Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2004


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Работа с читателями

Игорь Загашев

Новые педагогические технологии
в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма

Лекция 6. Групповые и парные формы работы
Стратегия «Зигзаг»

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

18

Лекция 2. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. Техники вопросов. Учебная стратегия «Условные значки»

19

Лекция 3. Kак научиться вести диалог с текстом? Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез». Стратегии оценки достижений учащихся. Портфолио. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

21

Лекция 5. Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»

23

Лекция 7. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки»

24

Лекция 8. Учебные стратегии развития письменной речи.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

Критическое мышление –
способность воспринимать
текст на нескольких уровнях.

Высказывание на семинаре

Работа по группам не является принципиально новой формой обучения. Еще в начале девятнадцатого века в практике образования появилась так называемая Белль-Ланкастерская система, являющаяся своеобразным прототипом современных групповых и парных форм работы. При внешней простоте действий – разделить всех участников на группы и дать задание – групповые формы используются нечасто именно потому, что они таят в себе множество «подводных камней», особенностей, без учета которых цель групповой работы достигнута не будет.

Групповые и парные формы работы в классе – одни из самых сложных в образовательном процессе. Это связано с тем, что не только маленьким детям, но и старшеклассникам (и даже взрослым) не всегда просто действовать совместно с другим человеком (когда они выполняют задание, например, им сложно прислушиваться к чьим-то словам; или ученики часто, отвечая, повторяют уже сказанное до них); не все школьники умеют самоорганизовываться (самостоятельно распределять роли в малой группе, планировать совместную работу, рассчитывать силы и время); к тому же некоторые ребята – незаметно для себя – могут отвлекаться от основной цели работы.

Данная лекция посвящена одной из учебных стратегий, направленных на развитие у детей навыков совместного размышления. Эта стратегия называется «Зигзаг».

Коллеги из других стран по-разному переводили термин jigsaw, название этой стратегии, данное ей ее автором Робертом Славиным в 1992 году. Кто-то перевел как «Мозаика», кто-то – «метод Р.Славина». В России нечто похожее называли коллективными способами обучения методом групп сменного состава. Наше восприятие так устроено, что мы склонны находить в новом старое (так легче – тогда не нужно искать различия), поэтому какие-то моменты будут выглядеть схожими, но все же «Зигзаг» имеет свою структуру и свои особенности. (Название «Зигзаг» нам кажется более точным переводом, так как подразумевает нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.)

Для каких же целей предназначена эта стратегия?

Возможные цели «Зигзага»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

  • анализировать текст совместно с другими людьми;

  • вести исследовательскую работу в группе;

  • доступно передавать информацию другому человеку;

  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Самым главным достоинством «Зигзага», с моей точки зрения, является овладение навыками совместного критического анализа. Во взрослой жизни человек часто сталкивается с необходимостью работы в коллективе, где приходится отвечать не только за свой участок работы, но и за то, чтобы сотрудники также усвоили определенную информацию, определенные сведения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; выражать свои чувства и мысли в понятной для других форме; генерировать (создавать) идеи в группе и много другое.

Именно для достижения всех этих целей и предназначена стратегия «Зигзаг».

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг»

В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача в результате работы на этом занятии: им нужно совместно создать некий текст, написанный в определенном стиле и обобщающий различные аспекты изучаемой темы. Условно назовем эти группы рабочими.

После того, как каждая группа определит основные ключевые идеи (опорными словами, планом и т.п.) будущего текста, то есть, то, что в их будущем тексте должно отразиться, учащиеся пересаживаются в новые группы, которые называются экспертными. Это делается обычно путем простого расcчета на первый-четвертый. Затем – первые номера рассаживаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую и т. д. Каждая экспертная группа работает с отдельным текстом, являющимся частью изучаемой темы. Например, если мы изучаем тему «Россия середины XIX века», то одна группа может изучать текст «Политическое положение России в XIX веке», вторая – «Развитие промышленности в России XIX века», третья – «Развитие сельского хозяйства в России XIX века» и т.д. Количество экспертных групп определяется количеством текстов (частей текста), но число таких групп должно быть в пределах от четырех до шести.

