Лицо дня
Ольга Козлова
Особенная профессия
Одно время, после критики о якобы скучности и
схематичности интервью мы перестали их печатать,
но появились другие голоса: где?.. Мы умеем
учиться на собственных ошибках. И в дальнейшем
постараемся больше узнавать о людях, которые
интересны не только как авторы или составители
ярких, актуальных или спорных проектов,
документов, разработок, но и проявляют себя
творческими и активными личностями. В этот раз мы
беседовали с Ириной Васильевной Дейнеко из
Лесосибирска.
Как давно Вы работаете методистом,
курирующим школьные библиотеки? Сколько их в
вашем ведении?
Шесть лет. В январе 1998 года я
заведовала библиотекой гимназии, и однажды
пригласили работать в городской отдел
образования г. Лесосибирска в качестве методиста
по библиотечным фондам. А уже через год на базе
методического кабинета и библиотеки ГорОО был
создан информационно-методический центр (ИМЦ), и
меня назначили его руководителем, оставив за
мной кураторство 18 школьных библиотек города.
Ваше образование?
У меня высшее библиотечное
образование. Я окончила Кемеровский
государственный институт культуры и искусств
(ныне университет). Моими педагогами были ведущие
специалисты библиотечного дела – Н.И.Гендина,
Г.А.Стародубова, Н.И.Колкова.
Специализация «методист»
предъявляет к работнику очень высокие
требования, это Вас не тяготит?
Я никогда не чувствовала, что ко мне
как к специалисту предъявляют слишком высокие
требования. Вероятно потому, что всегда сама
устанавливаю себе планку и она обычно
оказывалась выше, чем предлагали руководители.
Но я как-то не ощущаю ее высоты, потому что
любимое дело – не тяготит. Когда я начала
работать методистом, то, конечно, просчитывала
весь свой внутренний ресурс. Быть методистом –
значит делать все лучше тех, кого ты учишь и
направляешь. Методист должен обладать многими
профессиональными качествами. Но главное
необходимое качество, на мой взгляд, – «гореть»
самой, зажигать других и вести за собой, верить в
свою звезду. Вот тогда можно будет рассчитывать
на то, что вложенное тобой в другого человека
когда-нибудь прорастет добрыми делами,
достижениями и успехами. А это для методиста
дорогого стоит.
Что Вам больше нравится: работа,
строго регламентированная из центра и
обязательность исполнения директив или свобода
выбора регионов при определении образовательной
и культурной политики?
Методическая деятельность
предполагает и то и другое. И никаких проблем в
этом плане у меня нет. Без регламента не обойтись,
особенно в отчетно-аналитической деятельности.
Отношусь к этому философски: надо – сделаю.
Просто стараюсь эту работу выполнить побыстрей,
чтобы больше оставить времени на творчество. И
так я жила во все времена – социализма ли, застоя,
простоя, демократии и т.д. Я не припомню, чтобы
меня кто-то в чем-то ограничивал, всегда свободно
мыслила, говорила, действовала. Это все чьи-то
выдумки «некогда работать, только бумаги писать,
да отчитываться». Нет, время для всего всегда
найдется, было бы желание.
Идея объединения библиотек сейчас
очень актуальна. У Вас есть какие-либо
соображения по этой теме?
О, эта проблема – моя головная боль! С
тех пор, как я начала работать в образовании,
мысли об объединении библиотек двух ведомств не
покидают меня. Но эта тема для большого
отдельного разговора. Происходит какой-то
нонсенс. Существует большое количество
разрозненных библиотек, ресурсы их разобщены и
разбросаны. У школьных библиотек существуют
кадровые проблемы, проблемы с комплектованием
фондов, увеличилась нагрузка по обслуживанию (до
100 посещений в день).
В свою очередь детские библиотеки, имея неплохие
документальные фонды и укомплектованные штаты
(в среднем 2–3 человека в филиале), обслуживают
при этом 30–40 читателей. А в это время есть
конкретные пользователи-учащиеся и учителя,у
которых отсутствует свободное время для
посещения удаленных детских библиотек, но есть
острая необходимость в получении информации. Так
почему же мы, выполняя одни и те же функции,
обслуживая одну и ту же группу пользователей,
работаем разобщенно? Вот где скрыт резерв
модернизации и оптимизации библиотечного
обслуживания территорий. О своих мыслях и
чаяниях я не раз пыталась говорить на уровне ЦБС
и отдела культуры города. Но мои инициативы не
поддерживаются. Библиотекарей ЦБС устраивает то
положение вещей, которое сейчас существует,
тишина и покой в библиотеках, переполненные
книжные хранилища с нетронутыми детскими
книжками, руководители, которые не очень-то
беспокоят своих подчиненных, размеренный ритм
жизни. Да, от такой жизни отказаться трудно. А
читатели? Надо – придут, нет – их проблема. По
отчетным документам они пройдут двойными и
тройными, надо только вовремя пригласить класс
на мероприятие и все проблемы по показателям
будут сняты. Кажется, я перешла рамки
дозволенного? Хотя, нет! Очень наболело!
