Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Лекция 6. Массовое библиотечное обслуживание

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

18

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

19

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

21

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Массовое библиотечное обслуживание

23

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

24

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

Термины «массовый читатель», «читательская масса», «массовая работа библиотеки», «массовое библиотечное обслуживание» и другие возникли сравнительно недавно.

Их возникновение тесно связано с действительно массовым притоком в 20–30-е гг. в библиотеки послереволюционной России новых, недавно приобщившихся не только к чтению, но и к грамоте, читателей. Сама библиотека, которая прежде называлась общественной, народной, публичной, стала называться «массовой».

Эти новые читатели (прежде всего рабочие, крестьяне, солдаты) привлекали особое внимание новой власти, были ей особенно интересны. Государство требовало от библиотек разработки форм и методов привлечения этих читателей к книге, прежде всего, конечно, «социально полезной», «актуальной», «отвечающей задачам момента».

В решениях Третьего Всероссийского Библиотечного съезда (1924) подчеркивалась особая значимость развертывания форм массовой работы с читателем. Позже, уже в 30-е годы, библиотеки, активно используя формы своего общественного влияния, сыграли большую роль в ликвидации неграмотности и привлечении к чтению, как тогда говорилось, «читательских масс».

В новой социально-политической ситуации, библиотека и книга понимались, прежде всего, как средство агитации, пропаганды новых государственных ценностей, продвижения их в народ, в «массы».

Библиотека, так же как и другие социальные институты в тот период, обслуживала создававшуюся идеологию, и ее «массовая работа» оценивалась, прежде всего, по критериям «актуальности», «злободневности», «политической заостренности», «практической пользы» и «массовости». Деятельность библиотеки в целом, должна была подчиняться целям создания социалистического общества и воспитывать классовое сознание. Прежняя культура почти полностью отвергалась, ставилась задача «перековки» старой интеллигенции и создания новой. Главное внимание должно было уделяться ранее дискриминированным в культурном отношении слоям населения. Именно «читательская масса» была особой заботой руководителей от культуры. Массовый, рабоче-крестьянский читатель воспринимался как объект «воспитания», «формирования», «влияния» и т.п. С другой стороны, именно массовый читатель-рабочий, читатель-колхозник и т.д. воспринимался как основной ресурс общественного переустройства. Тем более важной признавалась роль библиотек – социального института, имеющего столь сильное «оружие влияния» на «массу».

Идеологической целью библиотечного обслуживания читателей было «приобщение рабоче-крестьянской читательской массы к революционному мировоззрению и революционному действию». Ставилась задача «выработки коммунистического человека из человеческого материала капиталистической эпохи» (Н.И.Бухарин).

В связи с этим особые требования предъявлялись и самой книге, к которой должен был обращаться массовый читатель. Это должна была быть «новая книга», которая бы обеспечила «социально-полезное чтение». Массовый читатель «пристально» ограждался от «вредных влияний», к числу которых причисляли не только антиреволюционную литературу, но и так называемую «безыдейную» литературу, относящуюся к «чистому» искусству, свободную от классово-политических установок. Книги такого рода активно убирали не только из общественных библиотек, но и вообще из оборота: из магазинов, частных коллекций и т.д. Их хранение, утаивание было небезопасно.

Активно происходило перераспределение книжных фондов в пользу нового массового читателя: из частного пользования – в общественное. (Именно тогда складывалась сеть общественных – массовых – библиотек.)

Надо отметить, что книгоиздание в тот период развивалось весьма бурно: в период с 1923 по 1927 гг. Госиздатом было выпущено 1150 изданий. Примерно, половину из них составляла общественно-политическая литература, которая в качестве социально-полезного чтения была призвана формировать марксистское мировоззрение: политическая, экономическая, антирелигиозная, также справочники, практические пособия и т.п. Ориентация на широкие массы читателей подтверждалась тиражами – весьма значительными, особенно, если учесть общее весьма непростое экономическое положение в стране. Художественная литература воспринималась утилитарно, то есть, прежде всего как инструмент, более или менее пригодный для выполнения задач социалистического строительства. Издания произведений «пролетарских писателей» активно вытесняли «старорежимную», «оторванную от современности», «обывательскую» литературу из библиотек, а их авторов – из страны и, часто, из жизни.

