Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 08 (20) · Вкладка в «БШ» № 20 (129) · 1–15 ноября 2004 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Мнение

Ольга Козлова

У разбитого корыта

Именно таким представляется сегодня положение школьных библиотекарей в образовательной среде.

А всё так хорошо начиналось. Благодаря содействию Российской Библиотечной Ассоциации в Минобразовании был создан отдел по делам учебного книгоиздания, библиотек и медиатек. Вынесли наши проблемы и на Коллегию министерства. Все блестяще сложилось с конкурсом «Библиобраз». Как говорится, «и я там был, мед, пиво пил…» …Хорошие слова школьным библиотекарям говорил Президент России, высоко оценивал их необходимый труд, ласково улыбались первые леди России и США Людмила Путина и Лора Буш. Министром было обещано много желанного для библиотекарей. Но уже заседание Коллегии Министерства по проблемам школьных библиотек показало, что обещать ещё не значит жениться. По сути, централизованно, «сверху», улучшить жизнь школьных библиотекарей не удалось. Всё, совершенно всё, спущено в регионы, мол, разбирайтесь на местах как хотите и как сможете, мозгуйте, кого казнить, то есть сокращать, кого миловать, то есть оставлять на двух копейках жалования.

Конечно, административная реформа нужна, важна, актуальна и перспективна. Но школьные библиотекари опять оказываются в роли ушибленных теми щепками, которые летят при рубке леса. В результате слияния двух министерств науки и образования, усушки и утряски чиновничьего люда, неясна судьба учебного книгоиздания, и совсем уж беспризорными оказались библиотеки отрасли.

Нет ни отдела, ни специалиста, ни методического центра, ни общественного органа при Министерстве по проблемам библиотек. Недавний блеск сменился нищетой. На наш вопрос Министру образования и науки в августовском Интернет-педсовете относительно школьных библиотек не было получено никакого ответа. Мы понимаем, что ответы даются только на вопросы, по которым имеется представление о спрашиваемом предмете. Вопросов в нашем школьно-библиотечном хозяйстве больше чем ответов. И сегодня положение таково, что отвечать на них просто некому.

Упрощенный подход к библиотечному делу в стране, видимо, продиктован стремлением замкнуть его без каких-либо дифференциаций библиотек на Министерстве культуры и массовых коммуникаций. Там от управления по делам библиотек остался малочисленный отдел. Руководит им неизвестный нам человек.
А Е.И.Кузьмин возглавляет отдел архивов.

А так ли уж нам необходимы и специалисты Министерства (по определению обывателя – дармоеды) и методические центры (по его же мнению, далекие от народа)? Может и правда, Бог с ними. Не особенно-то рядовой библиотекарь ощущал их присутствие в своей работе.

Нужны – и даже очень. Рассказываю. Управление любым участком деятельности может быть успешным в уравновешенной пропорции приказов, норм и установок центральной федеральной власти и уточнений, распоряжений, рекомендаций конкретно на определенной территории. Наличие того и другого в портфеле управленца предоставит возможность работать уверенно и по правилам. А самое главное – необходима настоящая методическая поддержка.

Со школьными библиотеками получается, что из центра никаких приказов, установок и разработок не будет, а на местах не так много специалистов, готовых что-либо решать по проблемам библиотек самостоятельно на свой страх и риск... А если учесть, что методисты-специалисты по учебным фондам в органах управления образованием то же самое, что школьный библиотекарь в школе… Получается совершенная стагнация.

Кроме того, наличие специалистов (в самом ли Министерстве, в агентстве ли) позволило бы библиотекарям худо-бедно звучать в отраслевом образовательном оркестре. Общественные организации – это, безусловно, хорошо и они свое слово будут говорить и дальше. Но их слово носит рекомендательно-просительный характер.

По слухам из осведомленных источников, на сегодняшний день не удалось впрячь в одну телегу трепетную лань науки и рабочую лошадь образования. К Новому году видимо придется распрягать.

В связи с этим нам всем – секции РБА, печати, общественным объединениям и рядовым библиотекарям – необходимо не дать чиновникам забыть школьных библиотекарей.

Родной ты отец –
да только не своим деткам.

Русская народная пословица