных», организованном Московским городским комитетом образования и журналом «Лицейское и гимназическое образование». Мы сразу же стали лауреатами. Учащихся, благодаря чьим работам лицей достиг успехов, издательство компьютерной литературы «КУДИЦ-ОБРАЗ» наградило памятными подарками – книгами по компьютерной тематике.

Год третий. При наборе на факультатив стало очевидным, что конкурс сыграл свою роль. На занятия собирается так много учащихся, что за компьютерами сидят по двое-трое. Это, конечно, не лучший вариант, но отбора я не провожу, он сам произойдет естественным образом. Ведь наш факультатив – это не только место, где учатся, у нас общаются и совместно делают нечто полезное для всех. Этого так не хватает в современных школах!

В тот год мы работали над тремя большими проектами: лицейский журнал по компьютерной тематике, альманах по истории, альманах на английском языке. Последние две работы делались при непосредственном участии преподавателей.

Обычно на факультатив я не приглашаю учащихся 11-х классов. Этот год стал исключением. Одиннадцатиклассники, прошедшие у меня обучение в 10-м классе, сами пришли и попросили разрешить им участвовать в проектах. Пришлось срочно продумывать новый способ организации работ. При наличии компьютеров это оказалось не так уж и сложно. Подкованные опытом прошлого года «старички» не только смогли самостоятельно работать над проектом, но и помогать осваивать издательские системы новичкам.

И опять участие в конкурсе. И опять звание лауреата.

Три года работы. Три года, полных надежд (в начале учебного года), тревог (учащиеся пропускают занятие факультатива, хотя это было только в первые два года его существования), радости (мои девчонки совершенно самостоятельно создали первый макет газеты к 23 Февраля)
и гордости за достигнутые успехи (получение звания лауреата на общероссийском школьном издательском конкурсе). Пришла пора подводить итоги. Быть может, анализ собственного опыта поможет кому-либо в организации подобных форм дополнительного образования.

Состав школьного
издательского комплекса

Говоря об издательском комплексе, надо иметь в виду, что в это понятие входят два компонента: программные системы, обеспечивающие создание конечного продукта, и то, что называют «hardware», – оснащение компьютерного класса.

Требования к оснащению компьютерного класса

Что касается «hardware», то в обязательном порядке, кроме компьютеров, в вашем распоряжении должны быть принтер и сканер. Если вы не рассчитываете на то, что результаты труда факультатива будут печататься в дорогой типографии на глянцевой бумаге, вам вполне подойдет недорогой сканер типа «для домашнего пользования». Но вот о принтере придется побеспокоиться особо. Печатать придется много, а массовая печать обойдется дешевле на лазерном принтере. Более того, при печати с разрешением принтера 600 dpi и более при малом объеме собственной памяти принтера процесс зависнет, то есть вы не сможете получить бумажную копию изготовленного макета в случае, когда на полосу брошены достаточно большие изображения.

Файлы с оригинал-макетами занимают очень большой объем памяти. Для их переноса с компьютера на компьютер и отправки в типографию (или в другое место, где будет происходить размножение оригинал-макета) полуторадюймовые дискеты – самый неподходящий способ. Ваши носители – это Flash-память, CD-RW или Zip.

Программная часть издательского комплекса

В профессиональной издательской деятельности выбор пакета для верстки определяется несколькими причинами. Среди них тип издания, уровень мощности имеющейся вычислительной техники, а если выпуск аналогичной издательской продукции уже производился ранее, то и совместимость или хотя бы возможность использования новой системой информации, содержащейся в макетах, подготовленных средствами старой системы.

Вопрос мощности компьютерного класса решает учебное заведение. Зато над тем, чем будет заниматься школьное издательство, придется подумать руководителю факультатива. И так как каждое школьное издательство само определяет область своей деятельности, то и прикладные пакеты могут быть самыми разнообразными. Скорее, руководствоваться надо тем, что ближе самому руководителю, какими системами он уже владеет.

