Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2004

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Юлия Петровна Мелентьева
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры, ранее – зав. кафедрой библиотековедения МГУКИ, ныне – ведущий научный сотрудник Научного центра исследований истории книжной культуры при Академиздатцентре «Наука» РАН

Цель данного курса – дать представление об основных теоретических основаниях, а также целях и задачах библиотечного обслуживания, раскрыть методы изучения читательских интересов и потребностей, показать воспитательные возможности библиотечного общения, формы индивидуального и массового информирования различных читательских групп, раскрыть современную технологию библиотечного обслуживания.

 

 

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

18

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

19

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

21

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Массовое библиотечное обслуживание

23

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

24

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приоритетных направлений библиотечного обслуживания

Библиотека является, как известно, частью общества. Ее деятельность регламентируется теми законами, которые приняты в стране.

Очевидно, что политические, экономические, идеологические изменения, происшедшие в России в последние десятилетия не могли не коснуться российских библиотек. В условиях формирующегося гражданского правового общества, одной из фундаментальных ценностей которого является свобода слова и информации, библиотеки перестают быть идеологическими учреждениями, как это было раньше, и получают новую миссию: они становятся одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации.

Меняются все приоритеты деятельности библиотеки: теперь она ориентирована прежде всего на информационные и культурные потребности своих пользователей. Поскольку информационное пространство стремительно становится единым мировым пространством, благодаря развитию технических средств (Интернет и т.д.), то и законы его использования становятся все более общими, т.е. национальное законодательство в области использования информации в значительной мере ориентируется на международные нормы.

Это с полным основанием может быть отнесено и к библиотечной сфере, где полным ходом идет строительство законодательной базы. Действуют уже два федеральных закона («О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре»), приняты «Манифест о публичной библиотеке в России», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки в России» и другие документы. Значительную роль в этом процессе играет Российская библиотечная ассоциация (РБА) – профессиональная общественная организация, которая много делает для того, чтобы библиотечное дело России стало частью общих культурно-просветительских забот «европейского дома».

Конечно, надо отдавать себе отчет, что не все разработки международных документов подлежат копированию в национальных разработках, однако материалы международного сообщества позволяют увидеть общий вектор движения и именно это делает знакомство с ними обязательным для каждого специалиста.

Наиболее значительными разработками, как международного, так и российского уровня, определяющими развитие нашей, прежде всего, публичной библиотеки, представляются следующие группы документов1:

1. Документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и т.п.), в которых заложены общие основы развития мирового сообщества, в том числе и мирового библиотечного дела;

2. Документы международных организаций по развитию непосредственно информационно-библиотечной сферы;

3. Национальные документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек.

Среди документов первой группы особенное значение для библиотекарей имеют следующие:

– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

– Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы в 1950 г., последняя редакция 1994 г.);

– Европейская культурная конвенция (принята Советом Европы в 1954 г.);

– Декларация принципов международного культурного сотрудничества (принята ООН, комиссией по вопросам образования, науки и культуры, 1966 г.);

– Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация (принята на организованной Советом Европы конференции в Салониках, 1997 г.);

– Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.).

Все эти документы опираются на основное положение о правах человека, достоинстве личности в качестве задачи, к решению которой должны стремиться все народы и все государства. Основными правами человека являются свобода мысли, совести, религии, а также информации. Причем свобода информации предполагает как получение, так и ее распространение «любыми средствами и независимо от государственных границ».

«Всеобщая декларация прав человека» и развивающая ее идеи «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» видят в этих постулатах основу справедливости в мире. Важнейшим правом личности полагается право на образование и участие в культурной жизни. Эти же позиции утверждает такой важный документ, как «Европейская культурная конвенция».

«Декларация принципов международного культурного сотрудничества», напоминая, что «мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», утверждает, что целями международного культурного сотрудничества являются: распространение знаний, развитие мирных отношений и дружбы между народами, содействие лучшему пониманию образа жизни каждого народа; обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов и т.д. «Культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом… Культурное сотрудничество должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира».

Для современного специалиста особенно большое значение имеют документы, принятые уже в наши дни: «Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (1997) и Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000).

«Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» – это объемный документ, принятый министрами стран-участниц 5-й Европейской конференции по политике в отношении средств массовой информации, представляет собой, в сущности, план мероприятий по развитию свободы выражения и доступа к информации на общеевропейском уровне в условиях информационного общества.

