Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2004

Экологическое чувство

ЭКОЛОТ. КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Мастер-класс

Нина Егорова

Экологическое чувство

Воспитание в разных жанрах

Нина Степановна Егорова
руководитель объединенного методического центра по работе с детьми и юношеством ЦБС № 1 Юго-Восточного округа г. Москвы, кандидат педагогических наук

В последнее время экологическое воспитание приобретает все более актуальное звучание в работе с детьми самых разных возрастов. Чтобы эта работа действительно принесла пользу, необходимо, прежде всего, определить, что мы вкладываем в понятие «экологическое воспитание» и что хотим воспитать в детях.

Оно не сводится только к накоплению знаний о природе. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем воспитание человечности, доброго, бережного отношения и к природе, и к людям, живущим рядом с нами на планете; воспитание чувства ответственности за то, что нас окружает, неразрывной связи с природой. Важно помочь ребенку почувствовать себя не «царем» природы, а ее частицей. Как написал С.Я.Маршак:

Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением,
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.

Конечно, знания об окружающем мире необходимы ребенку, но никакие самые современные знания не сделают человека добрым и отзывчивым, не заставят сердце учащенно биться при виде красоты природы, не научат чувствовать чужую боль. А без этого природа будет восприниматься как «полезные ископаемые», «природные ресурсы», «среда обитания».

Чтобы избежать душевной черствости в ребенке, необходимо понимать, что человек не развивается по частям. Известный русский философ В.Розанов в своей книге «Сумерки просвещения» писал: «Невозможно разложить человека на элементы, создавая различные “профили” и выделяя множество качеств личности».

Только целостное восприятие ребенка является необходимым условием воспитания. Экологическое чувство – только одна из основных характеристик целостной личности его. Прочными нитями оно связано с интеллектуальным, эстетическим, эмоциональным, нравственным развитием личности.

Например, развивая у ребенка способность за прозаическими строчками видеть прекрасные картины родной природы, а в звучании поэзии слышать шум ветра, шелест листвы, плеск воды, разве мы не занимаемся экологическим воспитанием?

Взаимосвязь познавательной деятельности с чтением не только научно-познавательной, но и художественной литературы, с творческим развитием детей, лежат в основе нашей работы. Поэтому познавательные игры сочетаются с инсценировками, спектаклями, творческими литературными работами, выставками поделок из природных и других материалов.

Мы предлагаем методы, педагогические приемы, формы работы, прошедшие проверку в детских библиотеках ЦБС № 1 ЮВАО г. Москвы. Надеемся, что творческий библиотекарь сможет использовать их с учетом своих конкретных условий и особенностей своих читателей.

Чтобы книжки не скучали

Рисунок Анны ИвашенцевойОформляя книжную выставку, мы стремимся к тому, чтобы она привлекала читателей, «работала», а не пылилась.

При разработке книжной выставки важно не только, чтобы она была яркой, красочной, но и чтобы она содержала элемент игры, стимулировала активность и творчество читателей.

Казалось бы, пустяк, но как интересно, когда книжку читателям рекомендует не библиотекарь (не в обиду ему будет сказано), а, например, герой любимой сказки.

А разве не приятно читателю рядом с книгами известных писателей на выставке поставить собственное сочинение?

Одним из примеров такого сочетания книжной выставки и выставки-вернисажа детских работ мы предлагаем вашему вниманию.

Мордочка, хвост и четыре ноги

Разделы выставки:

  • Советы кота Матроскина

  • Хороший ли ты хозяин для своего пса?

  • Матроскин и Шарик ищут друзей

  • Внимание КОНКУРС!!!

  • Трофеи фотоохоты

МОРДОЧКА, ХВОСТ И ЧЕТЫРЕ НОГИ

Список литературы
для организации книжной выставки

Кошки

Абрамов Ф. А. Про Василия Ивановича : (Из рассказов Олены Даниловны) // Абрамов Ф. А. Пролетали лебеди.– М. : Дет. лит., 1985. – С. 111–113.

Акимушкин И. И. Это все кошки. – М. : Малыш, 1975. – 23 с. : ил.

Андреев В. Н. Кошки : Справочное пособие. – Горький : Пламя, 1989. – 103 с. : ил.

Беляев М. Кот (Стихотворение) // Беляев М. Улетающая любовь. – М., 1978. – С.141.

