Школа
выживания
Ольга Козлова
Читаем вместе
«Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения» в вопросах и
ответах
Много говорили и писали о медиатеках
и информационно-библиотечных центрах, а в новом
положении опять говорится о библиотеке. Почему?
В официальных документах типа
Федеральной целевой программы «Развитие единой
образовательной информационной среды (2001–2005
годы)» медиатека трактуется как
«инструментальный программно-технический
комплекс», который «должен иметь прикладное
программно-методическое обеспечение». Конечно,
работа библиотеки намного шире и многообразнее.
Не случайно в библиотечном понимании медиатека
– это специализированное подразделение в рамках
традиционной библиотеки, где формируются фонды
соответствующих носителей информации:
оптические компакт-диски, компьютерные дискеты,
видеокассеты, аудиокассеты, музыкальные диски,
диапозитивы.
Медиатека – структура, интегрирующая
возможности новых носителей информации в работу
библиотеки, обеспечивающая комплексный характер
информационного обслуживания учащихся и
педагогов.
Правомерность существования и
развития в школе именно библиотеки, а не
медиатеки подтверждена многочисленными
опросами библиотекарей-практиков и методистов
по библиотечным фондам. Именно на это обратил
внимание слушателей Евгений Иванович Кузьмин
(начальник отдела библиотек Министерства
культуры и коммуникаций) в выступлении на
конференции РБА «Библиотеки – сердце
информационного общества».
Чем руководствовались разработчики
документа? Что лежит в его основе?
Библиотека является структурным
подразделением школы. Разработчики
руководствовались Постановлением Правительства
РФ «Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении от 19.03.01 № 196
(Вестник образования. № 10–2001) Структура,
терминология, сквозная нумерация и
последовательность расположения разделов в
документе продиктованы Типовым положением.
Неужели разработчики документа
полагают, что весь прописанный объем работ может
выполнить один школьный библиотекарь?
«Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения» – идеальный
образ в идеальных обстоятельствах. Оно
предоставляет возможность продвинутым
библиотекам (гимназий, лицеев,
учебно-воспитательных комплексов) максимально
реализовать свой потенциал. А маленьким
библиотекам – выбрать тот объем нагрузки,
который им по силам. Из большого сделать малое
легче, чем из малого создать большое. Вместе с
тем, Положение предполагает не только объем
работ, но и некую договоренность с
администрацией школы об организации
функционирования библиотеки. На наш взгляд,
отдельные пункты Положения должны облегчить
жизнь рядового библиотекаря (использование
денег от сданной макулатуры, преподавательская
деятельность, наличие методического дня и др.)
В «Примерном положении» написано: «В
целях обеспечения дифференцированной работы
библиотеки могут вводиться должности:
заведующий отделом (сектором), главный
библиотекарь, главный библиограф, библиограф,
медиаспециалист». Кто и как может ввести в штат
эти единицы?
Этот пункт введен для возможности
расширения штата библиотеки при наличии
соответствующих условий. Решение принимает
директор по согласованию с учредителем. Правда,
зачастую оплату лишних единиц из внебюджетных
источников должна обеспечить школа. Все, что
сверх нормативной усредненной планки документов
(хотя и старых, но действующих) является роскошью,
которую государство оплачивать не в состоянии.
Но Положение предоставляет возможность развития
библиотеки. И примеры введения таких должностей
уже есть.
Что значит «обеспечить научную
организацию фондов и каталогов»?
Это означает, что в основе
систематизации, классификации и организации
документов фонда и каталогов должна лежать
общепринятая последняя редакция
библиотечно-библиографической классификации, а
также авторские таблицы Л.Б.Хавкиной.
Принцип научности при формировании
фонда школьной библиотеки выражается:
в подборе в фонд источников,
содержащих достоверную информацию научной,
производственной, практической и художественной
ценности соответствующих контингенту читателей
данной школы;
в изучении тенденции развития
библиотечного фонда и изменений читательских
запросов учащихся и педагогов, работе по
оптимизации формирования фонда школьной
библиотеки;
во внедрении рациональных приемов и
методов труда, применении современной техники.
|