Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2004

Труд человека

КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Павел Лернер

Труд человека

Учебник-самоучитель для учащихся 5–7-х классов общеобразовательной средней школы,
а также их родителей

Под общей редакцией профессора доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО С.Н.Чистяковой

Часть 6.4

Технология сохранения здоровья

Москва 2004

 

1. Здоровый образ жизни

Можно ли научиться не сокращать свои жизненные ресурсы?

Нужно! Жизненные ресурсы любого человека (продолжительность жизни, нормальное здоровье, способность выздоравливать и восстанавливаться, трудоспособность и др.), к сожалению, ограничены: сказываются генетика, врожденные и приобретенные хронические заболевания, пагубные привычки, неправильный образ жизни, травмы, плохая экология, недоброкачественная и однообразная пища, нервные перегрузки и стрессы. Однако человек может если не преодолеть, то ослабить отрицательное влияние враждебных факторов. Во всяком случае, он не должен его усиливать своим поведением.

Дело не только в низкой средней продолжительности жизни в нашей стране, особенно мужчин, а в том, что увеличивается количество нездоровых детей. Больным людям трудно быть свободными в выборе профессии, образа жизни, даже развлечений и отдыха, им трудно делать успешную деловую карьеру, иметь полноценную семью. Болезни делают людей социальными инвалидами – многие из них становятся недобрыми, завистливыми, нелюбящими не только других людей, но и себя. И все это часто по своей собственной вине.

 

Что надо сделать?

Предлагаю выполнить Гарвардский степ-тест, который характеризует реакцию вашей сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Для его проведения вам необходимо в течение 5 минут (300 секунд) выполнять физическую нагрузку в виде подъемов и спусков на ступеньку высотой 30 сантиметров с частотой 30 раз в минуту.

1) на ступеньку ставится одна нога; 2) на ступеньку ставится другая нога; 3) одна нога ставится на пол; 4) другая нога ставится на пол.

В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище находится в вертикальном положении, руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем.

В тех случаях, когда тестируемый прекращает работу раньше указанного времени из-за утомления, подъемы можно прекратить, зафиксировав продолжительность работы, выполненной до снижения темпа. Далее анализируется состояние организма в восстановительном периоде, для чего трижды подсчитывается частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с.: 1-й раз от 60-й до 90-й секунды после окончания пробы (Р1), 2-й раз – от 120 до 150 секунды (Р2), 3-й – от 180 до 210 секунды (Р3). Результаты определяются по следующей формуле.

t x 100 : [(P1+P2+P3) x 2],

где t – фактическое время выполнения теста в секундах, а в результате вы получите условное число оценки вашего состояния.

Оценка функционального состояния:

более 90 условных единиц – отличное функциональное состояние;

от 81 до 90 условных единиц – очень хорошее функциональное состояние;

от 71 до 80 условных единиц – хорошее функциональное состояние;

от 61 до 70 условных единиц – удовлетворительное функциональное состояние;

от 51 до 60 условных единиц - плохое функциональное состояние.

Для выполнения этого непростого теста нужно:

  • быть очень внимательным и собранным;

  • разбиться на пары и помогать друг другу;

  • уметь считать пульс и пользоваться секундомером;

  • не делать ошибок в подсчетах;

  • не делать скорых выводов.

 

Основные новые понятия

Жизненные ресурсы человека. Причины сокращения жизни: наследуемые и приобретенные заболевания, хронические заболевания, травмы, пагубные привычки, нездоровый образ жизни. Средняя продолжительность жизни в России и других странах.

Переедание, голодание, табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков как факторы сокращения жизненных ресурсов. Необходимость своевременного обращения к врачу. Опасность самолечения.

Возрастные нормы здоровья. Способы проверки состояния здоровья: самоконтроль, медицинские осмотры и комиссии, диспансеризации и др.

Профилактика заболеваний. Прививки, вакцинации. Профессиональные заболевания.

Состояние окружающей среды и здоровье человека. Охрана материнства и детства.

Сохранение здоровья. Правильные режимы сна и бодрствования, работы и отдыха, питания. Правила личной гигиены. Закаливание. Способы борьбы с гиподинамией: утренняя зарядка, тренинги, занятия физкультурой и спортом.