Итак, в каждой экспертной группе над текстом работают по одному-два представителя от каждой рабочей группы. После того, как эксперты поработают над текстом, они возвращаются в свои рабочие группы и – теперь уже вместе – создают общий текст. Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим сотрудникам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего связного текста по теме.

После составления текста учащиеся представляют его всему классу.

Это была общая схема реализации стратегии «Зигзаг». Теперь подробнее – о технологии процесса.

Описание процесса реализации учебной стратегии «Зигзаг»

Подбор текстов

Подготовку к занятию мы начинаем с подбора текстов для экспертных групп. Напомню, что каждая экспертная группа изучает свой собственный отрывок текста, который отражает какой-то отдельный аспект темы. Тексты для каждой экспертной группы должны быть самодостаточными, информативными, их содержание не должно пересекаться между собой, то есть, информация из текста для первой экспертной группы не должна содержаться в тексте для второй экспертной группы. Это могут быть пункты параграфа из учебника или отдельные статьи, в которых описываются различные аспекты одной темы.

Желательно, чтобы количество экземпляров каждого текста совпадало с количеством детей из каждой экспертной группы. Например, если на «Основах права» изучается тема «Смертная казнь», то одна экспертная группа изучает текст «Отношение к смертной казни в разных странах современного мира», другая – «История смертной казни», третья – «Смертная казнь в произведениях искусства», четвертая – «Философские и религиозные точки зрения на проблему смертной казни». Таким образом, если в каждой экспертной группе будет по 5–7 человек, то и количество текстов по каждой подтеме должно быть 5–7 экземпляров.

Подобранные тексты не должны быть перегруженными абстрактными терминами, а их объем – соответствовать возрастным особенностям учащихся и времени, отведенному на их изучение. Если, к примеру, на все занятие на основе «Зигзага» вы отвели 45 минут, то на работу в экспертных группах вы отведете около 10 минут. Следовательно, объем текста для младших школьников должен быть не более пол-страницы, а для старшеклассников – 2-3 страницы. Ведь ребятам нужно еще успеть вопросы сформулировать!

Подготовка к работе

До занятия необходимо продумать деление аудитории (класса, сборной группы) на подгруппы, основываясь на принципе равномерности: в подготовленности, в способности выражать свои мысли и т. д. Важно, чтобы в одной группе не оказались пассивные дети, а в другой – одни лидеры.

Этапы работы

Шаг 1. Группы и роли. Входя в класс, дети должны сразу же разбиться на рабочие группы, например, по цветным жетончикам. «Зеленые» садятся в первую группу; «синие» – во вторую; «желтые» – в третью, а «оранжевые» – в четвертую. Можно сделать и пять групп.

Перед тем, как вы объявите тему, проведите разминку, направленную на сплочение сложившихся групп. Предложите в течение одной минуты придумать название для своей группы и девиз. Для начальных классов можно ограничиться только названием. Это необходимо, чтобы дети четче воспринимали себя как единую группу.

Далее – распределяем роли. Педагог выдает на каждую рабочую группу карточки с описанием ролей, и ребята в течение 3–5 минут должны выбрать ведущего (организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; дежурного (стенографиста, секретаря) – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей (писателя, выдумщика) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата). Могут быть и другие роли, но как показывает опыт, все равно все сводится к этим четырем.

Роли нужно распределять для того, чтобы избежать ситуации, когда один работает, а остальные – присутствуют при работе.

Когда группы обозначены, роли распределены (это – 5–6 минут от начала занятия), можно приступать к самому занятию.

