Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2004


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Павел Лернер

Свободное время

Профессионально-технологическая проба самоопределения
для учащихся старших классов

1. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «СВОБОДА»

1.1. Рассмотрите книги или журнальные публикации, в которых встречается слово «свобода» (например, учебники по обществоведению или философии, психологии, толковый словарь, энциклопедию) и ответьте на следующие вопросы: 

  • Может ли быть абсолютно свободным человек, живущий в обществе?

  • Расходятся ли понятия «вседозволенность», «анархия» и «свобода»?

  • Насколько свободен человек в выборе образа жизни, профессиональных планов, характера профессиональной работы?

  • Можно ли считать, что высшей целью и результатом воспитания является воспитание человека свободного?

  • Как вы относитесь к утверждению, что свободу можно понимать как уважение к свободам другого человека? Приведите доказательные примеры своей точки зрения.

Подготовьте письменно не менее трех конструктивных вопросов по существу социально-психологического понятия «свобода».

Групповое занятие

– Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.

– Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.

– Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися вопросы и суждения.

– Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

2. НАСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК РАВЕН СВОЕЙ ПРОФЕССИИ?

2.1. Когда мы знакомимся с человеком и узнаем его профессию, нужно понимать, что человек осознанно выбрал характер своей работы и профессию, много занимается именно этой деятельностью, и она оказала влияние на развитие его индивидуальности, личности.

Конечно, человек намного объемнее, интереснее, богаче чем те его характеристики, которые обусловлены профессиональной деятельностью, работой, даже его трудом. (Разберитесь, кстати, чем различаются понятия «работа», «профессиональная деятельность», «труд», «профессия».)

Вспомните знакомых вам людей, занятых различной профессиональной работой (например, продавца, учителя, дизайнера журнала, медицинскую сестру, сборщицу часов, инженера-исследователя) и ответьте на вопросы:

  • Какая профессиональная работа оставляет человеку больше свободы? И какой свободы – личной, творческой?

  • Какая профессиональная работа занимает у человека значительно больше времени, чем стандартный рабочий день?

  • Могли бы вы привести примеры профессиональной работы, когда человек почти себе не принадлежит, почти не имеет свободного времени?

  • Что помимо профессиональной работы позволяет человеку самореализоваться?

  • Что вы думаете о пропорции «работа – свободное время»?

  • Ваша занятость, в основном, связана с учебной работой. Могли бы вы назвать что-то еще, что способствует вашему саморазвитию?

Подготовьте письменно не менее трех конструктивных вопросов по существу проблемы профессиональной занятости человека.

Групповое занятие

– Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.

– Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.

– Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися вопросы и суждения.

– Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

2.2. Чем занят человек? Он играет, учится, работает и трудится. Недавно мы обсуждали этот вопрос со старшими школьниками и они назвали еще один вид деятельности – человек отдыхает.

Попробуем разобраться, но для наглядности – в форме таблицы.

Что мотивирует человека в следующих видах деятельности?

 

Потребность

Необходимость

ИГРА

*

 
УЧЕНИЕ

*

*

РАБОТА  

*

ТРУД

*

 
ОТДЫХ  

*

Наверное, нужно прокомментировать, так как не все кажется очевидным.

Согласитесь, что никакой необходимости играть нет, ничто не заставляет играть, да и результат игры не имеет утилитарной цены. И, разумеется, игра не может быть оплачена. Отсюда легко можно сделать вывод – у человека есть потребность играть: испытывать свои возможности и силы, переживать эмоции, узнавать новые чувства и ощущения. Игры физических и интеллектуальных сил, обеспечивают развитие, становление, рост, а в этом человек испытывает потребность.

Правда, если посмотреть на игру с несколько другой стороны, то, к сожалению, часто играющие люди ведомы и желанием – убить время. (В этом случае, правда, ни о каком развитии говорить не приходится.) Как вы думаете, это потребность или необходимость?

Игры профессиональных спортсменов, игра музыканта в оркестре, азартные игры с целью получения выигрыша только кажутся и называются играми. На самом деле это работа.

Есть ли необходимость учиться? Бесспорно есть, так как человеку надо познавать мир, чтобы, по крайней мере, к нему приспосабливаться. Без учебы невозможно приобрести профессию, найти свое место в жизни. Необразованному человеку трудно принимать разумные решения в сложных условиях постоянного выбора. Другими словами, хочешь жить в обществе – учись.