Боровский Ф. М. Рыжий : Повесть. – М. : Дет. лит.,1990. – 94 с. : ил.

Вечные, священные, неприкосновенные : (О кошках). – М. : ПГП СП «ДО» Наука, 1992. – 134 с. : ил.

Грабовский Я. Европа // Повести и рассказы совр. зарубеж. писателей. – М. : Дет. лит., 1983. – С. 334–351.

Гэллико П. Томасина : Пер. с англ. – М. : Сов. композитор, 1992.– 95 с. : ил. – (Круг чтения)

Домашние кошки. – М. : Росагропромиздат, 1991. – 254 с. : ил.

Достян Р. М. Кинто : Повесть. – М. : Мол. гвардия, 1981. – 36 с. : ил. – (Компас)

Дэниэлс Л. Котята на кухне : Пер. с англ. – М. : Армада, 1997. – 230 с. : ил. – (Ковчег зверей)

Как кошки ловят рыбу : Рассказы русских писателей. – М. : Дет. лит., 1977. – 16 с. : ил.

Коваль Ю. И. Шамайка : Повесть. – М. : Дет. лит., 1990. – 127 с.

Кравченко Р. С. Комнатные животные. – Киев : Урожай, 1988. – 156 с. : ил.

Куклачев Ю., Владимирова Н. Самый обычный сундучок : Рассказы. – М. : Дет. лит., 1988. – 63 с. : ил.

Куприн А. И. Ю-Ю : Рассказы о животных. – Л. : Дет. лит., 1977. – 63 с. : ил. – (Школьная библиотека)

Ласка вместо наказания // Наука и жизнь. – 1992. – № 8. – С. 144–145. – (О братьях наших меньших)

Нагаев Г. Д. Схватка в тайге. – М. : Малыш, 1974.

Непомнящий Н. Н. Кошка в вашем доме. – М. : Профиздат, 1990. – 228 с. : ил.

Непомнящий Н. Н. Палитра кошачьих талантов // Юный натуралист. – 1993. – № 9. – С.1–7.

Нехаев В. С. Восемь лап, четыре уха : Истории про пса и кота, советы по воспитанию и содержанию. – М. : Дет. лит., 2001. – 123 с. : ил. – (Знай и умей)

Николаев Н. Мейнкуны // Юный натуралист. – 1993. – № 9. – С. 38–39.

Паустовский К. Г. Кот-ворюга : Рассказы. – М. : Дет. лит., 1986.– 32 с. : ил.– (Читаем сами)

Пинтера А. Кошки, коты, котята : Пер. с болг. – М : Эко–центр–вниро, 1993. – 254 с. : ил.

Резников А. Приключения кота Леопольда : Большие неприятности. Все кувырком. – М. : Кристина и Ольга, 1996. – 85 с. : ил.

Романова Н. И. Дайте кошке слово. – М. : Дет. лит., 1992. – 255 с. : ил.

Романова Н. И. Ищу говорящую птицу. – М. : Дет. лит., 1985. – 159 с. : ил.

Рохт Р. Рассказы о животных : Пер. с эст. – Таллин : Ээсти-раамат, 1984. – 127 с. : ил.

Свинсос И. Том в горах : Повесть : Пер. с норвеж. – М. : Дет. лит., 1964. – 95 с. : ил.

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 416 с. : ил.

Старк К. Кошки и котята / Пер. А. Сергеев. – М. : Росмэн, 2000. – 33 с. : ил. – (Домашние любимцы)

Толстой Л. Н. Котенок : Быль // Толстой Л. Н. Рассказы о животных. – М. : Малыш, 1988. – С. 3–5.

Увесен А. Варга : Науч.-худож. лит. – М. : Дет. лит., 1986. – 79 с. : фот.

Фогель А., Шнайдер Х.-Э. Советы любителям кошек : Пер. с нем. – М. : Лесн. пром-сть, 1987. – 335 с. : ил.

Чарушин Е. И. Кот Епифан : Рассказы. – М. : Малыш, 1988. – 16 с. : ил.

Собаки

Алечкович М. Солнечный дом : Повесть : Сокр. пер. с сербско-хорв. – М. : Дет. лит.,1978. – 175 с. : ил.

