Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 13 (49) · Вкладка в «БШ» № 13 (121) · 1–15 июля 2004 года

Специальная летняя программа

Елена Вовк

Школьная стенгазета
и издательские технологии
в школе

Статья 2. PhotoShop: основы работы
с изображениями

Предыдущая статья цикла, посвященного технологии верстки школьной газеты, познакомила читателей с основными принципами работы в издательской системе PageMaker. Чтобы знания можно было применять на практике и получать хороший результат в виде качественных распечаток с принтера, вы должны научиться правильно обрабатывать изображения. Поэтому предлагаемая статья посвящена принципам работы с изображениями в системе PhotoShop. Материал строится на основе версии 6. Вы не должны смущаться, если на вашем компьютере установлен PhotoShop 7. Базовые возможности обеих версий одинаковые.

Система PhotoShop имеет дело с растровыми изображениями. Чтобы понять, что это такое, представьте себе, что прямоугольную фотографию разлиновали горизонтальными и вертикальными прямыми линиями. В результате изображение разбилось на ячейки. Цель разбиения – так разделить изображение на мелкие квадраты, чтобы каждая ячейка была окрашена в один цвет.

Компьютер не знает, какой объект изображен на картинке, он помнит только таблицу с цветом каждой ячейки. Ячейка таблицы называется точкой, а изображение, представленное таким образом, называется растровым. С точки зрения системы PhotoShop изображение – это всего лишь набор чисел, хранящихся в памяти компьютера. Увидеть оцифрованное изображение можно с помощью специальных устройств – монитора или принтера. Поэтому качество изображения во многом зависит от их характеристик.

Основные свойства изображений

Основное свойство любого изображения – его размер. Так как изображение можно просмотреть двумя способами (на экране и распечатанным на бумаге), то и величина изображения может измеряться по-разному: в метрических единицах измерения (см, мм, дюймы и т.д.) и пикселях.

С уменьшением размера ячеек, на которые разбито изображение, его восприятие человеческим глазом улучшается, другими словами, изображение выглядит более качественно. Свойство, характеризующее качество изображения, называется разрешением. Более точно: разрешение изображения равно количеству точек, приходящихся на единицу длины изображения.

Мониторы также относятся к числу растровых устройств. Точка экрана называется пикселем. И так исторически сложилось, что точку цифрового изображения часто отождествляют с пикселем, хотя это и неверно. Поэтому не удивляйтесь, что разрешение изображения измеряется в пикселях на дюйм. Существует еще одна единица измерения – пиксели на см. Но надо иметь в виду, что общепринятой является именно первая единица, поэтому всегда обращайте внимание на то, в каких единицах указано разрешение.

В памяти компьютера для каждой иллюстрации хранится информация о геометрическом размере изображения и его разрешении. Размер изображения в пикселях вычисляется на основе этих двух характеристик.

Указанные параметры изображения можно посмотреть или отредактировать в окне команды Image/ImageSize (Изображение/Размер изображения) (рис. 1).

Рис. 1. Окно с характеристиками изображения

Первоначальная установка значений размера и разрешения происходит в момент формирования изображения: при сканировании, съемке с помощью цифрового фотоаппарата, формирования изображения средствами графических компьютерных систем. Но в любой момент в ваших силах отредактировать эти характеристики. Важно знать, что изменение значений в сторону увеличения, строго говоря, не может пойти «на пользу» изображению. Невозможно улучшить четкость изображения, «вручную» увеличив значение разрешения. Мелкие детали не проявятся в результате этой операции. Но иногда это делать приходится, например, тогда, когда вы берете картинку из Интернета и ее разрешение минимальное – 72 точки на дюйм. На принтере картинку с таким разрешением печатать нельзя (ничего хорошего не получится), и в этом случае приходится искусственно повышать значение разрешения.

А вот уменьшать метрические размеры изображения или его разрешение приходится довольно часто. И вот по каким причинам.

Чем больше размер изображения, тем больше памяти требуется для его хранения. Чем больше разрешение (то есть больше точек в изображении), тем больше памяти оно занимает. А чем больше размер файла, тем медленнее система PhotoShop может его обработать. Поэтому еще в начале работы с иллюстрацией хорошо бы знать, каковы будут ее выходные параметры и для чего она предназначена.

Очевидно, что метрические характеристики, явно превышающие предполагаемый размер иллюстрации при печати, вам ни к чему. Их вполне можно уменьшить.

Далее, вы должны знать, в каком виде предполагается тиражировать макет. В зависимости от устройства вывода требования к разрешению изображения разные.

Печать на принтере

120–150 точек на дюйм

Тиражирование в типографии

250–300 точек на дюйм

Размещение в Интернете (устанавливается с помощью специальной команды)

72 точки на дюйм

По умолчанию уменьшение метрических размеров изображения или его разрешения ведет к уменьшению размера файла. Но бывают случаи, когда нежелательно терять информацию об изображении, то есть размер файла (общее количество точек, кодирующих изображение) надо сохранить. И тогда в окне команды необходимо снять галочку с признака Resample Image (Масштабировать изображение). Аналогичная ситуация может возникнуть и при увеличении размера изображения.

