Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2004


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Крым 2004

Елена Иванова

Крымские встречи

Помните, как дикторы комментируют официальные визиты и переговоры? «Встреча прошла на высоком уровне, в обстановке взаимопонимания и сотрудничества». Если освещать крымскую конференцию в пафосном тоне, то можно смело начинать с этих слов.

Итак, Одиннадцатая международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» прошла на высоком уровне, в обстановке взаимопонимания и сотрудничества.

На этом официальную часть позвольте считать закрытой. Я просто расскажу вам «где была, что слышала». И дам почитать свои «Заметки из блокнота» – по секрету!

День первый

7 июня, открытие конференции, пленарное заседание.

Несомненный шлягер этого дня (если позволительно будет так его назвать) – ключевой доклад Я.Л.Шрайберга. Заявленная тема выступления звучала так: «Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ». Профессор Шрайберг провел сравнительный анализ направлений развития библиотечно-информационных и телекоммуникационных технологий в библиотеках стран СНГ и за рубежом. Надеюсь, что скоро этот доклад будет опубликован в нашей газете, об этом есть договоренность с автором.

Крайне интересным оказалось и выступление председателя подкомитета по культуре Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.В.Сударенкова. Он представил доклад «Место литературы в образовательном стандарте общего образования». Валерий Васильевич говорил о недостаточно продуманной политике в области чтения, о роли досугового чтения молодежи, об особом значении библиотеки как образовательного учреждения. Докладчик подчеркнул, что общество должно обратить особое внимание на потенциал школьных библиотек, на их образовательные и воспитательные возможности.

7 июня, середина дня.

(Читай – «обед». Нет, поесть-то мы успели, но как удавы – заглотили и побежали дальше.) Одна – на пресс-конференцию, другая – на презентацию.

Состоялась презентация книги члена-корреспондента Российской академии наук, председателя Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания РФ
В.А.Грачева. Книга называется «Теория и практика личного успеха». Автор делится своими рецептами, как жить со вкусом и интересом, как «раздвигать» сутки и успевать все, как добиваться того, чего хочешь, а иногда и большего. Интересно, что и говорить.

7 июня, 2-я половина дня.

Секция 17. «Информационное и библиотечное обеспечение процессов образования, исследований и управления».

(Вы чувствуете спектр библиотечных интересов? Секция 17 и предыдущие 16 тоже работали! Да еще несметное количество презентаций, круглых столов, специальных семинаров!)

Говорили о многом, в том числе и об опыте создания электронных учебников. Были названы предъявляемые к ним требования, перечислены необходимые этапы работы и пути внедрения в учебный процесс.

День второй

8 июня, 1-я половина дня.

День Министерства культуры Российской Федерации на Крымской конференции. Представители Министерства культуры РФ рассказали о библиотечной политике Министерства, об итогах реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России, о состоянии и перспективах развития сельских библиотек.

8 июня, 2-я половина дня.

Переходя от теории к практике, идем слушать докладчиков 2-ой секции «Автоматизированные библиотечно-информационные ресурсы, системы и технологии».

Сотрудники НПО «Информ-система» рассказали об автоматизации малых библиотек. Узнаем, что они выиграли конкурс на поставку автоматизированной информационной библиотечной системы «MARC-SQL» в школьные библиотеки России.

Опытные автоматизаторы объясняют методику и технологию создания электронного каталога, пути использования электронных ресурсов.

День третий

9 июня, Старый Крым, выездное заседание.

Секция 15. «Дети, компьютеры и Интернет: проблемы чтения и информационной грамотности глазами школы и библиотеки».

Наша секция. Много знакомых, люди удивительные, каждый – со своей «изюминкой».

  • О.Кабачек (Москва) рассказывает о дискуссионных клубах в Интернете.

  • Г.Гречко (Николаев) – об инновационной работе детской библиотеки и социальном партнерстве.

  • И.Скрыпник (Москва, Совет Федерации между прочим!) говорит о конференции «Юность науки» и детском творчестве.

  • Б.Маршак и В.Грибов (Москва, АИБС «ИРБИС» и АИБС «MARC», соответственно).

Разработчики самых известных отечественных АИБС затрагивают тему автоматизации в условиях школьных библиотек: особенности, специфика работы, рассказывают о своих «детищах» и их возможностях.

  • Д.Браун (Канада, международная ассоциация школьных библиотек) – с помощью интересной презентации знакомит с зарубежным опытом волонтерской работы в библиотеке и приглашает к обсуждению проблем развития информационной грамотности.