Анарбаев С. Приключения Турткоза : Повести : Пер. с узб. – М. : Дет. лит., 1977. – 111 с. : ил.

Английский коккер-спаниель // Друг. – 1993.– № 2. – С. 12–13.

Андреев Л. И. Кусака. – М. : Сов. Россия, 1983. – 23 с. : ил.

Армстронг У. Г. Повесть о Тони и Динго : Пер. с англ. – М. : Дет. лит., 1984. – 32 с. : ил.

Армстронг У. Г. Саундер ждет хозяина : Повесть : Пер. с англ. – М. : Дет. лит., 1974.– 64 с. : ил.

Бейле И. Письма собаке : Маленькая повесть : Пер. с гол.– М. : Дет. лит., 1991. – 32 с. : ил.

Бергман Е. Поведение собак : Пер. с фин. – М. : Мир, 1986.– 208 с. : ил. – (В мире науки и техники)

Бианки В. В. Латка.– Л. : Дет. лит., 1988. – 20 с. : ил.

Бианки В. В. Первая охота : Рассказы. – М. : Дет. лит., 1975. – 48 с. : ил.

Бианки В. В. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 Рассказы и сказки. – Л. : Дет. лит., 1972. – 400 с. : ил.

Бобик в гостях у Барбоса : Басни, стихи, сказки / Рис. И. Семенова. – М. : РОСМЭН, 1996. – 285 с. : ил.

Букин Н. И. Север, фас! – М. : Малыш, 1973. – 18 с. : ил.

Вайтли Элин Х. Наши друзья собаки: Пер. с англ. – М. : Фаир, 1997. – 365 с. : ил.

Вальверду Х. Где ты был, Робельон? : Повесть : Пер. с исп. – М. : Дет. лит., 1984. – 80 с. : ил.

Вестли А.-К. Гюро : Повесть : Пер. с норв. – М. : Дет. лит., 1979. – 42 с. : ил.

Виктор П.-Э. Ездовые собаки – друзья по риску : Пер. с фр. – М. : Мысль, 1980. – 159 с. : ил.

Власов Н. Н., Камерницкий А. В. Легавые собаки. – М. : Агропромиздат, 1985. – 183 с. : ил.

Дружище Тобик : Рассказы о собаках. – М. : Дет. лит., 1987. – 205 с. : ил. – (Библ. серия)

Волк И. И. Эльбрус находит след: Рассказы о собаках.– М. : Дет. лит., 1969. – 126 с. : ил.

Гарин-Михайловский К. Г. Тема и Жучка. – М. : Дет. Лит.,1988. – 15 с. : ил.

Гарт Ф. Б. Рыжий пес : Рассказ // Гарт Ф.Б. Собр. соч. : В 6 т. Т.5 . – С. 496–507.

Гоппе Г. Б. Лишних нет на корабле : Поэма о рыжем друге. – Л. : Дет. лит., 1974. – 63 с. : ил.

Гусев В. Г. Твоя охотничья собака. – М. : Физкультура и спорт, 1981. – 144 с. : ил. – (Молодому охотнику)

Дмитриев Б. В. Гончие. – М. : Агропрмиздат, 1987. – 207 с. : ил.

Дмитриев Ю. Соседи по планете : Собаки, кошки. – СПб. : ЮНИСАМ, 1993. – 256 с. : ил.

Достян P. M. Котя начинает бороться. – 2-е изд.– Л. : Дет. лит., 1971. – 79 с. : ил.

Дубов Н. И. Небо с овчинку: Повесть – М. : Дет. лит., 1976. – 191 с. : ил.

Емельянов Н. А. Колбат : Повесть о связной собаке. – М. : Дет. лит., 1959. – 144 с. : ил. – (Школьная библиотека)

Журавлева З. Е. Кувырок через голову : Повесть – М. : Дет. лит., 1983. – 174 с. : ил.

Журавлева З. Е. Петька : Повесть – М. : Дет. лит., 1971. – 127 с. : ил.

Завгородный Д. И. Колли и другие… – М. : АО «Скорпион», 1991. – 91 с. : ил.

Заславский Р. З. Тяпа : Маленькая повесть – М. : Дет. лит., 1991. – 26 с. : ил.

Казаков Ю. П. На Еловом ручье. – М. : Малыш., 1984. – 112 с. : ил.

