Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2004

Издательский дом. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 15 (51) · Вкладка в «БШ» № 15 (123) · 1–15 августа 2004 года

Специальная летняя программа

Елена Вовк

Школьная стенгазета
и издательские технологии
в школе

Статья 2. PhotoShop: основы работы с изображениями*

Особенности подготовки изображения
для тиражирования с помощью
копировальных устройств

Итак, макет готов. Корректоры исправили ошибки, художники поработали над качеством фотографий, авторы статей проверили, не исказила ли верстка смысла публикаций. Макет распечатан на принтере, вы держите в руках идеальный вариант твердой копии публикации и любуетесь законченным трудом. Проделана огромная работа, осталось только размножить издание – какая малость… И очень прискорбно, когда все ваши труды перечеркивает последний этап – этап изготовления копий.

Ни одно множительное устройство типа ксерокса, ризографа или ротапринта «не любит», если ему на вход подают идеальные иллюстрации – оригиналы фотографий или распечатки полутоновых изображений с принтера с разрешением 600 dpi и более. На выходе вместо четких, контрастных изображений вы получите черные разводы и белые проплешины, мягкие переходы полутонов сольются в единое пятно. Чтобы этого не произошло, используемые в издании изображения надо подготовить специальным образом.

Смысл этой технологической операции – так преобразовать изображение, чтобы при печати оно формировалось из заметных глазу отдельных точек. Этот процесс называется растрированием.

Если имеющийся в вашем распоряжении принтер может печатать с разрешением 300 точек, заметное глазу растрирование получается автоматически. Изображение распечатывается в виде набора точек. Но качество такого растрирования не всегда вас может удовлетворить: точки слишком большие, расположены далековато друг от друга. В общем, качество иллюстрации оставляет желать лучшего.

Если принтер может печатать с разрешением 600 точек и более, рекомендуют прибегнуть к сознательному растрированию.

1. Откройте файл с изображением. Напомню, что тип его цветовой модели должен быть Grayscale (Полутоновое). Если изображение все еще остается цветным, преобразуйте его к этой модели.

2. Выполните команду Image/Mode/Bitmap (Изображение/Режим/Монохромный) (рис. 5 а).

3. В открывшемся окне перечислены параметры. От их значения зависит будущий вид растрированного изображения. Они задают характеристики точек, их плотность и взаимное расположение.

  • Из раскрывающегося списка поля Method (Метод) выберите вариант Halftone Screen (Полутоновое).

  • В поле Output (Выход) введите разрешение принтера. Например, 600 точек на дюйм.

  • Закройте окно щелчком по ОК.

а

б

Рис. 5. Преобразование изображения к монохромному виду

4. Откроется еще одно окно (рис. 5 б).

  • Из раскрывающегося списка поля Shape (Форма) выберите форму точек, с помощью которых будет распечатываться изображение. Основываясь на собственном опыте, рекомендую остановиться на варианте Round (Круг).

  • Точки растра выстраиваются в линии. Вы можете регулировать плотность линий. Этот параметр называется линиатурой. Рекомендую установить значение 70 lines/inch (линий/дюйм). Имеейте в виду, что при заданном разрешении принтера от значения линиатуры зависит количество уровней серого цвета (точнее – имитации уровней) на распечатке.

В следующей таблице перечислены значения линиатуры, устанавливаемые для различной печатной продукции.

Газеты, каталоги. Печать на газетной и немелованной бумаге

65–80

Каталоги, бюллетени на немелованной и мелованной бумаге

80–100

Книги, журналы среднего качества на немелованной бумаге

100–130

Обложки книг, журналы высокого качества на мелованной бумаге

130–150

Рекламные буклеты, книги с художественными репродукциями высокого качества на мелованной бумаге

150–300

• Угол наклона линий также можно изменять. Для этого предназначен параметр Angle (Угол). Попробуйте 45 градусов.