  • Приглашаем к обсуждению проблем и мы: главный редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Громова и я, Елена Иванова. Поток интересных по содержанию, но однообразных по изложению докладов велик. Все мы делимся опытом. Хорошо. Но при этом мы не всегда обозначаем существующие проблемы и, как следствие, не решаем их. Предложили аудитории вместо слушания наших докладов принять участие в подиум-дискуссии (есть такая активная форма работы) на тему «Типовая модель школьной библиотеки: нужна ли она нам?».

Мы рассчитывали вывести собравшихся на «живое», непосредственное обсуждение важнейших вопросов нашего жития-бытия. Скажем честно – получилось на «три с плюсом». То ли милые коллеги устали, то ли были удивлены неожиданным поворотом в ходе работы секции, то ли мы были недостаточно точны и красноречивы. А еще – времени, выделенного регламентом на дискуссию маловато...
А использовать такие формы работы – надо! Это заключение стало главным итогом подиум-дискуссии. Именно поэтому очень многие участники подходили и спрашивали о том, «что это, как вы это делали, расскажите технологию проведения».

День четвертый

10 июня, 1-я половина дня.

Ежегодная конференция пользователей и партнеров Международного библиотечного, информационного и аналитического центра (МБИАЦ).

Я уже писала об этой уникальной организации и ее деятельности.

Первым об итогах и достижениях прошедшего года говорил президент и председатель совета директоров МБИАЦ Я.Л.Шрайберг. Значимым событием в работе Центра стало открытие в Вашингтоне, в Российском культурном центре постоянно действующей выставки литературы российских регионов.

Президент МБИАЦ отметил, что образовательные программы, по-прежнему, являются ведущими направлениями деятельности Центра. Не первый год организуются комплексные образовательные туры в США, Скандинавию, Италию, Великобританию. В ходе таких поездок российские специалисты знакомятся со страной, встречаются с коллегами, посещают библиотеки. Неоценимы личные контакты, которые устанавливаются между увлеченными своим делом людьми.

Еще одно важное событие этого года – открытие представительства МБИАЦ в Великобритании (г. Рединг). Директор этого представительства Норман Бриггс рассказал о направлениях работы. В планах – помощь российским библиотекам в осуществлении доступа к базам данных, посещение Великобритании с профессиональными целями. Планируется выпускать регулярные обзоры под названием «Библиотечные новости Великобритании».

10 июня, 2-я половина дня.

Программы и проекты программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. Международное сотрудничество.

Здесь прозвучал интереснейший доклад Н.И.Гендиной (Кемерово) «Информационная культура – новая концепция построения общества знаний». При столь глобальном названии, речь шла о понятиях, нам с вами известных. Автор рассматривала суть определений «информационная культура» (российский термин) и «информационная грамотность» (весьма популярный в мире американский термин). Докладчик отметила их существенные содержательные различия и необходимость выработки общего понятийного формата. Очень умно, глубоко и интересно.

День пятый

11 июня, 1-я половина дня.

Секция 6. «Библиотечные кадры, профессия и образование». Дистанционное обучение: от проектов к реальным курсам и технологиям.

Вот все говорят «дистанционное обучение, дистанционное обучение!». А оно уже не только есть, но кое-где и победно шагает по образовательным просторам. Как шагает – дело другое. Об этом говорил в своем, как всегда – очень артистичном, выступлении, директор ГПНТБ России А.И.Земсков.

Вниманию аудитории он предложил свои «размышлизмы» – практический опыт работы ГПНТБ. По мнению докладчика, дистанционное обучение имеет огромный потенциал для развития. Число виртуальных пользователей ГПНТБ уже сейчас в 4-5 раз больше, нежели пришедших в библиотеку ногами. И с этим нельзя не считаться. Вопрос к слушателям «Должно ли дистанционное обучение повторять традиционную систему образования?» остался без ответа. Андрей Ильич убежден – дистанционное обучение должно быть платным, тогда оно будет эффективным.

Ю.В.Соколова рассказала о курсах повышения квалификации для библиотечных работников с применением дистанционной технологии. В таком режиме ярославские коллеги учатся использовать ИРБИС. Существуют эти курсы благодаря партнерскому образовательному проекту ГПНТБ России и библиотечного центра университета бизнеса и технологий в Ярославле.

11 июня, 2-я половина дня.

Официальное закрытие.

Грустно. Как быстро прошла она – конференция. Сколько всего состоялось! А сколько пропущено… Начальник Отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации
Е.И.Кузьмин совершенно справедливо заметил: нормальный человек может посетить не более 1/10 всех заявленных в программе мероприятий. «Вы знаете, на “днях Министерства Культуры России” я узнал много нового», – с улыбкой добавил Евгений Иванович.