Казанский В. И. Борзые. – М. : Лесн. пром-сть, 1984. – 199 с. : ил.

Калашников А. Немецкая овчарка // Юный натуралист. – 1993. – № 9. – С. 16–17.

Калашников А. Пес с печальными глазами // Свет. – 1993. – № 9–10. – С. 56.

Каналов Ф. Где моя собака? : Рассказы.– М. : Дет. лит., 1985. – 159 с. : ил.

Кенин-Лопсан М. Б. Калдарак : Повесть : Пер. с тувин. – Л. : Дет.лит., 1985. – 40 с. : ил.

Кервуд Д. Гризли. Казан. Бродяги Севера. В дебрях Севера : Пер. с англ. – М. : Правда, 1988. – 640 с. : ил.

Кильпинен И. Тонна, герой деревни. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1992.

Кнорре Ф. Ф. Соленый пес : Рассказ. – М. : Дет. лит., 1989. – 47 с. : ил.

Коваль Ю. И. Алый. – М. : Дет. лит., 1982, – 32 с. : ил.

Коваль Ю. И. Картофельная собака : Рассказы. – М. : Дет. лит., – 1979. – 111 с. : ил.

Корнеев Л. А. Повесть о собаке. – М. : Мысль,1989. – 253 с. : ил. – (Библиотечная серия)

Кох-Костерзиц М. 400 советов любителю-собаководу: Пер. с нем. – М. : Педагогика-Пресс, 1992. –90 с. : ил.

Кулешова М. Борзые // Юный натуралист. – 1993. – № 9. – С. 20–21.

Куприн А. И. Изумруд: Рассказы и повести. – Л. : Дет. лит., 1987. – 606 с. : ил.

Курвинец И. Овчарка Рой : Овчарка Рой и девятый «В» : Повести : Пер. с фин. – М. : Дет. лит., 1985. – 254 с. : ил.

Ларкин П. Все о собаках : Энциклопедия : Рекомендации по содержанию и дрессировке собак : Описание пород собак всего мира / Пер. Е. В. Федоров, Д. Даниельс. – М. : Росмэн, 2001. – 256 с. : ил. – (Домашние любимцы)

Лондон Д. Белый клык : Повесть. – М. : Атомиздат,1979. – 176 с. : ил.

Лондон Д. Джерри-островитянин: Пер. с англ. – М. : Тропа, 1992. – 166 с. : ил.

Лоренц К. Человек находит друга. – 2-е изд. – М. : Мир, 1977. – 224 с. : ил. – (В мире науки и техники)

Мазовер А. П. Охотничьи собаки. – М. : Лесная пром–сть, 1979. – 199 с. : ил.

Марек И. Собачья звезда Сириус, или Похвальные слова собаке / Пер. с чеш. В. Петровой; Худож. Л. Борисова. – М. : Радуга, 1988. – 279 с. : ил.

Меттер И. М. Мухтар. – Л.: Дет. лит., 1982. – 95 с. : ил.

Михайловская К. Н. Неутомимый Морошкин : Повесть. – М. : Дет. лит., 1978. – 96 с. : ил.

Мои собачьи мысли : Рассказы русских писателей о собаках. – М. : Дет. лит., 1994. – 224 с. : ил.

Моуэт Ф. Собака, которая не хотела быть просто собакой : Повесть / Пер. Вельдман, Худож. И. Красовская. – М. : Росмэн, 2001. – 286 с. : ил. – (Б-ка младшего школьника)

Найт Э. Ласси возвращается домой : Повесть / Пер.с англ. – М. : Детгиз, 1963. – 174 с. : ил.

Нехаев В. С. Воспитай себе друга. – М. : Дет. лит., 1991. – 123 с. : ил.

Нехаев В. С. Восемь лап, четыре уха : Истории про пса и кота, советы по воспитанию и содержанию. – М. : Дет. лит., 2001. – 123 с. : ил. – (Знай и умей)

Нечаев Е. П. Пес – черный нос : Повесть и рассказы. – М. : Дет. лит. – 1988. – 46 с. : ил.

Нечаев Л. Е. Ромашка и Черныш : Повесть и рассказы. – М. : Дет. лит. – 1988. – 62 с. : ил.

Ноев ковчег : Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира / Сост. Э. И. Иванова – М. : Просвещение, 1993. – 351 с. : ил.

