Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (17) · Вкладка в «БШ» № 17 (125) · 1–15 сентября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

С миру по нитке

Светлана Шувалова, Ольга Опарина, Татьяна Клоновец

Инфотека. Осознанный выбор. Внедрение

Участие Информационно-образовательного центра города Рыбинска в проекте «Информационная система учебного книгоиздания»(Минобразование РФ) предоставило возможность получать информацию об изданных и планируемых к выпуску учебных материалах, помогает их внедрению в педагогическую практику. Этот материал – о методическом сопровождении внедрения новых учебно-методических комплектов в школах Рыбинска.

Светлана Олеговна Шувалова
директор Информационно-методического центра
Ольга Борисовна Опарина и Татьяна Михайловна Клоновец
методисты центра
г. Рыбинск Ярославская обл.

Для информационного сопровождения педагогов Рыбинского муниципального округа в Информационно-образовательном центре, нацеленном ранее только на повышение квалификации создан отдел Инфотека.

В Инфотеку входят:

  • библиотека методического кабинета (МК);

  • информационно-прокатный центр;

  • служба книгообеспечения.

Основные направления деятельности отдела:

  • обеспечение ОУ учебниками и учебно-методической литературой;

  • прокат аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ;

  • формирование информационной и аудиовизуальной культуры;

  • библиотечно-методический сервис;

  • изучение потребностей рынка библиотечных услуг;

  • реклама.

Социальные партнеры отдела:

  • департамент по делам образования и молодежи;

  • департамент по культуре и спорту;

  • образовательные учреждения всех типов;

  • библиотечная система округа и области;

  • информационно-прокатные центры региона;

  • ярославский институт развития образования (ЯИРО);

  • региональный информационный центр (РИЦ);

  • ГНПБ им. К.Д.Ушинского;

  • издательства;

  • учреждения культуры;

  • СМИ.

Новое в работе в условиях реформирования:

  • наличие комплекса ресурсов по обеспечению учебного процесса;

  • систематизация и обобщение алгоритмов работы с ресурсной информационной базой;

  • доступность и открытость информации для потребителя;

  • расширение круга обслуживаемого контингента;

  • адресность и дифференцированность информационной методической помощи;

  • применение новых информационных технологий.

Основная цель работы отдела – формирование и развитие ресурсной базы, в которую входят:

  • специализированная библиотека;

  • аудио-видео материалы фильмотеки;

  • выставочный информационный зал;

  • банк образовательных компьютерных программ и электронных каталогов.

Информационное образовательное пространство – это динамическая система разновеликих и разносодержательных информационных полей и взаимодействие участников образовательного процесса.

Формы работы отдела:

  • изучение потребностей;

  • сбор заявок;

  • формирование заказов;

  • поиск и приобретение материалов;

  • инвентаризация фондов ресурсной базы;

  • информирование потребителей;

  • оперирование фондом школьных учебников;

  • методическое консультирование;

  • организация повышения квалификации.

В течение нескольких лет методическая служба собирает информацию о преподавании учебных дисциплин в школах округа. Эта информация необходима для мониторинга внедрения новых учебно-методических комплектов и использования учебных программ, для изучения вопросов преемственности обучения и организации работы в профильных и коррекционных классах и классах с углубленным изучением отдельных предметов. Учитывая важность и необходимость этой информации, сотрудники отдела мониторинга, образовательной статистики и аналитики Информационно-образовательного центра решили создать базу данных программно-методического обеспечения образовательного процесса в школах и дошкольных учреждениях Рыбинска. База содержит следующую информацию:

Учитель

Предмет

Kласс

Тип класса

Kол-во часов

Авторы УМK, учебника

Программа

Примечание

 

указываются инвариантные и вариативные курсы

 

«о»«у» «п»«скк» «кро» «ро»

       

«о» – общеобразовательный, «у» – углубленное изучение, «п» – профильный, «скк» – специальный коррекционный, «кро» – коррекционно-развивающего обучения, «ро» – развивающего обучения

 

В течение учебного года сотрудники отдела мониторинга, образовательной статистики и аналитики сопровождают базу информационно и технически:

  • проводят сверку информационного банка;

  • осуществляют его администрирование;

  • предоставляют информационные справки о программах и учебно-методических комплектах, используемых в образовательных учреждениях РМО;

  • консультируют методистов, руководителей образовательных учреждений по вопросам использования информации банка программно-методического обеспечения.