В табл. 1 приведен краткий перечень наименований издательской продукции и основных систем, наиболее подходящих для их подготовки.

Таблица 1

Издательская продукция

Используемая система

Простейшая рекламная листовка

PageMaker, CorelDraw, QuarkXPress, Word

Рекламная листовка со сложной структурой

PageMaker, CorelDraw, QuarkXPress, можно и Word, но уже затруднительно

Книга с текстом, перетекающим со страницы на страницу, с картинками, но без сложного оформления

PageMaker, QuarkXPress, Word

Книга с текстом, перетекающим со страницы на страницу с большим количеством таблиц

Word, FrameMaker

Сборник стихов

PageMaker, QuarkXPress

Журнал, альманах со сложным оформлением

PageMaker, QuarkXPress

Газета

PageMaker, QuarkXPres

Художественно оформленный настенный плакат, призванный привлекать внимание, календарь большого формата

CorelDraw, PhotoShop

С другой стороны, программные продукты можно разделить на три группы с точки зрения их основного назначения. Примите во внимание, что при создании полноценного макета газеты, журнала или альманаха нельзя обойтись инструментом только одной из этих групп.

Анализируя информацию, представленную в табл. 2, и соизмеряя свои знания и наклонности, вы сами можете решить, какие системы наиболее подходят для достижения поставленных вами целей.

Программы верстки

Программы обработки изображений

Программы, используемые
для художественного оформления издания

Adobe PageMaker Adobe PhotoShop Adobe PhotoShop
QuarkXPress Adobe Illustrator Adobe Illustrator
Adobe InDesign Adobe PhotoDeluxe Adobe PhotoDeluxe
VenturaPublisher   CorelDraw
Adobe FrameMaker    
Word    

Если вы чувствуете, что ваши знания в области издательских технологий не очень глубоки, советую вам следовать нашему примеру. В нашем лицее в качестве основного ядра издательского комплекса была взята система PageMaker 6.5 – наиболее удобный пакет для начального обучения и создания макетов типа школьной газеты, журнала или альманаха. На основе многолетнего опыта практической деятельности в области подготовки оригинал-макетов могу утверждать, что вместе с двумя другими системами – PhotoShop и CorelDraw – они образуют целостный комплект. Для подготовки текстовых материалов используется система Word.

Вопрос оснащения компьютерного класса может осложнить любое благое начинание, и тут важно трезво смотреть на вещи. Мощные компьютеры, используемые в современных издательствах, в школе в большинстве случаев вещь недоступная. Поэтому необходимо найти компромисс, связанный с тем, какую версию издательской системы ставить на компьютеры. Совсем не страшно, если вместо новейшей, еще не обкатанной версии вы будете использовать проверенную старую. «Крутые навороты» новинок практически никогда не касаются базовых возможностей системы (это относится, в частности, к системе PhotoShop), а именно ими и придется пользоваться слушателям факультатива. Вот только для системы PageMaker выбирайте версию 6.5, и только ее.

Часть машин в нашем лицее оснащена следующим образом: оперативная память – 90 Мб, винчестер – 10 Гб, процессор – Сeleron 400. При такой конфигурации иногда возникали трудности с одновременной работой в системах PhotoShop и CorelDraw при создании макетов большого объема, но в целом процесс шел нормально. Система CorelDraw представлена у нас 9-й версией.

Методика обучения издательским
технологиям в рамках факультатива

Цель курса

Обучить основным приемам работы с системами, используемыми в издательском технологическом процессе.

Требования к уровню предварительной
подготовки учащихся

Умение работать на уровне пользователя в Windows, знание клавиатуры, умение вводить и редактировать тексты в одном из текстовых редакторов, например, в редакторе Word.

