Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (17) · Вкладка в «БШ» № 17 (125) · 1–15 сентября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Глас народа

Татьяна Клоновец

Главное не форма, а содержание

Понятия «хороший» и «новый» учебник не всегда близнецы-братья.
Об учебниках нового поколения размышляет методист Информационно-образовательного центра города Рыбинска.

В начале 90-х годов в российском образовании начался бум вариативности. Это явление изменило учебное книгоиздание. На рынок, помимо издательства «Просвещение», вышли негосударственные предприятия. Завоевать ниши было несложно, поскольку вариативность в образовании совершенно не была обеспечена соответствующей учебной литературой. На полках магазинов в одночасье возник огромный ассортимент учебников и методической литературы. Сегодня только в Федеральном перечне учебников содержится более 1200 наименований книг.

Возникла проблема выбора, обоснованного и осознанного, чтобы учебник покупался не под воздействием издательской коммерческой рекламы, а на основе объективной, исчерпывающей информации и, что немаловажно, доступной и оперативной.

Сейчас большая часть учителей продолжают работать по старым учебным комплектам, с которыми привыкли работать. Часть преподавателей захотела использовать в своей работе книги новых издательств. Свободе выбора способствовала закупка большой части учебников за родительские деньги. Учителя, не имея полной и объективной информации о вновь выходящих учебниках, порой делали выбор совершенно случайно.

В новых условиях учителям рекомендуется воздерживаться от «комбинирования» параллельных программ и учебников из разных систем обучения, разработанных в логике разных концепций, поскольку учебные программы зачастую имеют принципиальные отличия в отборе изучаемого материала, рассчитаны на разное количество часов или предусматривают разный порядок изучения тем. Использование в одном классе учебников, построенных на разных концептуальных основах (механическое их соединение), дезориентирует учащихся, создает перегрузку. Зачастую разные учебники оказываются совершенно несовместимыми из-за отличий в содержании материала и его изложении. Аналогичные трудности возникают и тогда, когда учебники и программы меняются при переходе учеников из класса в класс.

Сейчас много говорят об учебнике «нового поколения». Однако не всегда ясно, что под этим понимается. Если говорить о содержании, то учебник нового поколения должен быть, прежде всего, разомкнут. Долгое время учебник воспринимался как некий набор истин, выучив которые можно было постичь тот или иной предмет. Мы постоянно заучивали правила и теоремы по русскому языку, математике... Ничего кроме скуки это не вызывало.

Сегодня нельзя надеяться на то, что все необходимое знание может быть заключено между двумя обложками. Содержание учебника не догма, не результат познания, а самое его начало. При помощи учебника ученик должен научиться ставить вопросы и самостоятельно находить ответы, используя при этом определенный интеллектуальный инструментарий. Учебник – это некая точка опоры, с которой можно обозреть все возможное поле знаний и двигаться в любом направлении.

В идеале школьный учебник должен быть построен по принципу библиотеки, где есть каталог и каждый способен найти нужное для себя в определенной области знаний.

Возрастает значение иллюстративного материала в современном учебнике. Но нельзя превращать учебник в книжку с картинками. Иллюстрация должна обучать, а не украшать.

Еще одно требование к обновлению содержания образования состоит в том, что учебник должен быть многоуровневым, рассчитанным, с одной стороны на тех, кто должен овладеть обязательным минимумом, с другой – на, образно говоря, вундеркиндов. Очевидно, создание такого учебника – сложная задача для автора. Но такие учебники необходимы в массовой школе, где учителя работают в классах с разным уровнем подготовки детей.

Учебник нового поколения может и должен быть построен по модульному типу, что позволит учителю и ученику выбирать те направления, которые на данном этапе окажутся наиболее важными и интересными.

И, конечно, на первом месте в современных тенденциях развития учебной литературы стоит «комплектность» издания. Сделан первый шаг на этом пути – известный в стране комплект учебников по проекту «Школа XXI века» под руководством члена-корреспондента РАО, профессора Н.Виноградовой.

Учебник нового поколения – это учебник для ребенка: яркий, красочный, содержательный, интересный, качественный с точки зрения редакционно-издательской и полиграфической. У него обязательно должен быть «шлейф», полезный и интересный как ученику, так и учителю. Необходима и поддержка в Интернете. По такому пути идет весь мир.

Основным по-прежнему останется «бумажный» учебник, а вот вспомогательные материалы к нему, очевидно, будут выпускаться на электронных носителях. Как в самих учебниках, так и во вспомогательных материалах более активно будут использоваться игровые технологии, особенно в начальной и основной школе.

Очень важно научить ребенка пользоваться разными источниками информации. Человеку теперь приходится обновлять свой запас знаний в течение всей жизни. И эта новая парадигма получения знаний должна закладываться с детства.

Пока нет единого мнения, что же такое учебник нового поколения. Конечно, новый век внесет изменения в форму, структуру, содержание самого доступного средства обучения. Какие именно – трудно предугадать. Очевидно, что понятие «учебник нового поколения» означает не тотальное перечеркивание всего предыдущего опыта по созданию учебника, а, скорее, сохранение всего лучшего из уже созданного плюс внедрение того нового, что диктует нынешнее время.

Но вот что является чисто российской проблемой: сначала пишутся учебники, потом создается базисный учебный план, и уже потом решаются вопросы выработки нового содержания образования. А ведь последовательность действий должна быть прямо противоположной.