Шаг 2. Актуализация. Педагог объявляет тему занятия. А затем просит ребят в течение 3–5 минут поработать вместе в своих малых группах и (с помощью дежурного) обобщить все, что они знают по данной теме. Затем выступающий от каждой группы зачитывает результаты работы, а педагог фиксирует ответы на доске. Например, если тема «История бумаги», то педагог может попросить учеников в малых группах обменяться информацией по данной теме, которая у них уже есть благодаря СМИ, рассказам родителей, книгам.

Что касается начальной школы, то раньше второго класса я не наблюдал опыт использования стратегии «Зигзаг» – видимо, потому, что раньше дети еще недостаточно бегло читают. Так вот, во втором классе учащиеся изучали в этой стратегии тему «Типы часов». Когда учитель спросил у учеников, что они знают о часах, то дети, пообщавшись в парах, смогли назвать настенные, наручные и солнечные часы, что и было зафиксировано учителем на доске.

Итак, ребята актуализировали свои знания по данной теме и «вошли» в ситуацию групповой работы, ощутили свои ролевые позиции.

Таким образом, была реализована задача самостоятельной актуализации учащимися сведений по теме занятия и задача их активизации. Психологи доказали, что в группе человек активизируется быстрее, нежели в индивидуальной работе.

Шаг 3. Будущий текст. Педагог говорит ученикам о конечной цели занятия – создать небольшой текст, посвященный изучаемой теме и об общей схеме работы. «Сейчас вы должны будете определить жанр вашего текста и то, что обязательно должно в него войти». То есть, учащимся предлагается несколько жанров, из которых они должны выбрать один. Именно в этом жанре они должны будут создать в конце единый на группу связный текст по теме.

Жанры могут быть, например, такими:

  • Письмо другу.

  • Эссе.

  • Рассказ родителям.

  • Заметка в детский журнал.

  • Тезисы к ученической конференции и др.

Главное, чтобы общий текст не был очень большим, иначе работа над ним отнимет много времени на уроке.

Затем необходимо определить ключевые идеи будущего текста, нечто вроде предварительного плана.

Например, перед изучением темы «Биография Н.А. Некрасова», одна из рабочих групп выберет жанр «Письмо другу». Педагог может спросить: «Что должно быть в письме в связи с данной темой?». И учащиеся отвечают: «Интересные ситуации из жизни, проблемы, семейная жизнь, первые стихи…». Каждая тема и каждый жанр задают определенное направление мыслям, которое, в свою очередь, определяет ключевые моменты будущего текста.

Таким образом, на данном этапе реализуется третья задача первой фазы урока – определение учащимися направлений в изучении темы.

Младшие школьники уже могут выбрать жанр, но им еще сложно самим определить в полной мере, что именно должно войти в содержание будущего текста. Тем не менее, такую работу – с помощью взрослого – надо начинать уже со 2-го класса.

Итак, рабочие группы оформлены, их цель – создание в конце урока текста в заданном жанре и на основе предварительного плана – ясна. Теперь им предстоит работа в экспертных группах.

Шаг 4. Перегруппировка. Экспертные группы создаются временно, для изучения отдельных аспектов темы, чтобы потом – по возвращении в рабочие группы – ученики могли поделиться своими приобретениями (то есть узнать друг от друга все аспекты темы) и составить единый связный текст.

Технически это происходит следующим образом. Педагог говорит детям, что теперь пришла пора на время расстаться со своими группами, чтобы образовать новые, экспертные группы. Каждая группа будет изучать свою часть темы (отрывок текста), с которым потом, вернувшись, они познакомят свою первоначальную группу.

Задача экспертной группы состоит в том, чтобы прочесть свой отрывок текста, выделить в нем самое главное и придумать три вопроса, которые будут заданы ребятам в «родной» группе, чтобы понять, что ребята, не читавшие этот текст (часть), вполне поняли его пересказ основных положений. Затем учащиеся рассчитываются на первый-четвертый (пятый, шестой) и рассаживаются в экспертные группы с целью изучения отдельных отрывков текста. Ведущий просит детей помнить о том, что им, прежде всего, нужно сосредоточиться на той информации, которая понадобится их «родной» группе, когда они будут создавать окончательный текст.