Авторы документа ставят перед мировым сообществом следующие задачи:

– эффективно фиксировать и анализировать развитие новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг;

– усилить работу, направленную на выработку общеевропейского подхода к пониманию «всеобщей доступности услуг», с учетом различных национальных и региональных условий;

– выработать необходимые меры по обучению населения знаниям и умениям использовать новые коммуникационные и информационные услуги;

– способствовать обмену информацией и опытом на европейском и глобальном уровне;

– изучать случаи использования новых технологий для распространения насилия, нетерпимости, идеологических взглядов, противоречащих правам человека, уважению к личности и т.п., разработать юридические и иные способы борьбы с этим;

– постоянно следить за влиянием эволюции электронных технологий на международное законодательство в области защиты авторских и смежных прав.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» представляет собой, по сути дела, новую концепцию мировой информационной политики и содержит, как одну из составляющих, концепцию образования в информационном обществе и для его целей. Этот документ в значительной степени, как бы корректирует предыдущие, заново расставляя акценты при анализе ситуации, учитывая изменяющиеся условия развития общества и новую степень осмысления ситуации.

Программа «Информация для всех» предлагает, в сущности, новую идеологию: ЮНЕСКО призвана содействовать принятию не глобального информационного общества, а общества знаний, т.к. «расширение лишь информационных потоков не является достаточным для того, чтобы можно было воспользоваться возможностями развития, которое становится доступным благодаря знанию».

Общество знаний, говорится в Программе, должно покоиться на прочном фундаменте приверженности правам человека и основным свободам, включая свободу выражения мнений. Общество знаний должно обеспечивать всемерную реализацию права на образование и всех других культурных прав. Доступ к знанию, являющийся общественным достоянием, должен быть самым широким. Информация – как основа знания – должна отличаться высоким качеством, разнообразием и достоверностью. Чрезвычайно важно сохранение разнообразия культур и языков, формирование толерантного мышления.

Совершенно очевидна гуманитарная составляющая Программы: развитие информационных технологий должно сопровождаться изменением поведенческих установок.

Таким образом, становление общества знания предполагает решение трех основных проблем:

1. Необходимость сохранения традиционного и создание цифрового культурного наследия; сокращение цифрового разрыва, неравенства в условиях развития;

2. Гарантированность свободного потока информации и справедливого доступа к информации;

3. Достижение международного консенсуса в отношении новых норм и принципов.

Очевидно, что все перечисленные документы служат мощной основой для развития законодательной базы непосредственно в библиотечной сфере.

Во вторую группу документов можно включить следующие:

– «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках»(1994);

– «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе»(1994);

– «Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (1998);

– «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе» (1998).

– «Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999);

– «Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (1999);

– «Профессиональные приоритеты ИФЛА» (2000).

Сюда же надо отнести и такой документ, более «частного» характера, как «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996).

Кроме того, большую информацию дают доклады, подготовленные известными специалистами в данной области по заказу ИФЛА.

Важнейшим, основным документом, необходимым для понимания роли библиотеки в современном обществе, является «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках». В нем сформулирована «вера ЮНЕСКО в публичную библиотеку как активную силу в сфере образования, культуры и информации». ЮНЕСКО призывает центральные и местные органы власти оказывать поддержку публичным библиотекам, содействовать их деятельности. «Манифест ЮНЕСКО…» определяет функции публичной библиотеки, среди которых основными можно назвать следующие: привлечение к чтению, содействие образованию и самообразованию, развитию личности, приобщение к культурному наследию, предоставление муниципальной информации и обеспечение информационного обслуживания местных предприятий и т.п. «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» утверждает принципиальную бесплатность публичных библиотек. Этот документ требует, чтобы публичная библиотека рассматривалась как обязательный компонент любого долгосрочного стратегического плана в области культуры, информационного обеспечения, развития грамотности и образования. Особо подчеркивается, что услуги публичных библиотек должны быть доступны всему населению, что сеть публичных библиотек должна строиться с учетом национальных, региональных, научных и специальных библиотек, а также библиотек школ, колледжей и университетов; необходимо также учитывать различия в потребностях библиотечного обслуживания жителей сельской местности и городов.

