Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (19) · Вкладка в «БШ» № 19 (127) · 1–15 октября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Школа выживания

Ольга Козлова

Читаем вместе

«Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» в вопросах и ответах

Много говорили и писали о медиатеках и информационно-библиотечных центрах, а в новом положении опять говорится о библиотеке. Почему?

В официальных документах типа Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» медиатека трактуется как «инструментальный программно-технический комплекс», который «должен иметь прикладное программно-методическое обеспечение». Конечно, работа библиотеки намного шире и многообразнее. Не случайно в библиотечном понимании медиатека – это специализированное подразделение в рамках традиционной библиотеки, где формируются фонды соответствующих носителей информации: оптические компакт-диски, компьютерные дискеты, видеокассеты, аудиокассеты, музыкальные диски, диапозитивы.

Медиатека – структура, интегрирующая возможности новых носителей информации в работу библиотеки, обеспечивающая комплексный характер информационного обслуживания учащихся и педагогов.

Правомерность существования и развития в школе именно библиотеки, а не медиатеки подтверждена многочисленными опросами библиотекарей-практиков и методистов по библиотечным фондам. Именно на это обратил внимание слушателей Евгений Иванович Кузьмин (начальник отдела библиотек Министерства культуры и коммуникаций) в выступлении на конференции РБА «Библиотеки – сердце информационного общества».

Чем руководствовались разработчики документа? Что лежит в его основе?

Библиотека является структурным подразделением школы. Разработчики руководствовались Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19.03.01 № 196 (Вестник образования. № 10–2001) Структура, терминология, сквозная нумерация и последовательность расположения разделов в документе продиктованы Типовым положением.

Неужели разработчики документа полагают, что весь прописанный объем работ может выполнить один школьный библиотекарь?

«Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» – идеальный образ в идеальных обстоятельствах. Оно предоставляет возможность продвинутым библиотекам (гимназий, лицеев, учебно-воспитательных комплексов) максимально реализовать свой потенциал. А маленьким библиотекам – выбрать тот объем нагрузки, который им по силам. Из большого сделать малое легче, чем из малого создать большое. Вместе с тем, Положение предполагает не только объем работ, но и некую договоренность с администрацией школы об организации функционирования библиотеки. На наш взгляд, отдельные пункты Положения должны облегчить жизнь рядового библиотекаря (использование денег от сданной макулатуры, преподавательская деятельность, наличие методического дня и др.)

В «Примерном положении» написано: «В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист». Кто и как может ввести в штат эти единицы?

Этот пункт введен для возможности расширения штата библиотеки при наличии соответствующих условий. Решение принимает директор по согласованию с учредителем. Правда, зачастую оплату лишних единиц из внебюджетных источников должна обеспечить школа. Все, что сверх нормативной усредненной планки документов (хотя и старых, но действующих) является роскошью, которую государство оплачивать не в состоянии. Но Положение предоставляет возможность развития библиотеки. И примеры введения таких должностей уже есть.

Что значит «обеспечить научную организацию фондов и каталогов»?

Это означает, что в основе систематизации, классификации и организации документов фонда и каталогов должна лежать общепринятая последняя редакция библиотечно-библиографической классификации, а также авторские таблицы Л.Б.Хавкиной.

Принцип научности при формировании фонда школьной библиотеки выражается:

  • в подборе в фонд источников, содержащих достоверную информацию научной, производственной, практической и художественной ценности соответствующих контингенту читателей данной школы;

  • в изучении тенденции развития библиотечного фонда и изменений читательских запросов учащихся и педагогов, работе по оптимизации формирования фонда школьной библиотеки;

  • во внедрении рациональных приемов и методов труда, применении современной техники.