Далее появляется необходимость повышать квалификацию, менять профессию, осваивать новые технологии и технику – опять надо учиться. И так всю жизнь. Реальностью в современном мире стало непрерывное образование, ибо один раз полученного знания явно не будет хватать. Отсюда еще одна необходимость – научиться учиться, уметь учиться.

Однако, оказывается, есть и потребность человека учиться. Он не хочет даже в собственных глазах выглядеть неумным и непонимающим. Он хочет знать как можно больше. Некоторые люди приобретают спонтанную любознательность, которая становится для них интеллектуальной игрой.

А вот потребности работать у человека нет! Работает он из необходимости удовлетворять свои самые разнообразные потребности – ему нужны еда и тепло, одежда и жилище, информация и предметный мир, да много чего ему надо. Поэтому он охотно или менее охотно обменивает часть времени своей жизни, биологические силы на то, что он хочет иметь, потреблять. Другого способа приобрести те или иные блага у него нет – так появляется и стимулируется необходимость работать.

Нет у человека и необходимости трудиться! Трудится он из высокой потребности реализовать себя – все мотивы внутренние. Поэт сказал: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Продукт труда может стать рыночным товаром, но сам труд не продается, не покупается. Он сродни добру, любви. Его невозможно оплатить, так как, если работу можно замерить сто одним способом, то меры труда просто нет. Каким-то образом еще удается оценить результаты, продукт труда. Смешно искать денежный эквивалент, например, труду материнства, труду души, труду гения.

В этом смысле, вполне можно прийти к выводу о тождественности труда и творчества. Хотя бы на том основании, что творит и трудится свободный человек, ставший равным самому себе.

  • С какими из высказанных суждений вы категорически не согласны?

  • Какие суждения вы разделяете?

  • К какому виду занятий вы отнесли бы, например, просмотр нашумевшего кинофильма или новостной телепередачи, посещение тренажерного зала или подбор галстука к новому костюму, чтение сборника стихов или поездку на фестиваль художественной ковки?

  • Представьте себе, что вы познакомились с врачом-хирургом и оператором прокатного стана, которые в свободное время, оказывается, увлечены рыбной ловлей и оперным пением. Какое влияние эти сведения оказали на Ваши представления об этих людях? А если при этом удочка оператора прокатного стана, как выяснилось, очень дорогая, а врач-хирург является лауреатом певческого конкурса?

  • Что Вам известно об увлечениях, «второй профессии», хобби А.Эйнштейна, Д.Менделеева, В.Маяковского, космонавта А.Леонова, Б.Пастернака, А.Макаревича, Евг.Евтушенко? Могли бы вы привести другие примеры?

  • Есть ли у вас увлечения, занятия, от которых вы не хотели бы отказываться независимо от выбора будущей профессии?

  • В каких случаях можно считать искренним утверждение человека о том, что у него любимая работа?

  • Каково Ваше отношение к таким, например, разным позициям: одни люди любят отдыхать и считают, что работа это досадный период между отпусками; другие тоже любят отпуск и стараются хорошо отдохнуть, чтобы с новыми силами наброситься на свою работу?

Подготовьте письменно не менее трех конструктивных вопросов по существу проблемы профессиональной ограниченности человека.

Групповое занятие

– Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.

– Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.

– Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися вопросы и суждения.

– Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

3. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: ОТ ИЛИ ДЛЯ?

3.1. Наверное, свободное время – это всегда свобода от чего-то обязательного, заданного – от работы, учения, обязанностей, игры и даже отдыха (например, сна). Ведь плановый отдых трудно принять за свободное время?

Свободное, то есть незанятое, время как бы принадлежит самому человеку – он волен распоряжаться им по своему усмотрению. Однако и рабочее, и свободное время одинаково принадлежат одному времени – времени жизни человека.

Человек вынужден не менее трети времени своей жизни отдавать работе. Примерно треть времени он отдает необходимому сну, то есть восстановлению своих физических сил.

Таким образом, в лучшем случае свободное время – не больше одной трети времени человеческой жизни.
В абсолютном выражении это достаточно большое количество часов, собственником которых человек становится от рождения. А собственностью надо распоряжаться с умом.

Вспоминаются замечательные стихи прекрасного поэта С.Я.Маршака:

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

  • С какими из высказанных суждений вы категорически не согласны?

  • Какие суждения вы разделяете?

  • Можно ли считать провождением свободного времени прогулку с любимой собакой?