Учащиеся рассаживаются в новые группы и педагог еще раз говорит им о цели и этапах их работы: сначала они индивидуально читают текст и выписывают самые главные сведения, а также то, что может помочь составить заключительный текст, затем – в групповом обсуждении – они формулируют три вопроса, которые помогут ребятам, не читавшим данный текст, усвоить его лучше. Ведущий предупреждает, что после работы в экспертных группах пользоваться текстом будет нельзя – только записями.

Шаг 5. Работа с текстом. Учащиеся самостоятельно читают текст и выписывают наиболее значимые мысли, факты, идеи. Спустя 5–7 минут эта работа прекращается и каждая экспертная группа в свободном режиме формулирует вопросы к тексту. Для того, чтобы вопросы были связаны не только с воспроизведением материала, но и побуждали к размышлению, педагог предлагает воспользоваться типологией вопросов Бенджамина Блума (см. раздел лекции 2 о вопросах). Варианты возможных вопросов учитель может выдать каждой экспертной группе:

· простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?);

· уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?);

· интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?).

· оценочные (В чем отличие…? В чем сильные и слабые стороны…?)

· творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если… ?)

· практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни …?).

Если педагог хочет усилить это задание, то он просит сформулировать вопросы последних трех типов.

Итак, поработав около десяти минут в экспертных группах, ученики выделили в текстах самое главное, записали это и – в совместной работе – сформулировали 2–3 вопроса, направленных на лучшее усвоение материала.

Шаг 7. Возвращение. Теперь настала пора возвращаться в свои рабочие группы. Педагог собирает тексты, чтобы дальше ребята пользовались только своими записями.

Учащиеся возвращаются в «родные» группы, и педагог напоминает им о цели и этапах следующей работы: «Итак, вам необходимо создать небольшой текст в том жанре, который ваша группа выбрала до работы в экспертных группах.

Работать вы будете следующим образом. Сначала каждый эксперт расскажет об основных мыслях, сведениях, которые он (она) почерпнули из текстов. После этого он задаст 2–3 вопроса, на которые остальные должны будут ответить, чтобы показать, что они усвоили материал из его рассказа. Ответственный за творческий процесс в это время может делать какие-то записи, чтобы лучше представить будущий текст».

Работа в экспертных группах – реализация второй фазы урока – учащиеся организуют работу с информацией, соотносят свои результаты с результатами одноклассников.

Шаг 8. Свой текст. После того, как каждый ученик высказался, а остальные ответили на его вопросы, начинается процесс создания общего текста. В написании участвуют все. Иногда не лишним бывает напомнить о ролях: чтобы дежурный записывал текст, генератор идей – придумывал, ведущий – организовал обсуждение и формулирование, а докладчик готовился к выступлению. Все члены группы содействуют написанию текста своими идеями и предложениями.

Таким образом, мы перешли к реализации фазы рефлексии: дети самостоятельно систематизируют полученные знания.

Учитель оказывает консультации, отвечает на вопросы. Если позволяет время, дежурный в группе может оформлять не только текст, но и рисунки, и схемы. Обычно на составление текста уходит 10–15 минут. Еще около двух минут готовится выступающий.

Шаг 9. Презентация. Докладчики от каждой группы представляют свои тексты аудитории, в идеале – сопровождая его наглядными материалами. Другие ученики и педагог задают вопросы. Вопросы должны носить только уточняющий характер и начинаться со слов: «Правильно я понял, что…?». От каждой группы – не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению. В зависимости от учебных задач педагог может сделать акцент на отдельных моментах выступления. Таким образом учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своего обучения.

Шаг 10. Заключительный этап. На этом этапе педагог может обсудить с учащимися наиболее спорные и неоднозначные моменты изучаемого материала, предложить задания, связанные с дальнейшим развитием вопроса, исследованием дополнительных источников.