Вы имеете оцифрованный вариант изображения. Что дальше?

Просмотр изображения на экране

Обратите внимание на заголовок открытого изображения. Кроме имени, там присутствует числовое значение масштаба отображения иллюстрации на экране. Вы увидите реальное качество изображения, если масштаб отображения равен 100%.

Чтобы изменить масштаб просмотра, можно воспользоваться инструментом   «Лупа». Щелкнув курсором мыши при активном инструменте в нужной точке картинки, вы увеличите масштаб отображения именно этой области изображения.

Вместо щелчка можно было обвести курсором ту область, рассмотреть которую желательно получше.

На мой взгляд, наиболее удобен другой способ управления масштабом отображения – с помощью клавиатуры. Комбинации клавиш    и      соответственно увеличивают или уменьшают масштаб.

Всегда следует помнить, что любое увеличение масштаба просмотра более 100% только ухудшит качество отображения на экране.

Неверная ориентация изображения

Может случиться, что ориентация изображения не соответствует вашим требованиям. Например, в момент съемки цифровой фотоаппарат держали вертикально, в результате при отображении на экране изображение оказалось развернутым на 90 градусов. Или при сканировании оригинал оказался несколько перекошен. Также не исключена ситуация, что в интересах дизайна вам нужна не точная копия изображения, а ее зеркальное отображение.

Для корректировки ориентации изображения предназначены команды меню Image (Изображение) (рис. 2).

Рис. 2. Команды изменения ориентации изображения (фрагмент меню)

Преобразование к полутоновому варианту

Очень часто исходное изображение, предназначенное для размещения на страницах публикации, цветное.
А публикация, в которой вы хотите использовать эту картинку, черно-белая. Настоятельно рекомендую сразу преобразовать цветное изображение к виду, который в обиходе называется черно-белым, а в системе PhotoShop – полутоновым. Для окраски такого изображения используются следующие цвета: черный, белый и все оттенки черного, которые люди привыкли называть серым цветом.

В результате преобразования вы, во-первых, уменьшите размер файла с изображением, а во-вторых, воочию увидите, как будет выглядеть иллюстрация при печати в черно-белом варианте. Ведь бывают случаи, что после преобразования цветного изображения в черно-белое оно теряет контрастность. Например, цвета песочный и светло-зеленый, составляющие выразительный контраст «в цветном исполнении», при преобразовании их к оттенкам черного становятся почти неразличимыми.

Для преобразования цветного изображения в черно-белое предназначена команда Image/Mode/Grayscale (Изображение/Режим/Полутоновое).

Запомните! Отказавшись однажды от цветовой окраски, вы уже не сможете вернуть изображению былую «живость цветов». Другими словами, изображение в черно-белых тонах нельзя сделать цветным, даже если первоначально оно было таковым.

Корректировка размера изображения

Эту проблему мы подробно обсудили в начале статьи.

Кадрирование изображения

Часто случается, что в публикацию необходимо поместить не все изображение целиком (рис. 3 а), а только его часть. С помощью инструмента   «Кадрирование» вы можете обрезать «края» иллюстрации.

Рис. 3. Использование инструмента “Кадрирование”

1. Выберите инструмент «Кадрирование» и обведите курсором мыши при нажатой кнопке область на изображении, которую хотите оставить (рис. 3 б).

2. Если положение границы обрезки вас не совсем устраивает, ухватитесь кнопкой мыши за квадратный ограничитель (курсор при этом должен принять вид двунаправленной стрелки) на пунктирной линии границы и передвиньте ее в нужное положение (рис. 3 в).

3. Удостоверившись, что фрагмент изображения выбран правильно, щелкните правой кнопкой мыши внутри выделения и в открывшемся контекстном меню (рис. 3 г) выберите строку Crop (Обрезать). Вариант Cancel (Отмена) завершает операцию без выделения фрагмента.

В результате от исходного изображения осталась только небольшая его часть (рис. 3 д). Обрезанные куски исчезли безвозвратно. Метрические размеры изображения уменьшились.

Простейший способ
улучшения качества изображения

Если качество изображения вас устраивает не в полной мере, попробуйте его отрегулировать. Самое простое, что может предложить вам система PhotoShop, – поработать над яркостью и контрастностью изображения.

Выполните команду Image/Adjust/Brightness/Contrast (Изображение/Коррекция/Яркость и контрастность). Верхний движок открывшегося окна (рис. 4) регулирует яркость изображения, нижний – контрастность. Обратите внимание, что моментальное изменение яркости или контрастности иллюстрации происходит только при отмеченном признаке Preview (Просмотр).

Система PhotoShop обладает гораздо более мощным аппаратом регулировки качества изображения, но рассказывать о нем не входит в рамки данной статьи.

Рис. 4. Регулировка яркости и контрастности

Продолжение читайте, пожалуйста, в № 15–2004