В том же году (1994) были приняты «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе». Они были подготовлены в рамках конференции, организованной Советом Европы. Этот документ, опираясь, как и все последующие, на «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках», как на основной, содержит в себе рекомендации по законодательству для национальных, университетских и публичных библиотек, сформулированные четко и кратко. Рассматривая публичные библиотеки как часть национальной библиотечной системы, авторы рекомендаций видят в публичной библиотеке важнейший местный информационный центр, предоставляющий свободный доступ ко всем видам знаний и информации, способствующий развитию личности и общества.

Законодательство, обращенное к публичным библиотекам, должно, по мысли авторов документа, касаться следующих аспектов: материалы для свободного доступа; вопросы доступа услуг публичных библиотек; принципы предоставления библиотечных услуг; вопросы сотрудничества внутри библиотечной сети; права и обязанности пользователя; административный и юридический статус библиотеки; профессиональный уровень персонала; система финансирования библиотек. В завершение – приводится перечень проблем, которые обязательно должны рассматриваться в связи с законодательной базой для публичных библиотек:

– национальная информационная политика;

– национальная библиографическая система;

– статус национальной библиотеки;

– хранение обязательного экземпляра;

– подготовка квалифицированных библиотекарей;

– авторские права;

– право публичной (неподцензурной) выдачи материалов.

Подчеркивается необходимость разработки норм в следующих областях: каталогизация и классификация; библиотечные услуги; автоматизация и передача информации.

Положения этого документа получили дальнейшее развитие: в 1998 г. Советом Европы были приняты «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе».

Настоящие «Руководящие принципы…», опираясь на принятые ранее документы, подчеркивают необходимость согласованности законодательства в библиотечной сфере и в других областях; гармонизации библиотечного законодательства в разных странах; расширение библиотечного законодательства в связи с расширением деятельности библиотеки и др.

Основными «полями» библиотечного законодательства определяются:

– свобода выражения и свободный доступ к информации;

– роль библиотек в национальной книжной и информационной политике;

– библиотеки и интеллектуальная собственность;

– защита библиотечного наследия.

В этом документе определяются принципы подхода к решению сложных профессиональных проблем, например, развитию фондов библиотек (предполагается, что оно должно основываться на независимом от любых политических, сектантских, коммерческих и др. влияний профессиональном мнении библиотекаря); библиотечного обслуживания культурных меньшинств и специфических читательских групп; взаимоотношению библиотек и государственной власти; подготовке профессионалов; юридическому статусу библиотек в области авторских прав и т.п.

Впервые в этом документе ставится задача сохранения библиотечного наследия, а также даются рекомендации в отношении сложных вопросов, связанных с проблемой реституции (т.е. перемещения культурных ценностей в ходе военных действий и т.п.).

«Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» была принята в 1999 г. в поддержку «Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках» и др. документов, посвященных развитию библиотек, видными политическими деятелями из 31 страны Европы. Этот документ, фиксируя роль библиотеки в совершенствовании демократии, в экономическом и социальном развитии, формальном и неформальном обучении, поддержании культурного и языкового разнообразия, формировании толерантности, видит в ней значительную общественную силу. Одной из важнейших задач авторы документа считают лоббирование его в Европарламенте в целях обеспечения высокого социального статуса публичных библиотек, как в настоящее время, так и в будущем. Необходимо также помогать гражданам осознать и получить возможность полностью использовать все ресурсы публичных библиотек.

Более подробно эти положения были развернуты в «Резолюции о роли библиотек в современном обществе», документе, принятом Европарламентом.

«Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» было принято ИФЛА в 1999 г. В этом документе еще раз постулируется неотъемлемое право человека на доступ ко всем проявлениям знаний, творческой мысли и актуальной активности. ИФЛА подтверждает роль библиотек, как «ворот, открывающих доступ к знанию, мысли и культуре», их огромный вклад в развитие и поддержание интеллектуальной свободы и демократических ценностей.

Эти положения получили развитие в документе «Профессиональные приоритеты ИФЛА», подготовленном Профессиональным бюро ИФЛА и принятом в 2000 г., который очерчивает круг вопросов профессиональной ответственности ИФЛА. Таких приоритетов – одиннадцать.