А эту – новую – литературу надо было довести до массового читателя.

Основным принципом работы библиотеки при организации массовой работы становилась партийность. Вовлеченный в политическую работу, библиотекарь становился пропагандистом, а сама библиотека – идеологическим учреждением.

Библиотека проводила агитационные кампании по различным проблемам, инициированным партией, – будь то борьба с кулачеством, ликвидация неграмотности или организация движения юных безбожников. Необходимо было разрабатывать различные приемы «влияния на читательскую массу», разъяснения ей в «верном свете» содержания текста; корректировки его интересов и запросов в соответствии с «политическим моментом».

Особое внимание уделялось молодому читателю и детям. Была поставлена задача воспитания поколения, способного к развитию и укреплению нового социального порядка. Социализация детей во многом определялась их участием в политизированных организациях, таких, например, как пионерская, члены которой должны были поддерживать определенный стиль поведения, и в том числе, придерживаться определенного круга чтения. Таким образом, к 50-м годам был создан массовый, усредненный читатель с утилитарным, по преимуществу, отношением к книге.

Конечно, не надо думать, что вся жизнь была подавлена государством. В атмосфере государственно-партийного контроля развивались и гуманистические тенденции.

Ослабление идеологического пресса, так называемая «оттепель» (конец 50 – середина 60-х гг.) сразу же сказалась на чтении: были изданы книги, прежде всего, иностранные, которые недавно считались «запрещенными» или полузапрещенными, и возвращены некоторые запретные ранее имена (Ахматова, Цветаева, Мандельштам). Активизировалась читательская деятельность, возникали читательские клубы, объединения, где обсуждались книги, творчество авторов и т.д. Часто площадками таких дискуссий были библиотеки: сюда буквально хлынула живая струя.

Возник небывалый интерес к поэзии, что, думается, было реакцией на годами внушавшееся представление об утилитарном значении художественной литературы. Вообще, в этот период были подорваны основы примитивного, «черно-белого» мировоззрения, возникло понимание многоцветности мира, его сложности, неоднозначности, часто неопределенности и т.д. Возродилось долгие годы подавляемое представление о сложности человеческой личности, о ее самоценности, вне зависимости от идеологии. Вернулось, казалось бы утраченное, представление о чтении, как о сложном, интимном процессе, обусловленным глубинными переживаниями; многим стала близка мысль Гамлета (напомним, что в это время с огромным успехом прошел фильм Г.Козинцева «Гамлет» с И.Смоктуновским в главной роли) о том, что никто не может претендовать на знание «струн души» другого человека, «играть» на них.

Все эти процессы нашли мгновенное отражение в книгоиздании: например, в этот период широко издавались «прогрессивные» зарубежные авторы: Э.Хемингуей, Д.Стейнбек, А. де Сент-Экзюпери и др. Конечно, отбор их произведений для публикации был весьма пристрастен. Так, например, роман Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол», где коммунисты, борющиеся с испанским фашизмом, были показаны далеко не благостно, не вошел в первое знаменитое 4-х томное собрание 1968 г. и был издан много позже.

В этот период идеологическая концепция «руководства чтением», задача «формирования нового читателя» воспринималась уже как откровенно прямолинейная, она скорее декларировалась в официальных публикациях, чем реально выполнялась. Библиотекари на местах, как правило, относились к ней формально, внутренне не веря в эффективность и необходимость своих усилий.

Такая ситуация длилась, однако, недолго. В конце
60-х гг. вновь «похолодало». Государство как будто спохватилось и с помощью направленного книгоиздания, книгоиздательской политики постаралось вернуться к идее формирования «нового человека» и массового читателя.

Как показывают материалы исследований, огромную долю в книгоиздании тех лет занимали произведения классиков марксизма-ленинизма, руководителей партии и правительства и т.п., она издавалась огромными тиражами, продавалась по низкой цене. В области художественной литературы господствовало издание так называемой «секретарской» литературы, т.е. произведения чиновников от литературы. Слабые, неталантливые, но зато «идейно выдержанные», «актуальные» издания заполонили полки библиотек.

