Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (19) · Вкладка в «БШ» № 19 (127) · 1–15 октября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Лицо дня

Ольга Козлова

Особенная профессия

Одно время, после критики о якобы скучности и схематичности интервью мы перестали их печатать, но появились другие голоса: где?.. Мы умеем учиться на собственных ошибках. И в дальнейшем постараемся больше узнавать о людях, которые интересны не только как авторы или составители ярких, актуальных или спорных проектов, документов, разработок, но и проявляют себя творческими и активными личностями. В этот раз мы беседовали с Ириной Васильевной Дейнеко из Лесосибирска.

Как давно Вы работаете методистом, курирующим школьные библиотеки? Сколько их в вашем ведении?

Шесть лет. В январе 1998 года я заведовала библиотекой гимназии, и однажды пригласили работать в городской отдел образования г. Лесосибирска в качестве методиста по библиотечным фондам. А уже через год на базе методического кабинета и библиотеки ГорОО был создан информационно-методический центр (ИМЦ), и меня назначили его руководителем, оставив за мной кураторство 18 школьных библиотек города.

Ваше образование?

У меня высшее библиотечное образование. Я окончила Кемеровский государственный институт культуры и искусств (ныне университет). Моими педагогами были ведущие специалисты библиотечного дела – Н.И.Гендина, Г.А.Стародубова, Н.И.Колкова.

Специализация «методист» предъявляет к работнику очень высокие требования, это Вас не тяготит?

Я никогда не чувствовала, что ко мне как к специалисту предъявляют слишком высокие требования. Вероятно потому, что всегда сама устанавливаю себе планку и она обычно оказывалась выше, чем предлагали руководители. Но я как-то не ощущаю ее высоты, потому что любимое дело – не тяготит. Когда я начала работать методистом, то, конечно, просчитывала весь свой внутренний ресурс. Быть методистом – значит делать все лучше тех, кого ты учишь и направляешь. Методист должен обладать многими профессиональными качествами. Но главное необходимое качество, на мой взгляд, – «гореть» самой, зажигать других и вести за собой, верить в свою звезду. Вот тогда можно будет рассчитывать на то, что вложенное тобой в другого человека когда-нибудь прорастет добрыми делами, достижениями и успехами. А это для методиста дорогого стоит.

Что Вам больше нравится: работа, строго регламентированная из центра и обязательность исполнения директив или свобода выбора регионов при определении образовательной и культурной политики?

Методическая деятельность предполагает и то и другое. И никаких проблем в этом плане у меня нет. Без регламента не обойтись, особенно в отчетно-аналитической деятельности. Отношусь к этому философски: надо – сделаю. Просто стараюсь эту работу выполнить побыстрей, чтобы больше оставить времени на творчество. И так я жила во все времена – социализма ли, застоя, простоя, демократии и т.д. Я не припомню, чтобы меня кто-то в чем-то ограничивал, всегда свободно мыслила, говорила, действовала. Это все чьи-то выдумки «некогда работать, только бумаги писать, да отчитываться». Нет, время для всего всегда найдется, было бы желание.

Идея объединения библиотек сейчас очень актуальна. У Вас есть какие-либо соображения по этой теме?

О, эта проблема – моя головная боль! С тех пор, как я начала работать в образовании, мысли об объединении библиотек двух ведомств не покидают меня. Но эта тема для большого отдельного разговора. Происходит какой-то нонсенс. Существует большое количество разрозненных библиотек, ресурсы их разобщены и разбросаны. У школьных библиотек существуют кадровые проблемы, проблемы с комплектованием фондов, увеличилась нагрузка по обслуживанию (до 100 посещений в день).
В свою очередь детские библиотеки, имея неплохие документальные фонды и укомплектованные штаты
(в среднем 2–3 человека в филиале), обслуживают при этом 30–40 читателей. А в это время есть конкретные пользователи-учащиеся и учителя,у которых отсутствует свободное время для посещения удаленных детских библиотек, но есть острая необходимость в получении информации. Так почему же мы, выполняя одни и те же функции, обслуживая одну и ту же группу пользователей, работаем разобщенно? Вот где скрыт резерв модернизации и оптимизации библиотечного обслуживания территорий. О своих мыслях и чаяниях я не раз пыталась говорить на уровне ЦБС и отдела культуры города. Но мои инициативы не поддерживаются. Библиотекарей ЦБС устраивает то положение вещей, которое сейчас существует, тишина и покой в библиотеках, переполненные книжные хранилища с нетронутыми детскими книжками, руководители, которые не очень-то беспокоят своих подчиненных, размеренный ритм жизни. Да, от такой жизни отказаться трудно. А читатели? Надо – придут, нет – их проблема. По отчетным документам они пройдут двойными и тройными, надо только вовремя пригласить класс на мероприятие и все проблемы по показателям будут сняты. Кажется, я перешла рамки дозволенного? Хотя, нет! Очень наболело! Удивляюсь тому, что на уровне руководства двух министерств о библиотечном обслуживании детей и педагогов некому и некогда подумать, мешают пресловутые ведомственные рамки. А время идет, одно поколение детей сменяет другое, и уходят читатели из школьной библиотеки, не всегда получив необходимую информацию, не всегда дойдя до детской библиотеки в силу разных причин.