Среди них:

поддержка библиотечного дела – ИФЛА является международным защитником библиотечного дела перед лицом государств, содействуя пониманию и реализации жизненно важной роли библиотек в электронную эру;

защита принципов свободы информации – ИФЛА считает, что библиотека играет ключевую роль в обеспечении прав личности на знание и свободу выражения. ИФЛА поддерживает эту роль, защищая возможность библиотек приобретать, организовывать, сохранять и предоставлять самые разнообразные материалы, отражая плюрализм и разнообразие в обществе, защищая возможность библиотек гарантировать отбор и предоставление материалов и услуг на основе профессиональных принципов, а не политических, моральных или религиозных взглядов отдельных лиц или правительств. ИФЛА считает, что свободная библиотека есть залог свободного, демократического общества;

– содействие развитию грамотности, чтения и непрерывного образования многие программы ИФЛА помогают библиотекам мира разрабатывать национальные проекты, направленные на решение проблем всеобщей грамотности, привлечения к чтению, формирования информационной культуры и непрерывного образования;

обеспечение свободного и открытого доступа к информации – ИФЛА поддерживает программы развития информационного доступа, способствующие смягчению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными;

– охрана прав интеллектуальной собственности библиотек и авторов – ИФЛА выполняет двойную обязанность перед производителями интеллектуальной собственности и перед библиотеками как представителями пользователей информации. ИФЛА ведет работу по согласованию прав интеллектуальной собственности и правом на всеобщий доступ к информации, привлекая к этой работе издателей, органы стандартизации и т.п.

В контексте темы нашего курса лекций особое внимание надо обратить на «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках», который был принят в 1996 г., вскоре после принятия «Манифеста публичной библиотеки» (1994). Оба эти документа тесно связаны. В соответствии с принципами, изложенными в «Манифесте публичной библиотеки», школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы и должна развиваться, опираясь на общие профессиональные ценности: свободный доступ к информации, интеллектуальная свобода прежде всего. Школьная библиотека определяется как важный партнер в местной, региональной и национальной библиотечно-информационной системе. Также, как и публичная библиотека, школьная библиотека должна быть бесплатной.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» определяет уникальные задачи школьной библиотеки, которые должны признаваться и соблюдаться вне зависимости от того, использует ли школьная библиотека свои ресурсы (помещение, оборудование) самостоятельно или совместно с библиотекой другого типа, например, публичной.

Основными задачами школьной библиотеки могут быть названы следующие: развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения; побуждать к использованию информации вне зависимости от вида, формата и носителя; организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, а также способствующие эмоциональному развитию школьников; пропагандировать чтение как внутри школы, так и за ее пределами.

Сложность и многообразие задач, поставленных перед школьной библиотекой, заставляют предъявлять высокие требования к школьному библиотекарю, он должен обладать многими знаниями как в области библиотечного дела и информационных ресурсов, так и в области методики образования, возрастной психологии и т.п.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» призывает правительства стран пропагандировать сформулированные в нем идеи через систему как профессионального образования учителей и библиотекарей, так и через систему повышения квалификации. (Полный текст «Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 6–2001).

Изучение всех названных документов показывает, что одним из наиболее существенных для развития библиотек в современном обществе является вопрос свободы выражения и свободного доступа к информации. Именно этот вопрос наиболее часто дискутируется, подвергается сомнению, требованиям о пересмотре позиций, особенно под давлением обстоятельств, таких, например, как «одиннадцатое сентября» в США, терактов в России, Ираке и т.п.

В докладе одного из ведущих специалистов в этой области Пола Стерджеса (Великобритания), представленном на заседании Комитета по культуре Совета Европы (1998), детально рассматриваются все аспекты этой проблемы.

Автор исследует историю вопроса, анализирует общественные опасения, связанные с распространением информации непристойного характера, оскорбительной информации, таких опасных тем, как наркотики, оружие и т.п. П.Стерджес разбирает причины, по которым «Акт о пристойности коммуникаций США», вынесенный президентом Б.Клинтоном, не был поддержан и провалился. Интересно, что борьба против «Акта о пристойности коммуникаций» объединила такие организации, имеющие как коммерческий, так и некоммерческий характер, как:

– Американская библиотечная ассоциация;

– Американская ассоциация книготорговцев;

– Американское общество редакторов газет;

– Ассоциация издателей, редакторов и писателей;

– Коалиция граждан за права в Интернете;

– Семьи против цензуры Интернета;

– Фонд «Свобода чтения»;

– Корпорация Майкрософт и др.