Таким образом, «затоваренные» невостребованной литературой, но не имеющие в своих фондах действительно интересующую читателя (ее стали приобретать на «черном рынке», путем обмена и т.п.), библиотека постепенно теряла свою привлекательность для массового читателя.

Все реже библиотеки проводили «массовые мероприятия»: читательские конференции, например. Они уже не вызывали интереса, так как были «заорганизованными», формальными.

Вместе с тем, наметилась другая тенденция – усиление внимания к определенным читательским группам. «Групповое читательское обслуживание» осуществлялось наряду с «массовым», практически, весь период существования последнего.

Однако менялся взгляд на читательскую группу. Если в 20–30-е годы основным объектом обслуживания были группы «рабочие» и «крестьяне», то в 50–60-е гг. в массовых библиотеках для приоритетного обслуживания выделяли группы рабочей молодежи (то есть молодежь, работающую и одновременно учащуюся в вечерней школе); в 70–80-е гг. – такие читательские группы, как «студенты», «юношество», «участники Великой Отечественной войны» и т.д. Изменился и сам подход в выделению читательских групп – в его основе была уже не классовая принадлежность, а демографические данные: например, возраст, определяющий читательские интересы, характер жизнедеятельности, профессия и т.д.

Активизация массовой работы библиотек в 70–80-е гг. связана также с тем, что в этот период проходила централизация сети массовых библиотек страны. В этот период они начали активно сотрудничать с другими социальными институтами – школой, семьей и др. Повсеместно при библиотеках возникали «клубы по интересам», всевозможные кружки, лектории и т.п. В этот период в своей массовой работе библиотека стала активно использовать не свойственные ей раньше так называемые «клубные формы» – «литературные гостиные», викторины, конкурсы и т.д. В профессиональной печати была даже развернута дискуссия на эту тему, где ревнители «чистоты жанра» протестовали против этой ситуации, считая, что библиотека тем самым теряет свою специфику. В конце концов была выработана позиция, которая признавала «законность» проведения «клубных форм» в библиотеке, если только в основе их будет лежать какое-либо литературное произведение, издание и т.д.

Таким образом, под влиянием жизни и перемен, происходящих в стране, задача библиотеки смещалась из идеологической сферы в сферу социализации, т.е. библиотека начала оказывать реальную помощь своим читателям, а не «воспитывать» и «формировать» их.

В период перестройки, одним из лозунгов которой было требование гласности, библиотечное обслуживание читателей пережило еще один период расцвета.

В годы перестройки на читателя обрушился вал литературы, которую специалисты называют «тамиздат», «самиздат», а так же «возвращенной литературой». Многие произведения публиковались первоначально в периодике, в так называемых «толстых журналах». Оформить на них подписку в то время было непросто и дорого, поэтому библиотечные экземпляры этих журналов были нарасхват, за ними выстраивались очереди.

В библиотеки снова возвратились такие массовые формы работы, как конференции, обсуждения книг и т.п. Однако существенно изменилась атмосфера: обсуждались книги, действительно волнующие читателя, и, что особенно важно, изменилось отношение к самому читателю. Возникло осознание того, что читатель – центр всей книжно-библиотечной деятельности, ее субъект. Именно в это время наиболее «продвинутая» библиотечная общественность поставила вопрос об изменении названия общественной библиотеки. «Массовая» стала «публичной», как это принято было во всем мире и в России до революции (см. материалы семинара, проведенного Московской Библиотечной Ассоциацией в 1992 г. «От массовой к публичной»). Именно в этот период возник вопрос о правах читателя на информацию, о свободе информации и т.д.
В недрах Российской Библиотечной Ассоциации начал разрабатываться первый документ такого рода – «Кодекс этики российского библиотекаря», где впервые декларировалось право пользователя на свободный доступ к информации, на суверенность его развития.