Сейчас у учителя есть право выбора учебника, гарантированное государством (закон РФ «Об образовании», ст. 55). Для этого ему необходимо:

  • выбрать учебник, который конструировал бы учебно-воспитательный процесс в соответствии с поставленными целями обучения;

  • освоить выбранный учебник, то есть перевести замысел авторского коллектива в проект учебного процесса с последующей его реализацией.

Воспринимая учебник как комплексную информационную модель педагогической системы, учитель должен не только знать содержание учебника, но и четко представлять цели своей работы по нему, прогнозировать результаты его применения.

Для оказания помощи учителям в осознанном выборе и целенаправленном освоении учебников нового поколения мы разработали технологию их внедрения.

Работу учителя от визуального знакомства до стабильного использования учебника можно условно разделить на четыре этапа:

  • формально-ознакомительный,

  • действенно-практический,

  • поисковый,

  • обобщающий.

Каждый этап подчинен определенным целям и задачам и должен иметь спрогнозированный результат. В соответствии с целями этапа формируется его содержание и определяются формы методической работы.

Коротко о каждом этапе.

Этап 1. Формально-ознакомительный

Цель. Теоретическое изучение предлагаемой в учебнике технологии.

Задачи:

1. Диагностика учителей с целью выявления проблем в профессиональной деятельности.

2. Мотивация учителей для знакомства с новыми учебниками.

3. Научно-теоретическое изучение предлагаемой в учебнике технологии.

4. Психолого-педагогическая подготовка к работе по данной технологии.

Диагностический блок включает изучение актуальной ситуации в школах, мониторинг уровня обученности учащихся, сбор и обработку информации о преподавании, анкетирование учителей с целью выявления готовности к педагогическому творчеству, информационно-диагностическое исследование с целью выявления проблем в профессиональной деятельности, собеседование с руководителями школьных методических объединений, индивидуальные консультации с учителями.

Мотивационный блок включает актуализацию проблем в профессиональной деятельности учителя. Необходимо познакомить учителей с альтернативными учебниками, организовать встречи с представителями авторских коллективов, организовать спецкурсы ознакомления с заложенными концепциями. Главное заинтересовать учителя в выборе нового учебника, дать педагогу возможность повысить свою профессиональную компетентность. В рекламных целях можно провести окружную конференцию учителей для демонстрации всего спектра предлагаемых учебников.

Научно-практический и психолого-педагогический блоки включают серию теоретических и практических семинаров по изучению дидактических особенностей развивающего обучения в начальной школе. Педагогам будут полезны: сравнительный анализ подготовленности школьников в традиционной и развивающей системе, знакомство со структурой урока, со спецификой методов и приемов, новые подходы к анализу урока в системе развивающего обучения.

На этом этапе возможно создание творческой группы учителей для более детального знакомства с авторской концепцией, со структурой и особенностями нового учебника. На занятиях творческой группы необходимо тщательно изучить и проработать содержание учебника, его методический и дидактический комплекс.

Результатом этого этапа является осознание учителем готовности к работе по новому учебнику.

Этап 2. Действенно-практический

Цель. Практическая апробация предлагаемой в учебнике технологии.

Задачи:

1. Создание условий для апробации учебника в школе.

2. Практическая работа по технологии, предлагаемой в учебнике.

3. Организация методического сопровождения учителям, работающим по новым учебникам.

На этом этапе учитель включается в активную деятельность. Определив личную готовность к работе по новому учебнику, учитель должен создать условия для его апробации в школе:

  • Познакомить администрацию и методический совет школы с новой технологией, предложенной в учебнике, для поддержки своей педагогической деятельности.

  • Изучить особенности класса, с которым предстоит работать. В этом помогут: посещение уроков в классе, наблюдение за детьми в учебно-воспитательном процессе, изучение их индивидуальных психологических особенностей.

  • Познакомиться с родителями будущих учеников, убедить их в целесообразности работы по новому учебнику, заинтересовать его содержанием, рассмотреть преимущества новой технологии по сравнению с традиционной, дать определенные гарантии успешности обучения детей. Необходимо найти в лице родителей союзников и помощников, так как ребенок – потребитель учебника, а его родители – основные заказчики школы.

Экспериментальная апробация учебника начинается с проектирования учебного процесса с его использованием. Во время проектирования учитель должен придерживаться авторской концепции учебника, временного графика его использования, стараться не применять средства, методы и организационные формы обучения, не предусмотренные педагогической системой, заложенной в учебнике.