Удивляюсь тому, что на уровне руководства двух
министерств о библиотечном обслуживании детей и
педагогов некому и некогда подумать, мешают
пресловутые ведомственные рамки. А время идет,
одно поколение детей сменяет другое, и уходят
читатели из школьной библиотеки, не всегда
получив необходимую информацию, не всегда дойдя
до детской библиотеки в силу разных причин.
Вы методист-новатор. Все ли
библиотекари приветствуют Ваши инновации?
Ольга Викторовна, спасибо за вопрос. Он
для меня самый больной. Конечно, не все коллеги и
не всегда приветствуют мои начинания, это меня и
тревожит. Мы все разные-разные. Кто-то способен
жить и работать в развитии, а кто-то является
только функционером (и это не всегда плохо,
качественное функционирование – залог хорошей
работы). Вероятно, так и должно быть. Но… Наша
профессия особенная. Мы не можем оставаться
такими, какими были 3–5 лет назад. Все вокруг
меняется: мода, товары и услуги, нравственные
устои, политические взгляды, потребности людей, в
том числе и информационные. Так как же мы в
меняющемся мире можем оставаться неизменными? К
сожалению, это иногда встречается. Есть случаи,
когда руководителей образовательных учреждений
уже не устраивает уровень профессионализма
школьных библиотекарей, они вынуждены
отказываться от таких специалистов. В данной
ситуации винить можно только самих себя, хочешь
быть востребованным, ищи себя, совершенствуйся,
будь интересен и полезен другим.
Как Вы выходите из трудных положений,
которых в работе методиста предостаточно?
Я не могу сказать, что трудностей в
моей работе много. Но, конечно, они есть. Например,
я очень огорчаюсь, когда не вижу реального
результата моей деятельности, когда вижу
непонимание со стороны коллег, когда наступает
разочарование в чем-то или в ком-то. Но самое
сложное для меня то, что я не могу быстро
отключиться от той или иной проблемы. Могу
часами, а то и днями обдумывать ее, мучиться и
терзаться. Это происходит до той поры, пока не
заставлю себя встряхнуться, приговаривая «все
проходит, пройдет и это» или «все, что ни делается
– все к лучшему». Мне помогает поддержка моей
мамы, очень мудрого человека, и поддержка коллег
по работе. А еще моя должность обязывает не
раскисать, быть всегда в форме и на высоте.
Что изменилось за последнее время в
Вашей работе?
Мне кажется, что я всю жизнь нахожусь
на вулкане. Каждый день приносит новые мысли и
идеи, новые планы и проекты, новые обязанности,
знакомства, события и т.д. По федеральной
программе информатизации образования, например,
в нашем городе открывается новый межшкольный
методический центр (ММЦ), я буду завязана на
организации его деятельности. С этого учебного
года восемь образовательных учреждений города
включены в проект по предпрофильной подготовке и
профильному обучению, моя функция в нем –
информационное сопровождение. В декабре 2004 года
нашему центру предстоит переехать в новое
большое помещение. Появилась перспектива
налаживания новых деловых отношений с
педагогическим училищем в рамках организации
городской научно-практической конференции,
руководителем которой я являюсь. А еще на IX
конференции Российской библиотечной ассоциации
познакомилась с новыми интересными людьми,
коллегами из разных уголков страны, услышала, чем
и как они живут.
Что по-вашему первично в
словосочетании «Библиотека – медиатека»?
Однозначно для меня сегодня на первый
план выходит медиатека, как новая форма
организации библиотечно-информационного
обслуживания пользователей.
Появились документы на электронных
носителях, формируется компьютерная база
библиотек, меняются информационные потребности
общества, появляются новые услуги, повышается
профессиональный уровень библиотекаря.
Все это ведет к корректировке целей и
задач библиотек. Наши пользователи заставляют
нас семимильными шагами поспевать за их
потребностями, навыками и умениями.
У Вас, как у большинства методистов,
наверное, есть библиотекари – любимчики. Как вы
строите отношения с ними?
Да, наверное, можно назвать таких людей
любимчиками. Перед ними я преклоняюсь за их
высокий уровень профессионализма, за их
преданность любимому делу, за то, что на них можно
в любое время положиться, за то, что их не пугают
трудности. Такие люди для методиста – находка и
бесценное богатство. За ними идут остальные, на
них равняются, им подражают. Благодаря таким
«любимчикам» идет развитие библиотечного дела в
школах нашего города. Конечно, к ним всегда
предъявляются повышенные требования, на них
делается ставка, но и поддержать я их всегда
стараюсь, лишний раз замолвить перед директором
словечко, похвалить и поблагодарить. |