Вы методист-новатор. Все ли библиотекари приветствуют Ваши инновации?

Ольга Викторовна, спасибо за вопрос. Он для меня самый больной. Конечно, не все коллеги и не всегда приветствуют мои начинания, это меня и тревожит. Мы все разные-разные. Кто-то способен жить и работать в развитии, а кто-то является только функционером (и это не всегда плохо, качественное функционирование – залог хорошей работы). Вероятно, так и должно быть. Но… Наша профессия особенная. Мы не можем оставаться такими, какими были 3–5 лет назад. Все вокруг меняется: мода, товары и услуги, нравственные устои, политические взгляды, потребности людей, в том числе и информационные. Так как же мы в меняющемся мире можем оставаться неизменными? К сожалению, это иногда встречается. Есть случаи, когда руководителей образовательных учреждений уже не устраивает уровень профессионализма школьных библиотекарей, они вынуждены отказываться от таких специалистов. В данной ситуации винить можно только самих себя, хочешь быть востребованным, ищи себя, совершенствуйся, будь интересен и полезен другим.

Как Вы выходите из трудных положений, которых в работе методиста предостаточно?

Я не могу сказать, что трудностей в моей работе много. Но, конечно, они есть. Например, я очень огорчаюсь, когда не вижу реального результата моей деятельности, когда вижу непонимание со стороны коллег, когда наступает разочарование в чем-то или в ком-то. Но самое сложное для меня то, что я не могу быстро отключиться от той или иной проблемы. Могу часами, а то и днями обдумывать ее, мучиться и терзаться. Это происходит до той поры, пока не заставлю себя встряхнуться, приговаривая «все проходит, пройдет и это» или «все, что ни делается – все к лучшему». Мне помогает поддержка моей мамы, очень мудрого человека, и поддержка коллег по работе. А еще моя должность обязывает не раскисать, быть всегда в форме и на высоте.

Что изменилось за последнее время в Вашей работе?

Мне кажется, что я всю жизнь нахожусь на вулкане. Каждый день приносит новые мысли и идеи, новые планы и проекты, новые обязанности, знакомства, события и т.д. По федеральной программе информатизации образования, например, в нашем городе открывается новый межшкольный методический центр (ММЦ), я буду завязана на организации его деятельности. С этого учебного года восемь образовательных учреждений города включены в проект по предпрофильной подготовке и профильному обучению, моя функция в нем – информационное сопровождение. В декабре 2004 года нашему центру предстоит переехать в новое большое помещение. Появилась перспектива налаживания новых деловых отношений с педагогическим училищем в рамках организации городской научно-практической конференции, руководителем которой я являюсь. А еще на IX конференции Российской библиотечной ассоциации познакомилась с новыми интересными людьми, коллегами из разных уголков страны, услышала, чем и как они живут.

Что по-вашему первично в словосочетании «Библиотека – медиатека»?

Однозначно для меня сегодня на первый план выходит медиатека, как новая форма организации библиотечно-информационного обслуживания пользователей.

Появились документы на электронных носителях, формируется компьютерная база библиотек, меняются информационные потребности общества, появляются новые услуги, повышается профессиональный уровень библиотекаря.

Все это ведет к корректировке целей и задач библиотек. Наши пользователи заставляют нас семимильными шагами поспевать за их потребностями, навыками и умениями.

У Вас, как у большинства методистов, наверное, есть библиотекари – любимчики. Как вы строите отношения с ними?

Да, наверное, можно назвать таких людей любимчиками. Перед ними я преклоняюсь за их высокий уровень профессионализма, за их преданность любимому делу, за то, что на них можно в любое время положиться, за то, что их не пугают трудности. Такие люди для методиста – находка и бесценное богатство. За ними идут остальные, на них равняются, им подражают. Благодаря таким «любимчикам» идет развитие библиотечного дела в школах нашего города. Конечно, к ним всегда предъявляются повышенные требования, на них делается ставка, но и поддержать я их всегда стараюсь, лишний раз замолвить перед директором словечко, похвалить и поблагодарить.