«В течение всего года работники библиотек ведут “незримую миру работу” по созиданию конференции следующего года», – сказал Е.И.Кузьмин, прощаясь с участниками.

Да, этот форум помогает подвести итоги и отчитаться о проделанном. Он же незаметно «втравливает» в новые проекты и программы. И потому, это лестница, ведущая только вверх.

День шестой

12 июня. День отъезда.

Первое и последнее посещение пляжа – 2 часа блаженной неги и, увы, отъезд домой. Правда, с глубоким чувством выполненного долга.

Заметки из блокнота

Долгожданная, и каждый год – неожиданная, знакомая и – бесконечно удивляющая новизной. Это – моя Крымская конференция.

Предлагаю вам, дорогие коллеги, некий «поток сознания», или, говоря проще, впечатления, заметки, большинство из которых были записаны в блокнот еще в дни работы конференции.

«…Несмотря на отвлекающее от дел очарование Крыма, аромат роз и морской воздух, конференция заставляет работать в полную силу. И, даже не слыша знакомых слов «школьная библиотека», необходимо уметь услышать то, что имеет непосредственное отношение к нам. Уметь услышать – чего же проще! Хотеть узнать новое, заставлять себя работать – не на “сегодня”, а на “завтра”, и, даже иногда, не на “послезавтра”. В копилочку».

«…Из наблюдений. Компьютеры сменились лэп-топами. Первое еще совсем недавно вызывало священный трепет. Второе воспринимается вполне буднично – так вот работаем…»

Удивления этого года:

Я.Шрайберг и оргкомитет. Уровень конференции год от года лишь укрепляется и растет. Как добивается этого результата оргкомитет? Ведь форум уже второй десяток разменял – возраст-то солидный…

Да и публика, заметим без ложной скромности, отборная. Все же прав директор сельскохозяйственной библиотеки Белоруссии В.А.Голубев, утверждая, что конференции «Крым» – это своеобразный клуб. Тот, кто ощутил и принял эту «атмосфэру», становится постоянным членом Клуба. Ну, а остальные – либо соратники, либо критики.

Церемония открытия. Библиотечная тематика легко «вписалась» в сюжет бессмертного произведения А.Дюма «Три мушкетера». Покоряла непосредственность артистов (в основном – сотрудники ГПНТБ) и ощущение студенческого капустника. И Король с Королевой были крайне убедительны, и Кардинал с Мушкетерами – дивно хороши!..

В.В.Сударенков, председатель подкомитета по культуре Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Этот человек удивляет меня второй год подряд. Сначала тем, что заинтересовался вопросами развития школьных библиотек год назад. Этим летом в Крыму Валерий Васильевич не только представил крайне важный доклад по проблемам детского чтения, но и принял активное участие в работе секции «Дети, компьютеры и Интернет». Поверьте, «активное»,
в данном случае, не дежурное определение. Выслушав доклады, Валерий Васильевич задавал вопросы и продолжал разговоры о школьных библиотеках в кулуарных беседах. Похоже, у школьных библиотекарей появился ценный единомышленник.

Удивили и корифеи в области автоматизации библиотек: идеологи и отцы-основатели двух ведущих отечественных АИБС – Б.Маршак («ИРБИС», ГПНТБ России) и В.Грибов (МАRC, НПО «Информ-система»). Обратим внимание: крупнейшие в нашем библиотечном мире системщики (конкуренты – по сути!) выступают на «детской» секции вместе!

Идеи и находки этого года.

Одно из заседаний секции «Библиотечные кадры, профессия и образование» называлось «Дистанционное обучение: от проектов к реальным курсам и технологиям». Тема эта для нашей газеты сегодня крайне важна и интересна. И потому – спасибо коллегам. Скоро и нам будет о чем «поведать миру»…

Из разочарований этого года.

Работа родной секции «Дети, компьютеры и Интернет». Стало совершенно очевидно, что перечисления достижений «отдельно взятой библиотеки за истекший период», даже самых интересных, уже недостаточно. Необходимо формулировать проблемы деятельности и пытаться совместно искать пути их решения. Нужно обсуждать, спорить, искать… играть, наконец. Проигрывая ситуацию, смотреть на свою работу со стороны. Хочется видеть коллег со-участниками. А отчеты библиотекари умеют составлять хорошо, это известно.

Цитирую любимый фильм: «Я, конечно, необъективна. О, еще как необъективна!» Ну и что? Да, мне нравится это общество увлеченных и влюбленных в свое дело людей.