Олдин С. Джим. – М. : Малыш, 1973. – 8 с. : ил.

Ольгин А. С. Здравствуй, я тебя знаю! : Рассказы голубого терьера. – М. : Дет. лит. – 1990. – 78 с. : ил.

Ольшанский А. А. Рекс. – М. : Малыш, 1977. – 46 с. : ил.

Острецова Л. И. Мой Акбар : Рассказы дрессировщика. – 2-е изд., перераб. – Л. : Дет. лит., 1985. – 64 с. : ил.

Палмер Д. Ваша собака : Пер. с англ. – М. : Мир, 1988. – 245 с. : ил.

Пашнев Э. И. Цветы из чужого сада: Повести. – М. : Дет. лит., 1972. – 128 с. : ил.

Перовская О. В. Мармотка. – М. : Сов. Россия, 1983. – 40 с. : ил.

Перфильева А. В. Пять моих собак : Рассказы – М. : Дет. лит., 1974. – 128 с. : ил.

По обе стороны поводка : Сборник рассказов о собаках : Пер. с нем. – М. : Изд-во МГУ, 1992. – 95 с. : ил.

Пришвин М. М. Лисичкин хлеб. – М. : Сов. Россия, 1979. – 64 с. – (Школьная библиотека)

Пришвин М. М. Ярик : Рассказы. – М. : Сов. Россия, 1978. – 16 с.

Пшимановский Я. Кудлатый сапер : Рассказы : Пер. с пол. – М. : Дет. лит., 1985. – 80 с. : ил.

Пшимановский Я. Четыре танкиста и собака : Повесть : Пер. с пол. – М. : Воениздат, 1970. – 80 с. : ил.

Радзиевская С. В. Бум : Рассказы. – Казань : Таткнигоиздат, 1966. – 176 с. : ил.

Рамазанов Б. Р. Верный друг Махача : Повесть : Пер. с лаксск. – М. : Дет. лит., 1975. – 48 с. : ил.

Родионова М. Два характера: Рассказы. – М. : Дет. лит., 1987. – 48 с. : ил.

Рукероль Ж. В. Книга о собаках : Пер. с фр. – М. : Книга, 1992. – 160с. : ил.

Рябинин Б. С. Друг, воспитанный тобой. – М. : Дет. лит., 1972. – 176 с. : ил.

Рябинин Б. С. Друг всегда друг: Рассказы.– М. : Малыш, 1979. – 22 с. : ил.

Рябинин Б. С. Нигер : История жизни одной собаки. – М. : Сов. Россия, 1980. – 56 с. : ил.

Рябинин Б. С. Рассказы о верном друге. – М. : Сов. писатель, 1966. – 400 с. : ил.

Рябинин Б. С. 100 друзей всех мастей, или Друг на все фасоны. – Омск: Кн. изд-во, 1986. – 206 с. : ил.

Ряховский Б. П. В степи и в горах : Повесть. – М. : Дет. лит., 1983. – 48 с. : ил.

Сабанеев Л. П. Собаки охотничьи… : Борзые и гончие. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 571 с. : ил.– (Человек и природа)

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.– Свердловск : Сред.–Урал. кн. изд–во, 1989.– 416 с. : ил.

Сетон-Томпсон Э. Чинк : Рассказ : Пер. с англ.– М. : Малыш, 1985. – 12 с. : ил.

Служебное собаководство : Сборник. – Петрозаводск : Барс, 1992. – 312 с. : ил.

Смит Д. Сто один Далматин : Пер. с англ.– М. : Алкиной Лимитед, 1993. – 400с. : ил.

Снегирев Г. Я. Тунгус и Верный.– М. : Малыш, 1985. – 28 с. : ил.

Снегирев Г. Я. Чембулак : Рассказы.– М. : Дет. лит., 1975. – 16 с. : ил.

Собакин Тим. Собака, которая была кошкой : Сказка. – М. : Дет. лит., 1995. – 50 с. : ил.

Старк К. Собаки и щенки / Пер. А. Сергеев. – М. : Росмэн, 2000. – 32 с. : ил. – (Домашние любимцы)

Старостин А. С. Жулька на полюсе : Рассказ. – М. : Дет. лит., 1981. – 16 с. : ил.

Степаненко В. И. Замарайка : Повести. – М. : Сов. Россия, 1989. – 301 с. : ил.

