Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2004


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

«Моей матери, которая говорила мне что делать, и моему отцу, который показывал как». Это посвящение прочла я в одной книге. И как ни странно, сразу вспомнила школьную жизнь. Что делать – это мы, школьные взрослые, знаем. И каждый день это говорим (а порой – провозглашаем). И все правильно – учить, так учить. Но не успеваем мы в ритме четвертей и полугодий оглянуться. Оглянуться на себя. И хотя бы попытаться посмотреть на себя со стороны, а еще лучше – глазами ребят.

Что выучить, что сделать, что повторить, каждый день, на каждом уроке и даже на каждой перемене. Но на ней (этой самой перемене) мы не успеваем ничего в себе переменить. И почему тогда эту паузу между уроками называют переменой?

Что делать, мы говорим. И даже как – говорим. Вот только всегда ли показываем как (особенно на перемене, когда у каждого пусть всего 10 минут, но своя жизнь). Закройте на минутку глаза и представьте свой класс или несколько первоклашек, которые что-то громко обсуждают и никак после звонка не могут успокоиться. Что мы делаем? Призываем к тишине! Но как? Конечно, громко! «В библиотеке разговаривают тихо!» Но мы иногда произносим эту библиотечную формулу голосом главнокомандующего. «Смирно! Равнение на…» А на кого, спрашивается, равняться? Можно на осень: она принесла (или унесла?) листья необыкновенной красоты и грязь на ботинках. А потому и без сменной обуви дежурная учительница в школу не пускает. Все правильно: чистота – залог здоровья, да и вредно в ботинках-кроссовках полдня на уроках находиться. Все правильно. Ну а что сама эта дежурная учительница в сапогах стоит, так холодно ведь в школе: отопительный сезон еще не наступил. А ведь 5–6 уроков – не шутка. Но на весь вестибюль 1-го этажа раздается: «Без сменной обуви в школу не…» Ох уж сколько этих «не», произнесенных громким, хорошо поставленным командным голосом слышит отдельно взятый ребенок.

Учителя в школе, конечно, тоже все отдельно взятые. И вот про кого-то отдельно взятого, моя знакомая, бабушка второклассника после посещения школы сказала: «Верх бестактности – учительский крик». Потом, правда, и Шекспира вспомнила: «Тихий голос – прекрасная вещь в женщинах».

На уроках учим, на переменах учим, то бишь всегда говорим, что делать. Но почему же забываем (не успеваем – это ведь только оправдание) показывать как.

И поговорить в школе тоже некогда, так просто ни о чем, о пустяках. А вот в Великобритании, кажется, продаются палочки для игры в пустяки. Их потом можно бросать с моста в речку…

Вот бы выбросить все школьные что, которые не показывают как, в осеннюю речку.

Людмила Сухова,
зам. главного редактора

Публикация статьи произведена при поддержке компании производителя отопительного оборудования «Русские котлы». В ассортименте представлены электродные котлы «Уют», «Луч» и Beril, а также ионные «Энергия» – однофазные и трехфазные модели, предназначенные для обогрева, как помещений небольшой площади, так и больших – до 950 куб.м. Отопительные котлы купить можно в интернет-магазине компании с доставкой как по Москве и области, так и в регионы России транспортной компанией. Специалисты компании всегда готовы проконсультировать по вопросу приобретения электрокотла и помочь вам выбрать оптимальный вариант.