Чтобы понять смысл описанных действий, вам надо все эти операции проделать на практике, а потом распечатать результат, предварительно разместив иллюстрацию на полосе в системе PageMaker. Рекомендую сравнить несколько вариантов изображений с разными значениями линиатуры. Очень полезно рассматривать распечатки, вооружившись лупой.

Ликвидация сплошной заливки

При дальнейшем тиражировании макета с подготовленными указанным образом иллюстрациями могут возникнуть проблемы с участками изображений значительной площади, полностью закрашенными черным цветом, – там, где деления на точки не произошло. Тем, кто очень хочет справиться и с этой проблемой, я буквально в двух словах опишу принцип ее решения.

1. Откройте изображение, еще не преобразованное к виду Bitmap (Монохромный).

2. Выполните команду Image/Adjust/Curves (Изображение/Коррекция/Кривые).

В открывшемся окне (рис. 6) вы увидите нечто, напоминающее график линейной математической функции. Внешний вид окна может несколько отличаться от представленного на нашем рисунке. Обратите внимание на горизонтальные и вертикальные полоски вдоль «осей графика». Необходимо, чтобы «в точке начала координат» был черный цвет, а белый – в противоположной стороне. Если это не так, щелкните в центре нижней полосы по белой кнопке со стрелками: цвета поменяются местами.

Рис. 6. Ликвидация сплошой черной заливки

3. Точка на «графике», расположенная в нижнем левом углу, отвечает за чистый черный цвет. Чтобы избавиться от черных сплошных плашек на изображении, этот черный цвет надо немного осветлить. Установите указатель мыши на точку начала «графика», нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, немного поднимите «график». Следите за значением, высвечивающимся в поле Output (Выход) в нижней части окна. Оно должно находиться в интервале от 10 до 15.

Механизм подобного преобразования достаточно сложен, имеет много тонкостей, объяснить которые в рамках отведенного статье места невозможно.

Откуда изображения появляются
в памяти компьютера

Рассматривая свойства изображений и основные операции над ними, мы исходили из того факта, что иллюстрация уже находится в памяти компьютера. Но она должна туда как-то попасть. Последний вопрос, который мы сегодня разберем, – каким образом можно получить оцифрованное изображение.

Из Интернета

Просматривая web-страничку, щелкните правой кнопкой мыши по изображению. Из контекстного меню выберите строку Сохранить рисунок как. Далее – как всегда: указываете имя файла и выбираете папку, в которой следует сохранить файл с изображением.

Не всякую картинку можно сохранить таким способом. И если предложенный выше подход не дает желаемого результата (контекстное меню не открывается), воспользуйтесь следующим способом.

1. Настройте экран дисплея так, чтобы нужное изображение полностью на нем отобразилось.

2. Найдите в верхнем ряду клавиатуры клавишу и нажмите ее.

3. Перейдите в систему PhotoShop и создайте новый файл по команде File/New (Файл/Новый).

4. Выполните команду Edit/Paste (Редактировать/Вставить). То, что высвечивалось на экране в момент щелчка по ­, стало содержимым файла.

5. С помощью инструмента «Кадрирование» отсеките лишние края изображения.

6. Выполните команду Layer/Flatten Image (Слой/Свести слои).

7. Сохраните файл.

Обратите внимание, что разрешение изображения, взятого из Интернета, равно 72 точкам на дюйм. Этого явно недостаточно для получения качественной иллюстрации и печати ее на принтере. По команде Image/ImageSize (Изображение/Размер изображения) увеличьте разрешение до требуемого.

Запомните! Использование изображений из Всемирной сети может сильно осложнить вам жизнь из-за необходимости их обработки для повышения качества.

С цифрового фотоаппарата

Цифровой фотоаппарат хранит отснятые снимки в электронном виде. Обычно изображения формируются в формате jpg. Одна из важных характеристик фотоаппарата – размер матрицы, используемой в момент съемки для размещения изображения. И у многих начинающих фотографов возникает вопрос: какие параметры матрицы необходимо установить перед началом съемки, чтобы на печати получить качественные снимки?