Медицинские знания населения. Пропаганда медицинских знаний.

 

Что надо знать, чтобы…

В последние годы произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников, их физического развития. Одно из первых мест в структуре заболеваемости современных школьников занимают функциональные отклонения в сердечно-сосудистой системе.

По ряду исследований известно, что 45 % современных учащихся имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. 37 % имеет те или иные хронические заболевания, в том числе – заболевания сердечно-сосудистой системы, и только 18 % учащихся являются практически здоровыми.

Состояние здоровья является одним из многих факторов, под воздействием которых формируется профессиональное самоопределение учащихся.

Они испытывают значительные затруднения в оценке собственного здоровья и очень часто переоценивают свои возможности при выборе той или иной профессии.

Очень часто школьники выбирают себе профессию, труд в которой, не соответствуя их функциональным возможностям, приводит к быстрому и значительному ухудшению здоровья, и в результате – к их вынужденной срочной переориентации.

Труд во многих современных профессиях сопровождается влиянием на организм человека комплекса неблагоприятных профессионально-производственных факторов (производственный шум, повышенные и пониженные температура и влажность производственной среды, вибрация, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение, неудобная рабочая поза, гиподинамия). Длительное влияние этих факторов на организм работающих способно привести к нарушениям состояния здоровья вплоть до развития профессиональных заболеваний.

Поэтому подростки, имеющие какие-либо заболевания или отклонения в сердечно-сосудистой системе нуждаются в обязательной врачебной и медико-педагогической профессиональной консультации уже на первых этапах их профессионального самоопределения.

 

Эвристические вопросы

1. Какова была продолжительность жизни сто лет назад в России? А в Америке, в Европе?

2. Кто в среднем живет дольше – люди физического или умственного труда?

3. Почему считается, что продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин?

4. Сколько калорий содержит один стакан фруктового сока?

5. Переедание – это когда потребляют много калорий или когда тратят мало энергии?

6. Что такое контрастный душ?

7. Как многие люди добиваются того, что плавают в проруби и не простужаются?

8. В каком возрасте у человека самое крепкое здоровье?

 

Над этим надо подумать

Решая проблему выбора профессии, вам надо подумать о двух основных задачах: гигиенической (предупреждение влияний неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье) и валеологической (изучение, сохранение и укрепление здоровья; использование индивидуальных преимуществ и особенностей организма как средства достижения профессионального успеха; профессиональная самореализация как условие обеспечения здоровья). Решение валеологических задач требует, в первую очередь, вашей самостоятельной активности (частично – под контролем врачей или педагогов, имеющих специализацию по валеологии или медицине).

Итак, как самостоятельно оценить свое здоровье (в частности – состояние сердечно-сосудистой системы) и как свое здоровье сохранить и укрепить посредством специально приложенных усилий.

При оценке состояния здоровья учитываются как объективные (инструментальные, лабораторные), так и субъективные показатели. Такой подход соответствует заявленной в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) формуле, где состояние благополучия или неблагополучия может определить только сам субъект. Здоровье как состояние не может быть объективно определено до конца даже при помощи самых современных средств (включая электронные технологии). Только рационализированная собственная оценка уровня здоровья в каждый конкретный момент индивидуального образа жизни при всем его многообразии может служить одним из важнейших критериев здоровья.

Особую роль в самооценке здоровья играет такой показатель деятельности, как утомление (естественное состояние, возникающее как в процессе работы, так и в послерабочий период). Именно утомление служит главным сигналом для благоприятных перестроек в организме. Превышение допустимых возможностей, чрезмерные нагрузки и утомление ведут к опасному исчерпанию физиологических резервов и различным нехорошим проявлениям.

В противовес этому физические нагрузки, близкие к оптимуму, должны вызывать состояние, которое И.П.Павлов называл «мышечной радостью». Это состояние сопровождается приятным утомлением, удовлетворением, хорошим настроением, иногда – чувством легкой эйфории. «Мышечная радость» служит индикатором валеологической ценности нагрузки.

Cамооценке состояния сердечно-сосудистой системы весьма помогает субъективная оценка реакции организма на привычную нагрузку, например, на ежедневный послешкольный подъем по лестнице к собственной квартире. Практически каждый человек на таком или похожем примере может оценить собственное состояние на данный момент (по мнению специалистов с очень высокой достоверностью).