Принципы проведения занятий
и примерный план курса

Обучение на факультативе построено по проектному принципу. Несколько занятий по каждой теме отведено под изучение нового материала на «мелких» учебных примерах. Закрепление знаний происходит в работе над проектом. В связи с этим я могу привести подробный план только этих базисных часов, так как все остальное время новый материал дается в процессе работы над проектом. Количество базисных часов и рассматриваемые на них темы с учебными примерами могут варьироваться в зависимости от наличия проекта и сроков его исполнения.

Если проект запланирован заранее и в случае, когда работу над проектом необходимо начать раньше, чем будет пройдена та или иная тема, приходится сочетать целенаправленное обучение и работу над проектом, например, в части его проработки и подготовки материалов. Учащиеся, посещающие факультатив не первый год, могут самостоятельно приступить к работе над проектом, новенькие же подключатся позже.

Далее приводится примерный план проведения занятий по базисной подготовке.

В качестве учебного пособия слушатели факультатива используют книгу Е.Т.Вовк «PageMaker 6.5/7.0. Самоучитель» издательства «КУДИЦ-ОБРАЗ». Структура книги соответствует последовательности изучения возможностей системы на факультативе. Книга содержит большое количество упражнений с подробным объяснением правил их выполнения. Наличие предметного указателя позволяет использовать книгу в качестве справочника.

 

Тема занятия

Практическая работа

PageMaker 6.5

1

Основные типы объектов с краткой характеристикой. Направляющие, измерительные линейки, порядок наложения объектов, буфер обмена

Сверстать одностороннюю рекламную листовку по образцу

2

Специальные эффекты (наклон, скос, зеркальное отображение, маска). Использование управляющей палитры

Создать собственный макет рекламной листовки (конкурсное задание). Вместо рекламной листовки можно взять аналогичное простейшее изделие, например, визитную карточку

3

Размещение заранее подготовленного текста. Основные характеристики шрифта и абзацев. Сцепление текстовых блоков. Деление на колонки. Шаблон страницы

Смакетировать двусторонний рекламный листок формата А4 в две колонки с заголовками во всю ширину полосы набора

 

Первые занятия по изучению приемов работы в системе PageMaker очень важны. Начинать работу над проектом в этот период надо очень осторожно, ограничивая деятельность обсуждением предстоящего проекта, поиском необходимой информации, небольшими заданиями каждому слушателю факультатива. Такие «домашние задания» повышают самооценку учащихся и подтверждают важность их деятельности на факультативе. Еще лучше, если возможно групповое задание, так как оно сплачивает учащихся, а это очень существенно в работе над большим проектом типа газеты или журнала

PhotoShop

1

Основные характеристики изображения (разрешение, размер). Приемы выделения. Заливка выделенной области, градиент. Создание коллажа

Раскрасить черно-белые картинки, создать коллаж из этих картинок

2

Работа с текстами. Эффекты над слоями. Вклеивание слоя с размытием

Создать выпуклую эмблему с изображением на ремешке с выгравированной надписью

3

Сканирование. Отработка качества изображения. Размер холста. Изображения цветные и черно-белые

Сканировать изображение, отработать качество, создать простейший коллаж из вариантов этого изображения с разным качеством и в разных цветовых режимах

 

Обычно одновременно с началом изучения системы PhotoShop начинается интенсивная работа над большим проектом. В нашем арсенале — школьная газета, школьный журнал на компьютерную тематику, несколько альманахов (работы выполнены совместно с учителями истории и английского языка), сборник стихов нашего преподавателя (изданный, кстати, типографским способом), не говоря уже о методических материалах. Большой проект — работа всегда коллективная. Учитывать пристрастия учащихся к тому или иному виду деятельности, конечно, необходимо. Так, например, авторы оригинальных материалов всегда с удовольствием оформляют именно их, а учащиеся, посещающие другие кружки или секции, с удовольствием работают над статьями или рекламными материалами, связанными именно с этим их увлечением. Но будет лучше, если каждый слушатель факультатива попробует себя на всех этапах работы