Специалисты рекомендуют: матрица размером 1600 x 1200 или 2048 ґ 1536 пикселей обеспечит получение высококачественных распечаток снимков размером 10 x 15 см при печати на принтере с разрешением 600 dpi. Более того, снимок, полученный с помощью матрицы 2048 x 1536 пикселей, можно печатать в формате 20 x 30 см (на листе формата А4), не беспокоясь о качестве изображения.

Перед размещением файла с изображением, полученным с помощью цифрового фотоаппарата, позаботьтесь о приведении его размеров и разрешения к нужным значениям. Тип файла замените на tif, как и любого другого, размещаемого на полосе набора.

Создаются с помощью специальных графических программ, в частности, инструментами PhotoShop.

Сканированием иллюстраций

Несмотря на разнообразие существующих сканеров, отличающихся качеством сканирования, дополнительными возможностями обработки фотографий, все они имеют одни и те же общие принципы работы.

Для получения качественного оцифрованного изображения необходимо правильно установить параметры сканирования. К их числу относятся модель сканирования (Scan Mode), разрешение (Resolution), величина масштабирования при сканировании (Scaling). На рис. 7 изображено окно одного из сканеров фирмы Mustec с указанием расположения этих характеристик.

Рис. 7. Окно программы сканирования

Сканирование начинается с анализа структуры и цветовых характеристик имеющейся иллюстрации. С точки зрения метода сканирования исходный материал можно разделить на несколько групп.

Черно-белое штриховое изображение (или штриховая графика).

Модель сканирования: lineart, binary image, black and white image. В разных типах сканеров могут использоваться разные названия.

Такая иллюстрация создается только с помощью чисто черной краски без промежуточных оттенков. Примеры – черный текст на белой бумаге, контурные рисунки, схемы, логотипы, гравюры. Эти изображения требуют минимума памяти при хранении, так как для каждой точки растрированного изображения требуется только один бит. Поэтому такие изображения часто называют бинарными (binary). Цвет линий, из которых строится штриховое изображение, не обязательно должен быть черным. Главное, чтобы все они имели одинаковый оттенок. Иногда этот вариант модели называется color lineart.

На контурах штрихового рисунка иногда проявляется «лестничный эффект» (рис. 8). Чтобы избежать этого, устанавливайте разрешение сканирования равным разрешению принтера, на котором будет производиться печать. Например, если вы имеете в своем распоряжении принтер, печатающий с разрешением 600 dpi, то и сканирование производите с этим значением разрешения при условии, что в момент сканирования вы не масштабируете изображение.

Рис. 8. Лестничный эффект на штриховом рисунке

А вот увеличивать масштаб штрихового рисунка при сканировании очень даже советуют. В этом случае производится автоматическая интерполяция данных, которая сгладит неровные края изображения и точнее выделит границы. Значение разрешения сканирования надо увеличить в число раз, равное коэффициенту масштабирования.

Полутоновое изображение

Модель сканирования: gray, halftone image.

На изображениях этого типа вы можете увидеть белый, черный и серый цвета различной насыщенности.
К числу полутоновых изображений относятся, например, черно-белые фотографии и слайды, полутоновые рисунки, качественные черно-белые иллюстрации из дорогих журналов, буклетов, альбомов, каталогов. Для достижения хорошего качества таких изображений достаточно установить разрешение 300 точек.

Никогда не масштабируйте полутоновое изображение, то есть проводите сканирование 1:1. Увеличение масштаба не добавляет деталей в изображение и приводит к снижению контрастности.

Качество ввода полутоновых оригиналов зависит от свойств самого сканера: сколько градаций яркости он может различать. При использовании «слабых» в этом отношении сканеров вместо четких изображений с плавными переходами оттенков серого вы увидите четкие границы между областями, окрашенными в серый цвет разной насыщенности.
В связи с этим иногда рекомендуют полутоновые изображения сканировать как цветные, а потом средствами системы PhotoShop преобразовывать в модель Grayscale.

Цветное изображение

Модель сканирования: color image, color (24 bit), color (28 bit).

Это цветные фотографии, слайды, рисунки, иллюстрации из дорогих журналов, альбомов, напечатанные на хорошей бумаге.