Чисто субъективные оценки легко подкрепляются некоторыми объективными показателями. К их числу прежде всего относится оценка артериального пульса.

Обычно при подсчете пульса ограничиваются подсчетом частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это важный показатель, отражающий состояние не только сердечно-сосудистой системы, но и кровеносной и дыхательной систем. Стабильность ЧСС в состоянии покоя свидетельствует об обычном, нормальном функционировании этих систем. Однако полной характеристики всех важнейших параметров здоровья ЧСС не дает. Увеличение же ЧСС в стандартных условиях покоя уже свидетельствует о выраженных отклонениях и должно обращать на себя внимание.

Чем ниже ЧСС в покое, тем экономнее работает сердечная мышца, тем свободнее циркулирует кровь по сосудам. Постепенное снижение ЧСС в ходе физической тренировки свидетельствует о благоприятных изменениях в организме, повышении резервных возможностей. Увеличение ЧСС сигнализирует о сдвигах противоположного направления.

 

Интересные сведения

Оптимальное влияние на развитие ваших физических качеств оказывает двигательная активность. При гибком двигательном режиме повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Другими словами – надо двигаться. Начинать можно с ходьбы. 10 тыс. шагов в день недостаточно – всего около половины суточной нормы.

Уровни двигательной активности бывают разными:

1. Низкий уровень двигательной активности – до 10 тыс. шагов в сутки; суммарный объем двигательной активности за неделю – до 2 часов; за год – до 70 часов; дефицит суточной потребности в движении – 50–70%.

2. Умеренный уровень – 10–20 тыс. шагов в сутки; суммарный объем за неделю – от 2 до 5 часов; за год – 100–150 часов; дефицит суточной потребности в движении – 20–40%.

3. Высокий уровень двигательной активности – 20–30 тыс. шагов в сутки; суммарный объем за неделю – от 6 до 15 часов; за год – 200–800 часов; дефицита суточной потребности в движении нет.

4. Максимальный уровень двигательной активности – более 30 тыс. шагов в сутки; суммарный объем за неделю – более 20 часов; за год – более 1000 часов; превышение суточной потребности в движении.

Энергетическая ценность различных видов деятельности:

Вид деятельности

Энергетическая ценность, кДж/мин

Покой лежа

6,3

Покой сидя

6,7

Покой стоя

7,1

Ходьба 3 км/час

8,4

Ходьба 5 км/час

16,8

Бег 8 км/час

37,8

Бег 18 км/час

105,0

Плавание: кроль 0,9 м/с

59

Езда на велосипеде 15 км/ч

30

Танцы

13–30

Развлекательный волейбол

13

Одиночный теннис

34

 

Вопросы для размышления
и задания

1. Насколько опасно пассивное курение? Кстати, что это такое?

2.  Почему Минздрав на пачках сигарет предупреждает об опасности курения? Если сигареты опасны, почему Минздрав не запретит их производство?

3.  Почему детям до определенного возраста запрещено продавать сигареты?

4. Есть ли мода на курение?

5. Может ли быть оздоровительной колка дров?

6. Как часто вы поднимаетесь хотя бы на 6–8-й этаж без лифта?

7. Испытывали ли вы когда-нибудь «мышечную радость»?

8. Знаете ли вы, при каких условиях вы часто простужаетесь?

9. Какие продукты питания вы плохо переносите?

10. Что такое психологическая травма?

11. Нужны ли человеку переживания? Или «нервные клетки не восстанавливаются»?

Спросите в классе:

* кто хотя бы раз отдыхал в доме отдыха?

* кто лечился в санатории?

* кто бывал в спортивно-оздоровительном лагере?

* сколько стоит пачка сигарет?

* кто когда-нибудь слышал кашель курильщика?

* кто может показать плавание кролем и брассом?

* кто бегал более 1500 метров?

 

Дополнительные сведения

Любая трудовая деятельность сопровождается теми или иными энергетическими затратами.

Затраты энергии зависят от интенсивности мышечной работы. С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии. При легкой физической работе повышение обмена веществ происходит в основном за счет усиления энерготрат в мышцах, сердце, мозге. При более тяжелой физической работе расход энергии возрастает.