Тейхман П. Когда заболеет собака : (в 2 ч. : Пер. с нем.). – М. : Рос.
о-во покровительства животным, 1992. – 28 с.

Толстой Л. Н. Булька.– Л. : Художник РСФСР, 1978. – 20 с. : ил.

Троепольский Г. Н. Белый Бим Черное ухо : Повесть – М. : Дет. лит., 1985. – 222 с. : ил. – (Школьная библиотека)

Тургенев И. С. Муму. – М. : Сов. Россия, 1978. – 39 с. : ил.

Уварова Л. З. Как у меня появилась собака : Рассказ. – М. : Малыш, 1979. – 14 с. : ил.

Увесен А. Варга : Науч.–худож. лит. – М. : Дет. лит., 1986. –79 с. : фот.

Уйда. Нелло и Патраш; Степь : Рассказы : Пер. с англ. – М. : Дет. лит., 1978. – 64 с. : ил. – (Школьная библиотека)

Ушинский К. Д. Бишка : Рассказы. – М. : Дет. лит., 1985.–16 с. : ил. – (Мои первые книжки)

Фекете И. Репейка : Повесть : Пер. с венг. – М. : Дет. лит., 1990. – 344 с. : ил. – (Школьная библиотека)

Чарушин Е. И. Верный Трой. – Л. : Дет. лит., 1990. – 14 с. : ил. – (Мои первые книжки)

Чарушин Е. И. Про Томку. – М. : Малыш., 1985. – 18 с. : ил.

Чельцов-Бебутов А. М., Немнонов Н. Н. Наши верные друзья. – М. : Просвещение, 1974. – 159 с. : ил.

Чехов А. П. Белолобый. – М. : Малыш, 1977. – 14 с. : ил.

Чехов А. П. Каштанка. – М. : Малыш, 1985. – 80 с. : ил.

Яковлев К. А. У человека должна быть собака: Рассказы. – М. : Сов. Россия, 1977. – 151 с.

Ярункова К. Про собачку, у которой был мальчик: Рассказ. – М. : Дет. лит., 1978. – 24 с. : ил.

 

ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Игра – это та «волшебная палочка», которая делает жизнь ребенка интересной и радостной, помогает ему познавать окружающий мир. А главное – превращает маленького человека из пассивного наблюдателя в активного участника, пробуждает и развивает его воображение, фантазию и творчество. Именно поэтому мы активно используем игру в своей работе с читателями, особенно с младшими школьниками.

Необходимо подчеркнуть, что викторины, конкурсы, литературные игры призваны не только продемонстрировать читателями знания, полученные из прочитанных книг. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы вопросы, задания игры требовали включения самых различных способностей ребенка, давали толчок к его дальнейшему развитию.

Мы стараемся, чтобы любая игра стала праздником, из которого дети вынесут что-то и для сердца и для головы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН
«ДОМ ПОД КРЫШЕЙ
ГОЛУБОЙ»

Сцена оформлена как лесная полянка.

Ведущий: Добрый день! Я надеюсь, что всем вам удобно и уютно у нас. Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но, почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: «Добрый день!». Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и ко всем, кто на ней живет.

На фоне меняющихся слайдов
с картинами природы дети читают стихи И.Мазнина «Давайте дружить».

Давайте будем
Дружить друг с другом.
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава с дождями,

Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!..
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету,
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать без нас она?..

Уходят.

Ведущий: А мы – без нее, без этой прекрасной, удивительной планеты, полной тайн и загадок, несмотря на свой почтенный возраст.

И вот сегодня мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, стоит только выйти за порог и оказаться, например, на лесной тропинке. (Говорит через паузы, загадочно, словно открывает какую-то тайну.)

Девочка:

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему»
Меж деревьями мчится,
Летит по пятам
За неведомой птицей.
Другое –
Пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою
Скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «Отчего»
На зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом –и так целый день.
Пойдем-ка, дружок,
По тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Звукоряд (пение птиц).

Ведущий: Побольше узнать о том, как же все в природе устроено, мы и постараемся во время нашего путешествия. А путешествовать мы будем двумя командами знатоков. (Назвать команды. Команды занимают свои места.)

Музыкальная пауза.