Новое отношение к читателю отрицало прямолинейное «руководство чтением» и предполагало право всех групп читателей библиотек на реализацию собственных культурных запросов (за исключением тех, конечно, которые осуждаются обществом и моралью). Читатель признан главной фигурой книжно-библиотечного дела, активно укореняется понимание гуманистической миссии библиотеки, ориентированной на читателя, удовлетворения читательских потребностей, создания наилучших условий для самореализации через книжную культуру.

Отказавшись от идеологической функции, библиотека осознала себя прежде всего как информационный институт. Огромное внимание стало уделяться развитию электронных технологий, созданию электронных баз данных и так далее, доступных для всех. Термин «массовая работа», «массовое обслуживание» постепенно уходит из современного профессионального языка. Сегодня все чаще говорят о всеобщей доступности библиотеки и информации. Свою задачу библиотека сегодня видит в том, чтобы стать нужной, удобной, привлекательной для большего числа читателей. Одно время казалось, что самое главное – оснастить библиотеки компьютерами, однако, сегодня уже ясно, что развитие информационных технологий должно рассматриваться не как цель, но как средство помогающее освоению интеллектуального и духовного потенциала мирового сообщества, совокупного жизненного опыта поколений. Таким образом, библиотека, развивая информационную функцию на новом уровне, сохранила за собой мемориальную, просветительскую функцию, особенно ярко проявляющуюся в работе с детьми и молодежью.

Интересно, что в этот период изменилось отношение к качеству чтения традиционных читательских групп, например, детей, а также возникла жизненная потребность выделения таких групп, как «инвалиды», «мигранты», «дети с особыми потребностями» и других, чего раньше не было.

Особенно изменилось представление о детском читателе. Во взаимоотношениях детского и взрослого миров произошла переоценка. На первый план вышла почти забытая концепция гуманного, свободного, ненасильственного воспитания. Взрослые осознали, что сегодняшние дети не могут в полной мере воспользоваться их опытом и, кроме того, настолько лучше ориентируются в некоторых проблемах резко изменившегося мира (особенно в мире электронных коммуникаций и т.п.), что вместо того, чтобы навязывать свои ценности, необходимо, прежде всего, оказывать им помощь – психологическую и информационную – в адаптации к реальной жизни.

В соответствии с этими представлениями рождается новая концепция библиотечного обслуживания детей в России, в основу которой положено представление о детях как о самой большой ценности. С этих позиций задача библиотечного обслуживания – индивидуального и массового – в создании культурной среды, развивающей личность через книгу и чтение.

Выделение других читательских групп – «инвалиды», «мигранты», «предприниматели», «дети с особыми потребностями» и др. – обусловлены жизнью. Новые условия – социальные, трудовые, экономические – потребовали от людей высокой степени адаптации. Войны, вооруженные конфликты привели к миграции, смешению различных культур, к повышению уровня агрессивности в обществе.

Одним из важнейших инструментов, снимающих все эти негативные явления, является информация. Информированный человек лучше понимает мир, в котором живет, и свое место в нем.

Сегодня, когда социальная роль библиотеки усиливается и усложняется, когда она становится сердцем информационного общества основными направлениями «массовой работы» (если использовать этот термин) библиотеки можно назвать следующие:

  • работа с людьми. Цель – привлечение к чтению нечитающих и так назывемых «слабых читателей». Задача – сформировать представление о чтении как о престижном занятии; как об удовольствии; как о «двери, ведущей в современный мир знаний»; как о необходимой каждому ступеньке к жизненному благополучию;

  • работа с пользователями библиотеки (реальными и виртуальными). Цель – обеспечение максимально полного и комфортного доступа пользователей к информации. Задачи: а) обеспечение технической и технологической сторон решения данной проблемы; б) формирование информационной культуры пользователей библиотеки, включающую в себя как техническую, так и гуманитарную составляющие;

  • работа с группами пользователей (реальными и виртуальными). Цель – сформировать потребность и умение использовать чтение, информацию, полученную с помощью библиотеки как средство решения какой-либо социальной, интеллектуальной и других проблем (т.е. для социализации личности). Задача – формирование отношения к чтению, библиотеке, информации, как к реальной ценности в развитии современного человека.