Особую группу составляют так называемые растрированные изображения. Это те изображения, которые уже подвергались растрированию и выводились на печать. Любая иллюстрация из газеты – растрированная. Это видно даже невооруженным глазом – изображение состоит из отдельных точек. Сложнее обнаружить растр на иллюстрации журнала. Возьмите лупу с сильным увеличением и сквозь увеличительное стекло вы увидите отдельные точки.

Рекомендуется сканировать растрированные изображения с максимальным разрешением, на которое только способен сканер. Но и тогда вы не гарантированы от появления муара (повторяющегося фонового рисунка), бороться с которым можно средствами системы PhotoShop, но полное его исчезновение не гарантируется. Так что иллюстрации из газет или других печатных изданий, состоящие из заметных на глаз точек, не тот материал, который годится для сканирования.

Полезные советы

Вы не должны забывать, что основа познания – собственный опыт. Чтобы полученная вами информация не превратилась в «лишний груз», берите фотографии, сканируйте с разными параметрами, сравнивайте результаты, изменяйте характеристики изображений и пробуйте печатать с разными значениями растра, чтобы в ответственный момент срочной печати макета газеты вопрос о выборе параметров растрирования конкретно для вашего принтера уже не стоял.

 

Статья 3. PageMaker: многоколонная верстка

В соответствии с традициями верстки газетной полосы текстовые материалы большого объема располагаются в несколько колонок. Многоколонная верстка требует строгого соблюдения определенных правил, например, одинаковой ширины колонок, выравнивания объектов, равномерности отступов как от границ полосы, так и между объектами внутри нее. Система PageMaker обладает набором средств, обеспечивающим разбиение текста на колонки и помогающим располагать объекты на полосе с максимальной точностью. Этим вопросам и посвящен предлагаемый далее материал.

Модульная сетка

Пришла пора обратить внимание на линейки, расположенные вдоль верхней и левой границ монтажного стола. Если на вашем экране линейки отсутствуют, выполните команду Просмотр/Показать линейки.

Линейки используются для точного расположения объектов на полосе набора. Единицы измерения вы можете установить сами в окне команды Файл/Установки/Основные. Начало координат (ей соответствует отметка «ноль») также можно передвинуть в любую удобную для вас позицию, ухватившись мышью за перекрестье в той точке окна, где пересекаются вертикальная и горизонтальная линейки.

Чтобы упростить процесс точного расположения объектов, из линеек можно «вытянуть» направляющие линии. Для этого установите курсор на изображении горизонтальной (или вертикальной) измерительной линейки, нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, передвигайте курсор. За курсором «потянулась» голубая горизонтальная (вертикальная) линия. Доведя направляющую линию до нужной позиции, отпустите кнопку мыши.

Направляющую линию можно передвинуть. Делается это опять же с помощью мыши. При активном инструменте «Стрелка» нажатие кнопки мыши на направляющей линии приводит к появлению двунаправленной стрелки . В этот момент ее и надо передвигать. Направляющие линии можно зафиксировать, чтобы нечаянные неловкие движения не сдвинули их. Для этого предназначена команда Просмотр/Закрепить направляющие.

При печати направляющие линии не видны. Чтобы они не мешали просмотру готового макета, их можно временно убрать с экрана по команде Просмотр/Спрятать направляющие. Команда Просмотр/Удалить направляющие позволяет вовсе избавиться от направляющих линий. Чтобы удалить одну направляющую, сдвиньте ее за пределы макета или экрана.

В системе можно установить режим автоматического «притягивания» объектов к направляющим. Галочка рядом с командой Просмотр/Выровнять по направляющим означает, что режим включен.

Направляющие линии и измерительные линейки вместе с границами полей и колонками (о них пойдет речь далее) образуют модульную сетку. Все эти инструменты служат одной цели – точному расположению объектов на полосе. С помощью модульной сетки строится остов, схема расположения объектов, она определяет композицию публикации. С ее помощью задаются границы выравнивания объектов, зона их локализации и др. Удачно построенная модульная сетка не только облегчает построение макета, но и помогает создавать удачные по композиционному построению публикации.