Далее ведущему помогают юные артисты: Цветок, Кузнечик, Скворец, Божья Коровка, Березка, Бабочка, Муха.

Ведущий: Наши знатоки постараются разгадать загадки, ответить на те вопросы, которые появятся во время нашего небольшого путешествия. Каждой команде досталось вот такое облетевшее деревце. За каждый правильный ответ на нем будут вновь «распускаться» листочки. (На столе перед жюри установлены сухие ветки. Из зеленой бумаги нарезаны листочки, из скрепок сделаны крючки.)

Итак, мы с вами оказались в лесу. Каждая команда расположилась на своей полянке.

Да, но что-то полянки какие-то голые, пустые?

Кузнечик: Ничего удивительного!

Ведущий: Это почему?

Кузнечик: А вы прислушайтесь!

Появляется Цветок.

Цветок:

Если ты сорвешь цветок,
Если он сорвет цветок.
Если все: и он, и ты,
На Земле сорвут цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.

Ведущий: Я думаю, что в первую очередь командам надо вырастить цветы на своих полянках.

Сейчас мы выдадим вам «рассаду» и посмотрим, кто быстрее вырастит цветы. Каждый цветок – это листочек на деревце.

Цветок и Муха раздают заготовки цветов. Заготовки представляют из себя два склеенных в центре круга, скрепленные по краям через равные промежутки, цветными скрепками,
и разноцветные лепестки.

Собранные цветы можно либо класть на подставку для цветов, имеющую несколько уровней, либо усложнить задание и в заготовке предусмотреть ножку для цветка, чтобы его можно было поставить в вазу.

Ведущий: Прекрасно! Наши полянки начинают оживать. А так как солнышко припекает и весна вступает в свои права, то и весенние цветы появились.

Цветок вносит тюльпаны и нарциссы для каждой команды.

Ведущий: Эти прекрасные цветы помогут вам разгадать «тайну» черного ящика, который нашел Скворец.

Скворец вносит ящик с луковицей.

Ведущий: Вам нужно догадаться, что за предмет лежит в ящике, написать ответ на листе «лопуха» и по моей команде обе команды должны поднять листок с ответом.

Предмет, лежащий в ящике, является родственником этих цветов. Он дал название целому семейству и одной из «почемучкиных книжек».

30 секунд на обсуждение.

Музыкальная пауза. Все подпевают.

Дополнительный вопрос: «Как называется эта книжка?» («Зачем луку луковица»)

Божья коровка: Ужас! Божьи коровки окраску потеряли! (Показывает. В корзинке лежат вырезанные из бумаги божьи коровки с белыми крыльями.)

Ведущий: Отдай их командам. Мы попросим их вспомнить, какую окраску имеют божьи коровки, и раскрасить их. У нас есть прекрасные краски из пыльцы растений.

Цветок выносит фломастеры.

Ведущий (к зрителям): Пока команды работают, попробуйте ответить на вопрос: «Что общего между луком и божьей коровкой?».

Я думаю, вам будет легче ответить на вопрос, если вы вспомните одну очень известную пословицу про лук, в которой говорится, за что его ценят. (Лук от семи недуг – для людей. Лук – лекарь; Божья коровка – доктор для растений.)

Повесить на цветы или зеленые ветки раскрашенных божьих коровок.

Ведущий: Оживают наши полянки. (К командам) А по одному кузнечику среди вас найдется?

Кузнечик: Ч-Ч-Чу-десно! (Надевает им шапочки.)

Ведущий: Если это кузнечики, то они легко справятся с моим заданием. Сядьте ко мне спиной. По моему хлопку вы должны что-то сделать, чтобы лучше меня слышать. Вставать нельзя – вас увидит скворец и слопает.

(Повернуть колени)

Ведущий: Я слышала, что кузнечики очень любят петь.

Кузнечик: Конеч-ч-но! Про нас даже песня есть. Хотите спою?

Ведущий: Конеч-ч-но!

Кузнечик (поет):

«В траве сидел кузнечик...».

Ведущий: Как ты думаешь, твои родственники тоже умеют петь?

Кузнечик: Конеч-ч-но.

Ведущий: Проверим.

Бабочка: Какие красивые полянки! Какие яркие цветы. Здесь наверняка есть мои подружки-бабочки.

Выходят по одному члену от команды. Надевает им шапочки.