  • Человек постоянно находится в общественных отношениях. Находится ли он в них в свободное время? Например, гуляя с собакой?

  • Хотели бы Вы, чтобы бюджет Вашего свободного времени увеличился, скажем, в два раза?

  • Насколько ценным для вас является возможность побыть в одиночестве?

  • Насколько, примерно, увеличился бюджет свободного времени людей за последние 100 лет? Какие факторы оказали влияние на увеличение?

Подготовьте письменно не менее трех конструктивных вопросов по существу проблемы свободного времени человека.

Групповое занятие

– Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.

– Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.

– Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися вопросы и суждения.

– Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

3.2. Наверное, свободное время, предназначено в том числе и для поддержания человеком своего здоровья. Профилактическая медицина, укрепляющие процедуры, диспансеризации, санаторное лечение и др. требуют достаточно больших затрат времени. Вместе с тем, здоровье людей и их работоспособность являются общественным достоянием. Тогда получается, что поддержание и сохранение человеком здоровья в свободное время является общественным делом.

Работающий человек растрачивает жизненные силы – физическую, психическую и интеллектуальную энергию. Эти затраты надо компенсировать благами, необходимыми для восстановления сил. Грубо говоря, затраты энергии можно измерять в килокалориях – у спортсмена, у диспетчера аэропорта, у шахтера, у ученого, у милиционера-регулировщика, у школьника или студента.

В современном мире, к сожалению, людям приходится монотонно повторять одни и те же трудовые операции (сидеть за компьютером, читать за столом, стоять за прилавком, говорить по телефону, водить автомобиль, слушать на уроках и лекциях, наблюдать за приборами и др.). К этому надо еще добавить многочасовое смотрение телевизора в свободное время.

Человек сталкивается с так называемой гиподинамией, то есть с малой подвижностью, которую приходится компенсировать в свободное время: специально ходить пешком и по лестницам, делать зарядку и/или специальные упражнения для поддержания опорно-двигательного аппарата, регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Наше психическое здоровье тоже подвергается постоянным атакам: перегрузки, стрессы, неудовлетворенность работой и ее результатами, конфликты с коллегами и руководством, угрозы карьере и прочее, без чего не обходится профессиональная работа. Поэтому человеку требуется порой психологическая разгрузка – положительные эмоции, новые впечатления, смена видов деятельности, удовлетворение «охоты к перемене мест» и прочее. Все это может обеспечить лишь свободное время.

  • С какими из высказанных суждений вы категорически не согласны?

  • Какие суждения вы разделяете?

  • Свободное время дается человеку «от усталости» или «для восстановления»?

  • Какую часть своего свободного времени вы тратите на сохранение и поддержание здоровья?

  • Насколько полноценным отдыхом вы считаете смотрение телевизора, компьютерные и карточные игры?

  • В какой мере сон можно причислить к свободному времени?

  • Насколько рационально использование свободного времени на приготовление пищи, на органиацию правильного питания? Или это работа по необходимости?

  • В разных странах продолжительность рабочей недели, ежегодного (оплачиваемого и неоплачиваемого) отпуска, количество праздничных нерабочих дней заметно отличаются. Найдите примеры. Какой бы вы хотели видеть вашу будущую профессию в этом контексте?

Подготовьте письменно не менее трех конструктивных вопросов по существу проблемы сохранения работоспособности человека.

Групповое занятие

– Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.

– Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.

– Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися вопросы и суждения.

– Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

3.3. Вечный вопрос – личность или общество.

Вот одно из противоречий. Для успешного выполнения профессиональных (или социальных) задач на конкретном месте работодатель (или социум) предъявляют личности строгие требования, ограничивая тем самым жесткими рамками, например, узкого профессионализма, саму индивидуальность. Человек же стремится ее сохранить и делать все более яркой, оставаясь самим собой в реализации сущностного «я». В пределах только профессии, даже творческой, этого достичь довольно сложно.

Выход из этого противоречия – использование человеком ресурсов и резервов свободного времени. Спасение от узкого профессионализма – в непрерывном и дополнительном образовании, как потребности в способе саморазвития, самостановления, самореализации.

Дополнительное образование может сопровождать среднее и высшее, быть значительной частью свободного времени человека: кружки, спортивные секции, музыкальные школы, студии живописи или бальных танцев, клубы собаководов или любителей кактусов, курсы для автомобильных или компьютерных «чайников», даже церковь. Все это для себя: здесь человеком движет потребность в самоопределении и самореализации, а не необходимость. Такое образование, обычно, профессии не дает и на рынке труда почти ничего не стоит.