В общем-то, на этом работа завершена, но остается еще один важный этап – самооценка. Поскольку цель использования «Зигзага» – формирование умения работать с информацией в группе, то важно, чтобы дети осознали, осмыслили свою работу. Для этого используется лист самооценки.

Шаг 11. Самооценка. Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько ученик адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.

Нужно учесть некоторые рекомендации, связанные с общей организацией групповой работы в классе.

Общие рекомендации по проведению парных и групповых форм работы

Обобщая опыт и разнообразные точки зрения относительно организации групповой работы, мы можем сформулировать следующие правила, которые необходимо соблюдать, чтобы организационные неурядицы не свели на нет ценность используемой стратегии.

· Четко представьте, каким образом вы будете рассаживать учащихся по группам (сколько будет групп; как вы им скажете, что надо пересесть; сколько времени займет пересаживание; сколько человек будет в группе и какими они будут по характеру – хотя бы примерно; как добиться того, чтобы все учащиеся, находясь в группе, все же сидели к вам лицом).

· Прежде всего, необходимо распределить роли в группе. Кроме оговоренных на с. 55, возможны роли: внимательный (слушает все, что говорит учитель и одноклассники, фиксирует выступления докладчиков других групп, идеи в группе, т.е. отвечает за внимание всей группы), оформители (рисуют, пишут, клеят, вырезают и т.д.), критик, помощник, советчик, знаток, спорщик, молчаливый и т.д. После распределения ролей, надо удостовериться в том, что все поняли свои роли.

· Иногда бывает полезно провести серию заданий на сплочение группы (можно ограничиться просьбой придумать имя группы, а можно попросить также придумать девиз, боевой клич, символ, флаг, герб, валюту и т.д.) Имя группы можно зафиксировать на доске и прибавлять или вычитать какие-то баллы (звездочки, флажки и т.п.). Все это, как правило, сплачивает группу (если вы, конечно, не посадили вместе двух заклятых врагов).

· Необходимо четко и максимально кратко дать школьникам инструкции – что необходимо сделать, зачем это нужно сделать, когда им нужно будет закончить работу и как она будет оцениваться.

· Во время групповой работы педагог проходит по группам (уточняет инструкции, помогает сформулировать ближайшую задачу, напоминает о ролях, о времени; задает уточняющие вопросы; хвалит за что-то и др.).

· По окончании групповой работы (а необходимо сделать так, чтобы все группы закончили работу почти одновременно), учитель организует обмен результатами, напомнив о том, чтобы командиры следили за дисциплиной, а внимательные следили за тем, что говорят одноклассники, представители других групп. Желательно, чтобы после каждого выступления звучали аплодисменты – нечто вроде физминутки.

· Подводятся итоги (очень кратко, поскольку они фактически уже подведены выступлениями групп).

· Желательно, чтобы окончание групповой работы являлось бы и окончанием занятия, поскольку возвращаться к фронтальной работе иногда бывает психологически дискомфортно.

· Для учащихся начальных классов необходимо проводить физические разминки – хотя бы одну-две в течение занятия; без разминок групповые формы повышают отвлекаемость внимания.

Предлагаем вам некоторые высказывания педагогов, уже работающих в этой технологии:

«Первые два-три раза, как правило, групповая работа получается не так, как хотелось бы».

«Большинство школьников не привыкли к групповой работе».

«Групповая работа является мощным инструментом развития личности учеников (умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, работать в группе и т.д.)».

«Не стоит использовать групповую форму только ради нее самой».

Мы надеемся, что эти мнения вам пригодятся.

Задание для самоподготовки

1. Пожалуйста, разработайте и проведите занятие на основе стратегии Р. Славина «Зигзаг». Опишите занятие по фазам технологии развития критического мышления.

2. Предложите свои варианты оценки достижений учащихся после этого занятия.