Расход энергии зависит также от информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения, рабочей позы и метеорологических условий труда (температура, влажность, скорость движения воздуха на рабочем месте). Трудовая деятельность, увеличивая кровоток, влияет на состояние сердца и кровеносных сосудов. Учащение сокращений сердца во время работы может возрастать до 180–200 ударов в минуту.

Вот, например, некоторые виды сниженной двигательной активности и причин ее возникновения: привычно-бытовая (привыкание к малоподвижному образу жизни, бытовому комфорту, снижение инициативы и пренебрежение движением); школьная (перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического воспитания); профессиональная (по производственной необходимости); клиническая (по состоянию здоровья); физиологическая (из-за аномалий развития); климатогеографическая (неблагоприятные погодные и географические условия); экспериментальная (специально создаваемая для медицинских исследований). Какой вид снижения двигательной активности характерен для вас?

Нормирование физических нагрузок, создание рационального двигательного режима для каждого – сложная медико-педагогическая задача. Необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, а также уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной допустимости нагрузки. Другими словами, нельзя очень мало и очень много двигаться. Кстати, что такое гипокинезия и гиперкинезия?

Как известно, энергию для своей активности человек получает через пищу. Продукты имеют различную калорийность. Если в ваших завтраках-обедах-ужинах избыток углеводов (особенно, чистого сахара), жиров животного происхождения (и недостаток жиров растительного происхождения), недостаток овощей, фруктов и ягод, содержащих важнейшие природные биологически активные вещества, недостаток витаминов и микроэлементов (как сезонный, так и принимающий хронический многолетний характер), а еще вы нарушаете режим питания (уменьшение количества приемов пищи и увеличение интервалов между ними, неправильное распределение суточного рациона), – такое питание можно смело назвать неправильным.

На здоровье сказываются и разные обстоятельства жизни. Так, к хроническому повышенному кровяному давлению (гипертоническая болезнь) могут привести:

– курение;

– избыточная масса тела;

– малоподвижный образ жизни;

– систематическое злоупотребление алкоголем в семье;

– частые конфликты и ссоры с родителями;

– психологические травмы;

– наличие гипертонии у родителей.

Начало болезни имеет свои симптомы, на которые надо обязательно обратить внимание врача:

– повышенное сердцебиение;

– ощущение нехватки воздуха;

– раздражительность;

– нарушение памяти;

– плохой сон;

– повышенная потливость;

– головокружение;

– боли в сердце.

 

Попробуем выполнить проект, исследовать, изучить…

1. Сосчитайте, сколько денег в год мог бы сэкономить человек, курящий три пачки сигарет в неделю.

2. Возьмите сигаретный окурок, аккуратно разрежьте фильтр. Как вы думаете, какая часть смол и других вредных веществ была задержана фильтром?

3. В общественном транспорте понаблюдайте за людьми, находящимися напротив вас. Могли бы вы определить, кто из этих людей довольно давно курит? Цвет кожи, морщины, складки кожи лица?

4. Говорят, что нормальный вес можно определить по формуле:

Вес = рост в см – (100 + 10).

5. Сколько ваших зубов требуют лечения?

6. Сосчитайте сколько часов в неделю вы проводите перед телевизором?

7. Известно ли вам сочетание пищевых продуктов, которое вы плохо переносите?

8. Сколько минут вы обычно делаете утреннюю зарядку? Каждый ли день?

9. Практически все виды трудовой деятельности в той или иной мере представляют опасность для здоровья. С помощью приведенной ниже таблицы определите, что именно для вас представляется наиболее опасным.

Сферы производства

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т

Административно-управленческаяи инженерно-техническая деятельность

* * *                     *        

Текстильная и легкая промышленность

* *   *   * *   *   * * *     *   *

Радиоэлектроника (сборка и монтаж)

              *   * * *            

Химическая промышленность

  *   *   *       *       *       *

Машиностроение (металлообработка)

      *   * * *           * * * * *

Сельское хозяйство (полеводство)

    * * * * *       * * * * * * * *
  А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т

Примечание: А, Б, В, и т.д. – факторы производственной среды и трудового процесса.