Дает ли дополнительное образование собственно образование или это всего лишь обучение? Можно ли сказать, что образование идет через обучение?

Да, через обучение, то есть через тренинг, через репродуктивность, в основном, на базе уже имеющегося, вчерашнего опыта. Способ разумения и мировоззрение почти не меняются. Хотя сумма разнообразных односторонностей такого обучения может дать эффект разносторонности, что позволяет выйти за рамки профессиональной узости. Другими словами, хобби спасает от профессионального или школярского однообразия, сохраняя уникальность индивидуальности.

Статья подготовлена при поддержке компании «Медиалогия». Если вам интересно современное общество и есть желание узнать, что пишут известные люди, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Mlg.Ru. На сайте вы сможете, не потратив много времени, узнать рейтинги популярных блоггеров. В компании «Медиалогия» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, позволяющим им выполнять свою работу качественно и на совесть.

Рынок образовательных услуг достаточно разнообразен. Он предлагает и различные формы образования: очную, вечернюю, заочную, дистантную и даже экстерную. В таком многомерном пространстве чрезвычайно важно правильно выбрать линии, пути, последовательности, способы получения своего образования. Разумеется, с четким учетом ресурсов свободного времени. Будет замечательно, если правильно выбранное образование сблизит, а не разведет, жизненные и профессиональные планы.

  • С какими из высказанных суждений вы категорически не согласны?

  • Какие суждения вы разделяете?

  • Как и каким образом вы тратите свое свободное время на дополнительное образование?

  • Как и каким образом «окупится» ваше дополнительное образование сегодня в вашем будущем профессиональном образовании?

  • Считаете ли вы целесообразным тратить свое свободное время на посещение музеев, специализированных выставок? Каких?

  • Как часто вы смотрите научно-популярные телепередачи?

  • Произведения искусства всегда неповторимы: любое научное открытие или техническое изобретение исторически определено, обусловлено развитием науки, произведение же искусства всегда неожиданно. Стихи и проза, огромные живописные полотна и маленькие теплые акварели, резные наличники тульской избы и архитектурные памятники, театральные спектакли и кинофильмы, симфонические произведения и добрая песня открывают нам путь к чувствам, мыслям, внутреннему миру других людей. Пройдя этот путь, мы проживаем тысячу жизней. Насколько много и целенаправленно вы тратите свое свободное время на гуманитарное самообразование?

Подготовьте письменно не менее трех конструктивных вопросов по существу проблемы открытого (свободного) образования человека.

Групповое занятие

– Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.

– Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.

– Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися вопросы и суждения.

– Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

3.4. Французское слово «дилетант» всегда противопоставлялось словам «специалист, профессионал», но сегодняшние требования сняли пренебрежительный оттенок с этого слова – современный специалист должен знать немногое обо всем и, конечно, все о немногом.

О необходимости расширения кругозора замечательно (и гуманно по своей сути) сказал академик Н.Н.Семенов: «В будущем интерес к науке, научная любительская самодеятельность охватит широкие массы людей, которые будут работать для собственного удовольствия в свободное время в общественных лабораториях. При этом будет происходить “естественный отбор” наиболее способных и зараженных страстью к науке людей, к тому же не скованных профессиональной ограниченностью. Этот будущий громадный общественный сектор науки, быть может, послужит развитию науки не в меньшей мере, чем профессиональный. Я мыслю будущую науку как всенародное общественное дело, удовлетворяющее извечную потребность людей в духовном творчестве».

  • С какими из высказанных суждений вы категорически не согласны?

  • Какие суждения вы разделяете?

  • Как часто вы ищите книги, указанные в списках литературы?

  • Нравится ли вам внимательный просмотр справочников, энциклопедий, словарей?

  • В какой области знаний вы хотели бы в свободное время заниматься самостоятельными исследования?

  • Насколько обоснованным вы считаете разделение людей на «гуманитариев» и «технарей»? Ведь часто основанием для этого является успеваемость по тем или иным учебным предметам. Если такое деление есть, то какие критерии предложили бы вы?

Подготовьте письменно не менее трех конструктивных вопросов по существу проблемы свободного научного и художественного творчества человека.

Групповое занятие

– Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.

– Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.

– Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися вопросы и суждения.

– Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.