Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №13/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Урок 3

КЛИНОПИСЬ

Цель

Познакомить детей с письменностью древней страны Шумер.

Оборудование урока

Для учащихся: пластилин и хорошо отточенный карандаш.

Для учителя: «Атлас Древнего мира», «Календарь» («Слово», 2001), ксерокопии (клинописные знаки) для каждого ученика.

Методические рекомендации

На доске нарисовать несколько рисунков:

  • птица (нарисовать контуры птицы);

  • ходить (нарисовать ноги в движении);

  • дом (нарисовать квадрат и треугольную крышу);

  • стоять (нарисовать ноги в состоянии покоя).

Раздать ксерокопии детям, чтобы они видели, что такое клинопись. Показать детям книгу «Атлас Древнего мира» и рассказать о шумерах.

Информация для учителя

Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия). «В древности это был цветущий край. Историк Геродот рассказывал, что видел страну, изрезанную многочисленными широкими каналами. Что хлеб родился большой, что колосья пшеницы были шириной в четыре пальца». А географ Страбон, побывавший в Месопотамии позже Геродота, писал: «Страна эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая, так как уверяют, что ячмень здесь родится сам-триста. Все остальное дается пальмой, именно из нее приготавливают хлеб, вино, уксус, мед, муку и всякого рода плетеные сосуды. Орехи пальмовые служат для кузнецов вместо углей, а, будучи размягчены, дают корм для скота. Есть даже какая-то персидская песня, в которой насчитывается 360 употреблений пальмы».

После этого покажите книгу «Календарь», в которой есть и шумерский вариант календаря.

Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом. Такие статуи были найдены. Почти одновременно с шумерами в северной части долины, где Тигр и Евфрат сходятся ближе всего, поселились степные кочевники аккадцы. Северная область получила название Аккад. Аккадцы не были похожи на шумеров, это были высокие стройные люди с длинными волосами и черной курчавой бородой. Их язык принадлежал к семитическим, т.е. был родственен древнееврейскому, финикийскому и арабскому.

Можно использовать «Атлас Древнего мира», где показано расселение этих народов.

Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины – вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.

Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.

В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды... Писали тоже на глиняных табличках.

? Как использовали глину у нас на Руси?

Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.

Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.

Теперь обратитесь к детям, чтобы они достали из пенала карандаш и пластилин. Дети разомнут пластилин, сделают круглую или квадратную лепешку. Острым концом карандаша надо нажать на пластилин, чтобы остались следы – клинья.

Можно написать буквы клинышками. Вот так выглядели глиняные таблички. Теперь о знаках письменных.

Клинопись

Первоначально это были простые рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография. Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.

По-шумерски:

  • стоять – «губ»;

  • ходить – «ду»;

  • приносить – «тум».

Рисунком ног можно было выразить не только понятия «стоять», «ходить», «приносить», но и слоги «губ», «ду», «тум». Помогло то, что в шумерском языке много односложных слов. Теперь можно было ставить знаки по порядку и написать любое слово. Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.

В конце урока попросите детей написать в тетрадках свои имена клиньями.

Язык – важнейшее орудие общения людей между собой. Необходимость общения была основой для возникновения языка.

Письменность – это система закрепления на материале звуков речи и слов при помощи условных знаков. Письменность появляется тогда, когда для общения уже недостаточно передачи мыслей посредством языка, когда возникает потребность закрепить эти мысли на продолжительное время. Изобретение письменности является одним из важнейших этапов в истории цивилизации. О письменности часто говорят, что она знаменует начало истории. Это объясняется тем, что письменность позволяет людям, записывая информацию, сохранять знания о своем прошлом.

Письменность возникает почти у всех народов на ранних ступенях культурного развития. Некоторые системы закрепления мысли не были связаны с начертательными знаками. Мысли передавались при помощи узелков на шнурах или раковинах, нанизанных на веревку.

Потребность в письме появилась очень рано. Она была вызвана необходимостью вести учет, при мене, при разделе добычи на охоте.

Первые шаги к созданию письменности были, по всей вероятности, сделаны в Шумере в период между 4 000 и 3 000 годами до н.э. Новые города росли быстро, и возникла необходимость в записи многих сведений.

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо писем посылали друг другу различные предметы. (Геродот).