Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 2

УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО «КИПУ»

Рассказать детям о древней цивилизации инков, у которых разноцветные веревочки были письменами.

Оборудование

Для учащихся: красные, синие, белые, зеленые, черные, желтые нитки и карандаш.

Для учителя: «Атлас Древнего мира», географические карты. «Календарь». Ксерокопии с рисунками веревочных писем.

Методические рекомендации

Предлагаемый ниже текст, библиотекарю надо превратить в живой яркий рассказ, который прерывается в основных частях вопросами и ответами детей.

Информация для учителя

Инками называли господствующую верхушку государства и его главного правителя – Великого Инка. Отсюда получил название и весь народ. Когда-то у инков были свои большие города с прекрасными дворцами и храмами. По стране во все концы тянулись мощеные дороги.

Здесь надо показать из «Атласа древнего мира» страну инков, показать их архитектуру, рассказать, чем они занимались: ремеслами, земледелием. Инки добывали и обрабатывали золото и серебро. Индейцы были опытными строителями и умели подгонять одну каменную плиту к другой. Стены их городов пережили все разрушения конкистадоров. У инков были развиты искусство и науки. Наиболее почитали астрономию.

Показать книгу «Календарь» («Слово», 2001). Календарь инков во многом точнее существующего в наше время. Была своя медицина, своя письменность.

? Зачем нужна была письменность?

Из книги «История государства инков» стало известно, что поручения доставлялись не устно, а письменно, назовем это так, хотя мы сказали , что у них не было письма. Таковым являлись узелки, завязанные на различных нитях разного цвета, которые завязывались в своем определенном порядке, однако не всегда одинаковым образом... Эти нити с узелками индейцы назвали «кипу». «Кипу» давно исчезло как вид письменности, но до сих пор перуанские пастухи пользуются счетными шнурами. Одним шнуром пользуются, чтобы сосчитать быков, другим – коров, третьим – телят...

? Как вам кажется, удобно ли это?

В греческом языке есть слово «хронос», оно означает «время». От него происходит и название средневековых записей исторических событий. Одна из форм летописей – хроники. Составителей называют хронистами.

? Какое слово еще имеет корень «хрон»? (Хронометр, синхронный и т.д.)

Вот запись, сделанная одним хронистом о том, что было при правителе Хуанакауи: «Амауты, знакомые с событиями тех времен по легендам, передаваемым из уст в уста, говорят, что, когда этот правитель царствовал, были письмена и люди, знающие их… Они обучали других людей читать и писать... То, что можно было узнать, они записывали на банановых листьях, сушили их и затем писали на них...».

Далее хронист вспоминает, что правитель инков посылал своим наместникам послания, написанные буквами и цифрами или иероглифами. Писали эти послания на банановых листьях. Был и пергамент.

? Из чего делали пергамент?

В столице Куско при правителе Апу Капак был построен университет, в котором обучали писать буквами и знаками на пергаменте и банановых листьях. Однако при следующем правителе вспыхнула эпидемия, и жрецы запретили письменность. Считали, что именно знание письменности привело к беде. Под страхом смерти запрещали писать и обучать письму.

? Что-нибудь похожее вы знаете? Почему жрецы ополчились именно на письменность?

После этого стали применять «кипу». Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».

Узелковое письмо «кипу»

Наложили запрет и на искусство. Строили из гладкого камня без украшений. Исчезли красивые разноцветные праздничные наряды и украшения. Посуду не украшали росписями. И только храм Солнца, и сад с золотыми и серебряными цветами остался.

В храме Солнца находились деревянные доски в золотых рамах. На этих досках была написана вся история инков. Еще хранились четыре свитка, на которых были записаны и зарисованы фигуры инков с портретами их родственников. Зарисованы все правители и события, при них происходившие.

? Что произошло в правление каждого из них?

Эти свитки были отправлены в Испанию и пропали. А доски в золотых рамах сожгли, т.к. испанцев интересовало только золото. Конкистадоры разрушили страну инков. Погибло много произведений письменности. Восстановить невозможно. Но по тому, что осталось, ученые пытаются узнать о прошлом инков. Например, ткани с рисунками, похожими на иероглифы, нарисованная фасоль на кувшинах или глиняная фасоль с нарисованными на ней рисунками. Интересный случай произошел в маленьком селении. Ученый увидел, как старенькая женщина писала молитву иероглифами. То есть старинными священными письменами.

Следующий этап урока. написать на доске значение цветов:

  • красный – война, кровь;

  • белый – мир, здоровье;

  • черный – смерть, болезнь;

  • зеленый – урожай, хлеб;

  • желтый – солнце;

  • синий – море, вода.

Предложить детям «написать» письмо другу из цветных нитей.