Привлечение к чтению «нечитаталей» (этот термин сложился сравнительно недавно, но уже активно используется в профессиональной литературе) и «слабых читателей» – задача, остро стоящая перед библиотеками во всех странах мира. Засилье «экранной культуры» привело к тому, что интерес к чтению либо ослаб, либо деформировался. Между тем, читательская активность населения –один из важнейших показателей жизнеспособности национальной культуры и нации в целом. В силу этого, многие страны разрабатывают национальные программы в поддержку чтения. В реализации их основную роль играют, конечно, библиотеки. Среди национальных программ в поддержку чтения можно выделить следующие:

а) в поддержку чтения детей (проблемы – формирование первичной грамотности, культуры чтения, привлечение в библиотеку и т.д.);

б) в поддержку чтения взрослых (проблемы – функциональная неграмотность, непрерывное образование, информационная грамотность, помощь читателям с ограниченными возможностями и т.д.);

Используя все свои резервы, возможности влияния на широкие слои населения, библиотеки активно ведут эту работу государственной важности, добиваясь значительных успехов.

Работа же библиотеки с населением, или как чаще говорят, – «с местным сообществом» – нацелена, прежде всего, на то, чтобы показать свои реальные и потенциальные возможности, свою необходимость, стать «видимой» для пользователей, в том числе – и для тех, кто определяет социальную и культурную политику региона.

Во всем мире и в нашей стране накопился значительный практический материал, показывающий как много может сделать библиотека, включившись в решение таких масштабных задач, как, например, формирование правовой культуры, формирование толерантности, культурного разнообразия и т.д. Специфика влияния библиотеки, использование современных технологий и традиционных форм «массовой работы» делает влияние библиотеки весьма существенным. Это, в свою очередь, повышает авторитет самой библиотеки, заставляет внимательнее относиться к ее нуждам и проблемам «власть предержащих». Работа с местным сообществом весьма плодотворна и для самой библиотеки: она начинает глубже вникать в общие проблемы сообщества, видеть реальные проблемы и свое место в их решении. Вся работа библиотеки приобретает конкретный характер, она начинает ориентироваться на реальные нужды пользователей.

Работа библиотеки со своими пользователями предполагает, прежде всего, создание для них комфортных условий. Сегодня понятие комфорта заметно расширилось: современная библиотека стремится к тому, чтобы время ее работы было удобно пользователю, чтобы ее фонды были доступны не только реальному, но и удаленному читателю, чтобы пользователь мог перекусить в стенах библиотеки. И так далее. Следует сказать, что зарубежные библиотеки добились в этой области больших успехов: сегодня в американских, немецких, датских библиотеках читатель (особенно читатель-ребенок) чувствует себя более комфортно, чем в российских: у него единый читательский билет во все библиотеки города, он может придти в библиотеку с грудным ребенком в коляске и это не вызовет удивления; ребенок, например, может сидеть на полу, и это никак не будет осуждено. Свобода и внимание к пользователю – вот девиз публичной библиотеки, вот что делает ее привлекательной для широкого – массового – пользователя.

Только в таких условиях и можно формировать информационную грамотность личности. Этой задаче уделяется сейчас огромное внимание.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» ставит задачу не только формирования технических навыков работы в условиях развивающейся электронной среды, но и формирования новой, если так можно сказать, идеологии работы с информацией, развития гуманитарной составляющей проблемы информационного обеспечения. Исходя из этого, перед российской библиотекой стоит задача не только обучения своих пользователей технологии создания, получения и использования информации, но и сохранения и развития таких понятий, как «культура чтения», «читательская культура», «книжная культура», имеющих глубокие корни в национальной почве.

Работа с конкретными читательскими группами находится в центре внимания современной библиотеки. Выделение приоритетных групп определяется, как правило, жизненной ситуацией. Особенно этот подход характерен для зарубежной – американской, скандинавской и других библиотек, которые особенно живо откликаются на нужды общества.

Как правило, там разрабатываются специальные программы, дающие информационную помощь, например, эмигрантам войти в новую жизнь («как снять квартиру?», «как заполнить декларацию?» и т.п.).