Деление полосы на колонки

Любая газетная полоса разделена на колонки. Предположим, что вы задумали в верхней половине полосы разместить статью в две колонки.

Выполните команду Макет/Границы колонок. В окне команды (рис. 1) в поле Количество колонок введите 2, а в поле Средник – 5 мм. Средником называют расстояние между колонками.

Рис. 1. Окно разбиения полосы на колонки

В центре полосы набора появились две вертикальные полосы – границы колонок. Они относятся к разряду направляющих линий и при печати не видны.

Заполнение страницы текстом,
подготовленным вне системы
PageMaker

Еще в начале изучения издательских систем мы с вами договорились, что тексты будем подготавливать с помощью системы Microsoft Word. Для тренировки в размещении текстового материала советую вам взять файл с расширением rtf. Это избавит вас от множества проблем, о которых я расскажу чуть позже. Чтобы в своих упражнениях вы могли следовать предлагаемым рекомендациям, ваш текст должен занимать примерно 2/3 страницы.

1. Выполните команду Файл/Поместить и выберите нужный файл. Курсор принял вид пиктограммы размещения текста . Если на вашем экране он выглядит иначе, щелчком мыши снимите галочку со строки команды Макет/Автозаполнение.

2. Подведите курсор к левому верхнему углу первой колонки и щелкните кнопкой мыши. Текст появится на полосе (рис. 2 а). По ширине он займет все пространство в границах колонки. А по высоте – всю колонку. Если бы полоса набора не была разделена на колонки, текст расположился бы точно по ширине полосы.

3. Текстовый материал оказался достаточно объемным и не уместился в одной колонке. Его размещение как бы приостановилось, дойдя до нижней границы полосы набора.

Обратите внимание на нижнюю «петельку» текстового блока. В ней «светится» красный треугольник – признак неразмещенного текста. Верхняя петелька пуста – это признак того, что данный блок содержит начало текста.

4. Продолжим размещение текста. Установите курсор-стрелку на красную петельку и щелкните кнопкой мыши. Курсор опять принял вид пиктограммы загрузки текста.

5. Расположите пиктограмму загрузки текста у верхней границы второй колонки и щелкните мышью. В зависимости от размера неразмещенной части текста он может заполнить как всю колонку, так и закончиться раньше. В нашем случае текста хватило примерно на половину колонки (рис. 2 б).

            

Рис. 2. Размещение текста на полосе набора:
а — текст размещен не до конца; б — текст размещен полностью

Взгляните, какой вид приобрели «петельки». Нижняя «петелька» 2-го текстового блока пуста. Это признак того, что материал размещен полностью и этот текстовый блок – последний. Если материала много, он может опять не поместиться на полосе, и тогда на нижней границе 2-го блока вновь «засветится красный фонарик» – признак того, что операция размещения текста не закончена.

А теперь взгляните на нижнюю границу 1-го блока. Красный цвет «петельки» сменился на черный, а внутри нее появился «крестик». Точно такой же вид имеет верхняя «петелька» 2-го текстового блока. Крестик внутри «петли» означает

  • для нижней границы блока – текстовый материал продолжается в другом текстовом блоке;

  • для верхней границы блока – текст, содержащийся в данном блоке, является продолжением текстового материала, расположенного в другом текстовом блоке.

Изменение размера текстового блока

В процессе верстки размеры текстовых блоков можно изменять. Вы уже пробовали варьировать ширину блока. Напомню, что для этого надо было «ухватиться» за угловой ограничитель блока и потянуть в нужную сторону. В результате происходило перераспределение текста по строкам – слова «перетекали» со строки на строку (рис. 3).