Вместе с тем, в докладе показано, что данная дискуссия далеко не закончена. Она вовлекает в себя правительства, правоохранительные и правоприменительные органы, политические организации, церковь, СМИ, корпорации производителей программных продуктов и организации их предоставляющие, библиотечное сообщество и др. В первую очередь стрелы направлены против Интернета.

В материалах доклада подробно описывается дискуссия по поводу фильтрации информации в Интернете, которая представляется для одной из сторон желательным выходом. Автор доклада, на основании изучения результатов многих исследований, приходит к выводу, что ни фильтрация в целях рекомендации, ни фильтрация в целях блокирования информации не решает проблемы. Более того, все фильтры в какой-то степени выходили за рамки предназначенной им роли барьера, предотвращающего случайный или намеренный доступ к материалам, носящим оскорбительный или непристойный характер, и в действительности препятствовали поиску абсолютно законной и полезной информации.

Автор приходит к выводу: только этический подход может способствовать формированию представления об Интернете, как о положительном факторе развития общества, а не угрозе ему.

Пол Стерджес приводит известные правила «сетевого этикета», который базируется на десяти принципах:

1. Помни о человеке.

2. Во время коммуникации в режиме он-лайн придерживайся тех же правил поведения, что и в реальной жизни.

3. Знай, в каком месте сетевого компьютерного пространства ты находишься.

4. Уважай чужое время и пропускную способность.

5. Будь вежлив при общении в режиме он-лайн.

6. Делись специальными знаниями.

7. Не выплескивай эмоции.

8. Уважай частную жизнь других людей.

9. Не пользуйся своими возможностями в дурных целях.

10. Прощай чужие ошибки.

Таким образом, речь идет о необходимости саморегулирования в Интернете, как о единственной реальной возможности снижения его отрицательного влияния.

Следует сказать, что Американская библиотечная ассоциация (АLА) жестко выражает приверженность свободам, декларированным в Конституции США, которые должны распространяться на всех людей (для детей предусмотрен контроль со стороны родителей). Интернет трактуется как аналог библиотеки, и потому принципы, применяющиеся в библиотечном деле, естественным образом переносятся на доступ в Интернет, организованный в библиотеках.

Общие выводы, которые делает докладчик, весьма знаменательны:

1. Безусловно, что общественная обеспокоенность характером некоторых материалов, доступных в Интернете, имеет реальные причины. Однако, такая же обеспокоенность высказывается и в адрес печатных материалов, теле- и радиопрограмм и т.д.

2. Существует три подхода к решению данной проблемы:

– законодательный,

– применение фильтации,

– саморегулирование.

Поскольку законодательный подход трудно осуществим, хотя бы потому, что сетевая среда меняется слишком быстро, а фильтрация не является полностью приемлемым подходом как с точки зрения соблюдения принципов свободы информации, так и с технической стороны, то саморегулирование сетей и их содержимого на основании этических принципов является лучшим способом обеспечения доверия в коммуникационной среде.

Таким образом, на международном уровне практически сложился «пакет документов», определяющий деятельность современной библиотеки (публичной, школьной и, в известной степени, электронной). Основными профессиональными ценностями признаются уважение к пользователю, свобода доступа к информационным ресурсам, профессиональная этика.

Эти документы послужили той базой, на которую ориентировались российские специалисты.

В третью – «национальную» – группу документов входят документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек. Это:

– Закон «О библиотечном деле» (1994)

– «Кодекс этики российского библиотекаря» (1999)

– «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001);

– «Манифест РБА о публичной библиотеке в России» (2003);

– «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).

«Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» был первым документом, принятым новой профессиональной организацией, возникшей под влиянием демократических преобразований в нашей стране – Российской Библиотечной Ассоциацией. (Полный текст кодекса этики российского библиотекаря был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 4–2000)

Вслед за Федеральным Законом «О библиотечном деле» (1994), заложившим новые правовые основы библиотечного дела в России, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» заложил новые морально-нравственные основы библиотечной деятельности.

«Кодекс…» включает в себя одиннадцать положений, в которых даны профессиональные этические нормы деятельности библиотекаря.

«Кодекс…» (впервые) утверждает интересы и потребности пользователя как профессиональный приоритет библиотекаря. Этот документ рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности, видит важнейшей задачей библиотекаря обеспечение получения полной и операт