Однако и в российских библиотеках уже можно увидеть цикл мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей переселенцев (мигрантов), предпринимателей, людей с особыми потребностями и т.д. Традиционно много внимания уделяется детям, особенно «проблемным». Российскими библиотекарями хорошо усвоена мысль о том, что «даже самый неудачный ребенок, который натолкнулся на ценности библиотеки, сидит вместе с великим гением Земли и поворачивает ключ к целому миру».1

Сравнительно недавно российские библиотеки стали выделять и одаренных детей, и это чрезвычайно важно, так как зачастую случается, что в силу известных причин, только библиотека и может поддержать такого ребенка.

Таким образом, сегодня «массовая работа» библиотеки приобретает новый характер. Ее масштаб, цели и задачи определяются процессами информатизации и тем положением «сердца информации», которое имеет библиотека в современном мире.

Список литературы

1. Аскарова В. Я. Динамика концепции Российского читателя (конец Х – начало ХХI вв.). – Спб, 2003. – 426 с.

2. Банк Б. В. Изучение читателей в России (ХIХ век). – М.: Книга, 1969. – 262 с.

3. Баренбаум И. Е. Советская интеллигенция – читатель 30-х годов // Советский читатель (1920–1980 гг.). – Спб., 1992. – С. 94–117.

4. Бутенко И. А. Тенденции массового чтения // Читающая Россия : Мифы и реальность. – М., 1996. – С. 50–53.

5. Ванеев А. Н. Воздействие на читателя в условиях библиотеки // Советское библиотековедение, 1986. –№ 5. – C. 26–32.

6. Глазков М. Н. Чистка фондов массовых библиотек в годы советской власти. – М. : Пашков дом, 2001. – 101 с.

7. Добренко Е. Формовка советского читателя. – Спб., 1997. – 320 с.

8. Дубин Б. В. Культурная динамика и массовая культура сегодня // Слово-письмо-литература. – М., 2001. – С. 155–162.

9. Кабачек О. Л. Идеология и развитие профессионального библиотечного сознания //Библиотековедение. – 1997. – № 5–6.

10. Клещук С. Что читали в царской России // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 31–32.

11. Кондакова Т. И. О наименовании понятия «читатель» в русском литературном языке 18 века // Читатель и книга : Федоровские чтения, 1976. – М., 1978. – С. 109–115.

12. Куфаев М. Н. Книга в процессе общения. – М., 2004.

13. Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема. // Избр. ст. в 3-х т. – Таллинн, 1992. – Т. 3. – С. 380–388.

14. Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество : Поиски взаимопонимания : Библ. обслуживание как процесс социализации личности. – М. : Изд-во РАН, 1999 г. – 160 с.

15. Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту : Очерки истории чтения в России во второй половине XIX в. – М. : Изд-во МПИ, 1991. – 240 с.

16. Рейтблат А. И. Чтение в России, 1990 г. // Библиотековедение. – 2001. – № 6. – С. 54–60.

17. Стельмах В. Д. Трансформация мифа // Читающая Россия: мифы и реальность. – М., 1996. – С. 37–43.

18. Харламов В. И. Феномен библиотечной идеологии: С позиций историка // Сов. библиотековедение. – 1991. – № 2. – С. 41–46.

19. Чтение в дореволюционной России : Сб. научн. тр. – М.: РГБ, 1992 г. – 152 с.

20. Шапошников А. Е. История чтения и читателя в России IХ–ХХ вв. – М. : Либерея, 2001. – 80 с.

Вопросы для самопроверки

1. Как изменилось понимание цели «массовой работы с читателем» в связи с изменением социально-политических условий жизни страны?

2. Какие читательские группы представляются Вам приоритетными для библиотечного обслуживания в Вашей библиотеке? Обоснуйте свое мнение.

3. Дайте анализ деятельности своей библиотеки в местном сообществе по одному из направлений: привлечение нечитающих; формирование информационной культуры; формирование толерантности и др.

______________

1 Цит. По «Всемирный Саммит по информационному обществу». Спб., 2004. с. 100. (РБА).