Рис. 3. Изменение ширины текстового блока:
а — блок до изменения ширины; б — момент изменения ширины; в — блок после изменения ширины

Аналогично вы можете изменить длину текстового блока. Установите курсор-стрелку на нижнюю «петельку» 1-го блока. Нажмите кнопку мыши и не отпускайте ее, пока не поднимете границу блока вверх на несколько строк. Обратите внимание, как изменились размеры текстовых блоков: 1-й блок стал короче, а 2-й удлинился за счет того, что часть текста из 1-го блока перетекла во 2-й (рис. 4).

Рис. 4. Изменение длины текстового блока:
а — блок до изменения длины;  б — момент изменения длины; в — блок после изменения длины

Процесс выталкивания текста проходит по всему материалу. При этом свою длину изменяют только два блока – тот, размер которого модифицируете вы сами, и последний блок. Если вы укоротили блок слишком сильно, а последний текстовый блок расположен близко к нижней границе полосы набора, то на его нижней границе может появиться символ (), свидетельствующий, что часть текста осталась неразмещенной.

При сильном увеличении длины текстового блока последний в цепочке блок может вовсе исчезнуть с экрана, так как весь текст перетечет в предшествующие блоки.

Перекомпоновка текста по новым текстовым блокам

В нашем примере текстовый материал расположился в двух текстовых блоках. Но с таким же успехом вы могли бы распределить его по трем, четырем и т.д. блокам, разбив исходный текст на самые маленькие куски. Минимальный текстовый блок может состоять из одного символа или вообще не содержать символов.

1. С помощью инструмента «Стрелка» выделите 1-й блок и установите курсор-стрелку на его нижнюю «петельку». Нажмите кнопку мыши и не отпускайте ее, пока не поднимете границу блока вверх, убрав все абзацы, кроме одного. Текст перетек во 2-й текстовый блок, в результате чего он стал гораздо длиннее (рис. 5 а).

2. Подведите курсор-стрелку к «петельке»с крестом на нижней границе 1-го блока и щелкните кнопкой мыши. Курсор принял вид пиктограммы загрузки текста.

3. Новый текстовый блок попробуем создать иным способом, используемым тогда, когда необходимо расположить текстовый блок в точно определенном месте и задать ширину блока, отличную от ширины колонки или полосы набора.

Установите пиктограмму загрузки текста в 1-й колонке несколько ниже верхнего текстового блока, прижав ее к левой границе полосы набора. Нажмите кнопку и передвиньте пиктограмму по воображаемой диагонали прямоугольника, в рамках которого вы хотели бы разместить текст (рис. 5 б). И только после этого отпустите кнопку мыши. Именно такой способ вы использовали, когда изучали характеристики шрифта.

На полосе в очерченных вами границах появилось продолжение текста, начало которого находится в 1-м блоке. Верхняя и нижняя «петельки» нового текстового блока содержат «крестики» (рис. 5 в).

Итак, мы расположили один текст в трех текстовых блоках. Все они связаны между собой в определенном порядке, причем PageMaker запоминает этот порядок. Вы можете сколько угодно раз переставлять блоки, разносить их по разным страницам, даже менять очередность расположения блоков в публикации, они сохранят первоначальный порядок нумерации. Такие текстовые блоки называются сцепленными.

Рис. 5. Размещение текста в связанных текстовых блоках:
а — в 1-м блоке остался один абзац; б — обрисовка границ нового текстового блока; в — новый текстовый блок размещен

Пример разбиения текста
на несколько сцепленных блоков

У некоторых может возникнуть вопрос: зачем разбивать единый текстовый блок на отдельные блоки? Следующий пример будет ответом (рис. 6).

Рис. 6. Пример макета со сцепленными текстовыми блоками

Текстовый материал разверстан в две колонки. Текст украшают иллюстрации: в 1-й колонке их две – в начале и конце, во 2-й – одна, в середине текста. Для размещения иллюстраций использовалась команда Файл/Поместить. Чтобы изображение, украшающее 2-ю колонку, не закрыло собой текст, его пришлось разбить на два сцепленных блока.

Очень часто при решении этой задачи учащиеся делают «недопустимые ошибки» двух типов.

Ошибка первая. Чтобы освободить место для фотографии, они вставляют в текст пустые строки – ровно столько, чтобы изображение поместилось, а потом фотография просто «надвигается» на текстовый блок.