CorelDraw

1

Сравнение растровой и векторной графики. Линии, геометрические фигуры (правильные и произвольные). Параметры линий и заливки. Градиент. Библиотека заливок. Текст, параметры шрифта. Текст вдоль кривой

Создать логотип абстрактной фирмы или эмблему чего-либо

2

Кривые Безье. Эффекты. Перевод векторной графики в растровую

Создать эффектную заставку для экрана

3 Совместное использование CorelDraw и PhotoShop Создать бланк фирменного сертификата с фоном-картинкой. Используемые приемы (обработка изображения, инструмент-штамп, изменение размера слоя, вклеивание с размытием, создание макета в CorelDraw, перевод векторной графики в растровую)
 

В конце учебного года традиционно учащиеся делают макет школьного календаря. Многообразие вариантов исполнения определяется выбором формата, многостраничностью, тематикой оформления и даже принципами разбиения месяцев года на группы. Работа конкурсная: лучшие макеты будут печататься в нескольких экземплярах и распространяться по школе и за ее пределами.

Работа над проектом начинается буквально с первого занятия по системе CorelDraw. Выбор темы, поиск фотографий и даже сама целевая фотосъемка как раз займут время до начала интенсивной технической работы над макетом.

Эту работу я считаю одной из самых ответственных и сложных с точки зрения применения полученных знаний. Она чисто индивидуальна и в то же время предполагает использование разнообразных технологических приемов (сканирование, обработка изображений, коллажирование, интерфейс между PhotoShop и CorelDraw), то есть учащийся самостоятельно покажет все, на что он способен.

Конечно, такую работу можно было бы сделать и с использованием системы PageMaker, но

– во-первых, PageMaker не обладает столь широкими возможностями оформления и применения эффектов, как CorelDraw, а это будит фантазию и придает изюминку всему процессу;

– во-вторых, технология с использованием CorelDraw принципиально нова для учащихся по сравнению с PageMaker, работа в котором иногда напоминает им «родной» Word;

– в-третьих, школьный календарь будет напечатан в нескольких экземплярах. И если макет выполнен в цветном исполнении, скорее всего, придется воспользоваться услугами сервисных бюро, которые предпочитают принимать подобного рода заказы выполненными именно в системе CorelDraw

 

Заключение

Скептики обязательно спросят: а нужны ли издательские технологии в школе, когда программа и так перегружена? Думаю, что этот вопрос на сегодняшний день можно считать риторическим. Но, чтобы окончательно убедить сомневающихся, попробую обобщить полученный опыт. Вот что мы имеем через три года существования факультатива издательских технологий.

– Собственное школьное издательство, возможность профессионально выпускать необходимые для школы материалы – от красочных объявлений до школьных газет и журналов.

– Ребята профессионально осваивают пакеты, используемые в издательских технологиях, так что проблема трудоустройства или подработки по окончании школы у многих будет решена.

– На занятия нередко приходят учащиеся, у которых нет возможности общаться с компьютером вне школы. Интенсивная работа на факультативе компенсирует отсутствие компьютера дома и тем самым повышает успеваемость по информатике.

– Совместная работа над проектами с преподавателями-предметниками привлекает (хотя бы временно) на факультатив новый контингент, заставляя ребят получать более глубокие знания во внеучебной обстановке как по конкретному предмету, так и интенсивно осваивать компьютерные технологии.

– Если слушатели факультатива решились взяться за выпуск газеты или журнала, то факультатив независимо от чьего-либо желания автоматически становится одним из центров общественной жизни школы.

Но всего этого можно добиться при одном обязательном условии: у вас должны быть единомышленники из числа сотрудников школы – педагогов и администрации, поддерживающие и заинтересованные в работе факультатива, готовые к сотрудничеству. Одному человеку, непосредственно организующему факультатив, имей он хоть семь пядей во лбу, не создать той особой ауры, без которой издательское дело в школе засохнет и превратится в еще одну «галочку на бумаге».