А – нервно-эмоциональное напряжение; Б – интенсивный ритм работы; В – повышенная ответственность; Г – неблагоприятный микроклимат; Д – неблагоприятные метеоусловия; Е – шум; Ж – вибрация; З – электромагнитные поля; И – воздействие промышленной пыли; К – воздействие токсических веществ; Л – согнутая рабочая поза; М – значительная зрительная нагрузка; Н – ходьба, стояние, перенос тяжестей; О – физическое напряжение; П – работа на высоте; Р – работа с движущимися механизмами; С – управление транспортом; Т – опасность общего травматизма.

10. В энциклопедии посмотрите статью «валеология».

11. Поднимитесь на 4-й этаж в спокойном темпе. Если подъем осуществляется без остановок и затруднений, работоспособность и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы человека хорошие. Если же пульс после подъема будет ниже 100 ударов в минуту, работоспособность оценивается как отличная, от 100 до 130 ударов в минуту – хорошая, от 130 до 150 – посредственная, более 150 ударов – неудовлетворительная, тренированность отсутствует или почти отсутствует.

 

2. Технологии боления

Можно ли научиться болеть правильно?

Вокруг нас существует мир бактерий и микробов, вирусов. Они везде, многие из них очень опасны. Тысячами мы их вдыхаем с воздухом, пьем с жидкостями, едим с пищей.

Однако одни люди заболевают, другие – нет. Все дело в сопротивлении нашего организма вредному воздействию этих постоянных наших очень маленьких, но коварных врагов. Способность сопротивляться называется иммунитетом.

Когда организм ослаблен (например, переохлаждением), когда снижается иммунитет, вредители проникают в организм и сильно мешают его клеткам нормально работать – начинается инфекционная болезнь.

Иногда клетки нашего организма по разным причинам сами начинают плохо работать – начинается другая болезнь, функциональная. Органы начинают делать что-то не так.

Справляться с болезнями может и сам организм. Для выздоровления нужны время, помощь лекарств, процедур и сохранение энергии. Победу обеспечивает врач – делает назначения, устанавливает режим и сроки боления, а также объявляет, когда ваш организм полностью победил врага.

Один из признаков здорового человека – способность его организма побеждать и быстро восстанавливаться, не иметь потерь (осложнений как следов борьбы).

Еще, правда, бывают травмы, когда клетки разрушены внешним воздействием, и им нужно время на восстановление. И хорошо, если через кровь в организм не проникли вездесущие враги.

 

Что надо сделать?

1. С помощью обычного (ртутного) медицинского термометра измерьте температуру тела 3–5 человек в классе с точностью до 0,05 градуса. Сравните полученные результаты. Вычислите среднюю температуру «по классу».

Попросите 3–5 человек в течение 1 минуты совершать прыжки на месте. После этого опять вычислите среднюю температуру. Сравните результаты.

2. Научитесь измерять частоту сердечных сокращений (ЧСС или пульс) в минуту. Можно считать пульс 15 или 20 секунд, полученное число соответственно умножить на четыре или на три.

3. Рассмотрите несколько упаковок из-под любых лекарств. Определите годность по дате выпуска и сроку годности.

4. Рассмотрите несколько листовок к лекарствам. Выясните: назначение, применение, противопоказания, рекомендуемые дозировки, правила приема, рекомендации по хранению. Что еще содержит листовка?

5. Рассмотрите несколько таблеток лекарств (в упаковке). Какую массу имеют таблетки? В каких единицах измеряется масса таблетки?

6. Рассмотрите медицинский шприц (в упаковке). На какой объем он рассчитан?

7. Изобразите график изменения температуры здорового, заболевающего, болеющего, выздоравливающего, выздоровевшего человека. (Например, если измерения температуры тела производятся три раза в день, а болезнь длилась 7 дней.)

8. Рассмотрите пузырьки с йодом. Какая концентрация йода на них указана?

9. На упаковках многих продуктов указана их калорийность. Сколько и чего надо съесть, чтобы пробежать 1 км?

10. Рассмотрите несколько медицинских рецептов. Какую информацию содержит рецепт?

 

Основные новые понятия

Поведение заболевающего и заболевшего человека. Установление себе щадящего режима, самонаблюдение, обращение к врачу и сообщение ему симптомов плохого самочувствия.

Выполнение всех предписаний врача.