Завершив процесс проектирования, учитель приступает к практической реализации своего проекта. Во время экспериментальной апробации необходимо вести наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса, проводить диагностический контроль эффективности внедрения учебника, проводить рефлексию с целью выявления проблем.

На этом этапе целесообразно создание проблемной группы учителей, приступивших к апробации учебника. Цель работы проблемной группы – оказание учителям методической помощи и первичный анализ внедрения учебника. На занятиях проблемной группы необходимо продолжить детальную проработку его содержания, рассмотреть особенности форм уроков, помочь учителям разрешить трудности, возникающие при работе с ним. План работы проблемной группы составляется, исходя из актуальных проблем педагогической деятельности. С целью психологической и методической поддержки учителей проблемной группы можно провести семинар-тренинг «Проектирование педагогической деятельности».

Результатом действенно-практического этапа является прохождение завершенного курса по учебнику и готовность учителя определить его дальнейшую судьбу. Именно при завершении второго этапа учитель должен подвести итоги практической апробации учебника и определиться в целесообразности его дальнейшего использования.

Этап 3. Поисковый

Цель. Поиск путей для повышения эффективности внедрения учебника нового поколения.

Задачи:

1. Организация поисковой деятельности учителя.

2. Мониторинг уровня обученности учащихся.

3. Коррекция организации учебного процесса.

На этом этапе учителю необходимо включиться в поисковую деятельность с целью усовершенствования методики работы.

Научно-методический поиск учителя можно организовать по следующему алгоритму:

  • диагностика уровня профессиональной деятельности учителя;

  • выявление и актуализация проблемы;

  • теоретическое решение проблемы;

  • практическое решение проблемы;

  • выработка методических рекомендаций.

Мониторинг уровня обученности включает в себя следующие подзадачи:

  • выявление позитивных или негативных тенденций внедрения;

  • соотнесение получаемого результата с пожеланиями основных заказчиков;

  • получение внешней оценки внедрения.

Для выявления позитивных или негативных тенденций необходимо вести наблюдение за динамикой уровня интеллектуального развития учащихся, отслеживать изменения в их метакогнитивном опыте, учитывать их интенциональный опыт.

Необходимо изучить мнение самих учеников об учебнике (взять интервью у ребят, провести анкетирование) и мнение их родителей (обсудить итоги апробации на родительском собрании, провести тест-анализ учебника).

Для получения внешней оценки внедрения можно провести диагностические работы. Цель работ – определить эффективность внедрения учебника. Учитывая рефлексию учителя, результаты внешней оценки внедрения, итоги диагностических работ, необходимо скорректировать организацию учебного процесса с целью повышения качества результатов при повторном использовании учебника.

Результатом этого этапа будут методические рекомендации, направленные на решение проблем, возникающих в процессе внедрения, и на повышение эффективности использования учебника нового поколения.

Этап 4. Обобщающий

Цель. Систематизация и обобщение накопленного опыта.

Задачи:

1. Анализ уровня профессиональной культуры учителей.

2. Подведение итогов практической деятельности учителей при внедрении учебника.

3. Создание пакета методических рекомендаций по учебнику для учителей округа.

Для работы на этом этапе включаются учителя, совершающие второй-третий «проход» по учебнику. При анализе результатов работы необходимо учесть личные достижения в профессиональной деятельности учителей: владение диагностическими методиками, использование на практике знаний психологической науки, обогащение его методической копилки, то есть повышение уровня его профессиональной компетентности в процессе экспериментальной работы.

Для подведения итогов необходимо проанализировать результаты итоговой аттестации учащихся, творческую и познавательную активность ребят, состояние их здоровья, сформированность учебных навыков школьников.

На этом этапе можно провести обобщающий семинар по итогам работы проблемной группы и серию открытых уроков для коллег с их последующим обсуждением. Составляется картотека передового педагогического опыта по внедрению учебников нового поколения, оформляются печатные материалы, и создается пакет методических рекомендаций по учебнику.

Из учителей-профессионалов можно сформировать творческую группу для разработки программы спецкурса для молодых учителей.

Результатом этого этапа является готовность учителя к стабильному использованию учебника.

Рассмотренные выше этапы можно изобразить в виде схемы, которая приводится в конце материала.

Работа с использованием данной технологии объединяет усилия всех методистов Информационно-образовательного центра по внедрению учебников нового поколения.

С целью диагностики обеспеченности и проблем работы по внедрению новых учебных комплектов, мы периодически проводим анкетирование руководителей школ.