Ошибка вторая. Текст нижнего блока вырезается и оформляется в виде несцепленного блока. Однажды решив таким способом проблему, учащиеся берут этот прием за правило, и тут важно вовремя их остановить.

Запомните! Текстовый материал должен располагаться в сцепленных блоках. Только в этом случае возможно быстрое и беспроблемное внесение изменений в верстку, а без этого создать ни один макет пока никому не удавалось.

Закрытие текстового блока

Что будет, если совместить нижнюю и верхнюю границы текстового блока? А будет вот что.

Если текстовый материал расположен в нескольких связанных блоках, текст просто перетечет в последующие блоки и размер самого последнего (если позволяет пространство на полосе набора) увеличится.

Если весь текст занимает только один текстовый блок либо вы работаете с последним блоком в цепочке текстовых блоков, «перетекать» ему будет некуда, текст просто исчезнет с экрана, но не пропадет окончательно. Верхняя и нижняя границы блока совпадут, образуя единую линию. Верхняя «петелька» будет пустой, а нижняя – с красной стрелкой.

Пока блок выделен, он виден на экране. Но как только вы отмените выделение, все намеки на существование невидимого блока исчезнут.

Чтобы увидеть на полосе текстовый блок с неразмещенным материалом, достаточно выполнить команду Редактирование/Выделить все, имея в качестве активного инструмент «Стрелка». А «потянув» вниз нижнюю границу блока, увидите и «спрятанный» текст.

Различные способы размещения текста, подготовленного вне системы PageMaker

Вернемся к вопросу размещения текста. Вы знаете, что система Word может создавать документы в разных форматах. В зависимости от типа файла операция размещения будет иметь особенности.

DOC. Этот файл вряд ли получится у вас разместить. Нужен специальный фильтр, а его-то у вас и нет... Чтобы «взять» текст из файла с расширением doc, лучше прибегнуть к помощи буфера обмена. Замечу, что буфер обмена можно использовать для копирования текста и из любых других файлов, в том числе подготовленных в других системах, позволяющих работать с текстом, либо из других публикаций. Размещение текста при этом производится с помощью инструмента «Буква».

RTF. Лучший тип файла для размещения на полосе PageMaker по команде Файл/Поместить.

TXT. Открывается дополнительное окно с параметрами размещения (рис. 7). И тут возможны варианты.

Рис. 7. Окно с параметрами при размещении текста в формате txt

Текст разбит на абзацы в соответствии со смыслом. Поставьте отметку у признака Импортировать без изменений. Обратите внимание, какой из переключателей в нижней части окна отмечен – Текстовый файл DOS или Текстовый файл Windows. И если в результате выполнения команды текст на полосе имеет вид «иероглифов», независимо от назначаемого шрифта удалите текст и попробуйте выполнить операцию еще раз, отметив другой переключатель.

Каждая строка заканчивается нажатием  . Так обычно выглядит текст, взятый с web-странички. В зависимости от установки параметра В конце каждой строки строки на полосе PageMaker либо «слипнутся», либо каждая исходная строка будет оформлена как отдельный абзац.

После каждого абзаца стоят пустые строки, получившиеся нажатием на  . Отметьте признак Между абзацами – пустые строки исчезнут.

Размещение заголовка к текстовому материалу

В простейшем случае оформления заголовок к статье, разверстанной на несколько колонок, «лежит» над материалом, растянутый по ширине всего материала. Чтобы оформить статью таким образом, выделите текст заголовка в отдельный несцепленный текстовый блок и установите его над колонками, растянув границы блока до уровня крайних границ колонок.

Чтобы выделить фрагмент текста в отдельный текстовый блок, поместите текст в буфер обмена по команде Редактировать/Вырезать, а затем нарисуйте с помощью инструмента «Буква» новый текстовый блок и вставьте в него текст по команде Редактировать/Вставить.

Сочетание разного числа колонок на одной полосе

Число колонок, отводимое для разных