Ведущий: Как хорошо! Мне как раз нужна помощь. Но только пусть одна бабочка пока полетает за дверью. Определите, пожалуйста, есть ли сахар в ведре с водой. Сначала одна, потом другая.

Воду надо в ведре попробовать лапкой.

Ведущий: Как-то беспокойно опять ведет себя наш Скворец.

Скворец: Странный день! Все нахожу какие-то загадочные ящики! Интересно, что там внутри?

Ведущий: А мы попросим наших знатоков угадать, что там лежит.

Вызвать по одному члену команды, посадить, завязать глаза.

Ведущий: В ящике лежат два предмета, один вам дадут понюхать. Нужно будет угадать, какой предмет остался в ящике. Оба предмета из одной книжки. Причем, оставшийся дал название этой «почемучкиной» книжке.

Дать понюхать малину. Зимой можно – свежемороженую.

(В ящике осталось яблоко. «Кто на яблоньку похож?»
А.Смирнов.)

Снять платок. Участники должны написать название предмета.

Ведущий: Раз уж мы говорим о «Почемучкиных книжках», то я хочу, чтобы вы вспомнили, что их безошибочно можно отличить от других книг по эмблеме.

Кто быстрее нарисует. (Для зрителей).

Ведущий: Пока команды рисуют, давайте вспомним, что о животных написаны не только научно-познавательные книги, но и стихи, рассказы, сказки. Я предлагаю вам побыть волком. Помните бедного волка, которого обманула лиса? Конкурс называется «Ловись рыбка». Вам нужно попасть «хвостом в прорубь». Кто быстрее.

(Прорубь ведро накрыто кругом из картона с вырезанной дыркой. Хвост – веревка с грузом на конце, обвязанная вокруг пояса)

Ведущий: Что за шум? (Идет подведение итогов конкурса «Эмблема».)

Муха: А про моих родственников совсем забыли?!

Ведущий: Сейчас выясним, есть ли у нас на полянках по одной мухе? Муха надевает им шапочки.

Ведущий (одну муху отправляют полетать за дверь): Это стол (показывает на пол). Муха, то есть ты, хочет найти на столе еду. Что она делает?

(Бегает по столу, трогает лапкой)

Ведущий (Мухам): Представьте себе, что вдруг здесь неожиданно появилась лягушка!

Как мухам спастись от лягушки?

(Замереть)

Ведущий: Наши знатоки действительно оказались знатоками. И помогли им справиться с заданиями книжки, которые они очень внимательно читали.

Пока наш экологический совет подводит итоги, я хочу поблагодарить вас за то, что вам, благодаря своим знаниям, удалось «вырастить» такие прекрасные «деревья». Я думаю, главное заключается не в том, кто окажется победителем. Главное помнить, что...

Березка:

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Что к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
(В.Орлов)

Давайте будем дружить друг с другом и с братьями нашими меньшими!

Награждение.

Примечание. Все вопросы и задания основаны на знаниях, полученных из «Почемучкиных книжек»:

1. Аракчеев Ю. «Сидел в траве кузнечик».

2. Смирнов А. «Зачем луку луковица?».

3. Смирнов А. «Кто на яблоньку похож?

4. Тамбиев А. «Кто в кустарнике живет?».

5. Танасийчук В. «Для чего коту усы?».

6. Танасийчук В. «Кто видит ушами?».

7. Танасийчук В. «Сколько глаз у стрекозы?».

 

ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА

Сценарий литературного праздника

Ведущий:

«Мы расскажем вам про лес.

Полный сказок и чудес...»

Побывать в этом лесу нам помогут замечательные детские писатели – Николай Сладков и Эдуард Шим.

А начать мы хотим с истории, которая произошла однажды летом.

«Все знают: сурок пуглив и молчалив. Но уж зато и любопытный он!

Раз как-то, в середине лета, пришел он к зайцу в гости. А заяц в это время на скамейке сидел, валенки подшивал.

Увидел сурок валенки, спрашивает:

– Это что такое?

– Валенки, – отвечает заяц. – У тебя разве нет валенок?

– Нет, – говорит сурок, – я их и не видел ни разу.

А тут еще видит сурок: в углу, за печкой, лыжи стоят.

– А это, – говорит, – что такое?

– Лыжи, – говорит заяц. – Ты что, и лыжи ни разу не вид