Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Дальние страны

Кристоф Шефер

Шок и его последствия

Работа Фонда «Чтение» в Германии

1. Исследование PISA и его последствия:
о программах по развитию интереса к чтению в Германии

PISA-шок

Кристоф Шефер
референт по связям с общественностью немецкого фонда «Чтения». Изучал германистику и теологию в университете города Майнц.
В фонде «Чтение» отвечает за все направления работы с общественностью, в т.ч. издает журнал «Форум чтения», который в первую очередь направлен на задачи и проблемы специалистов из школ, библиотек, книжной торговли, исследователей и политиков.

Исследование в области образования (Международная программа оценки знаний учащимися (PISA)), проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) два года назад, потрясло немецкую общественность: как могло получиться, что 20 % пятнадцатилетних подростков на завершающей стадии обязательного школьного обучения в состоянии понять лишь простейшие тексты? В результате по категории «понимание прочитанного текста на базовом уровне» Германия оказалась на 27-ом месте в списке из 31 страны. (Российская Федерация с 17 % находится на 25-м месте.) И еще один вызывающий тревогу результат исследования PISA – нежелание читать у этой возрастной группы ни в какой другой стране, входящей в ОЭСР, не выражено так сильно, как в Германии: почти половина пятнадцатилетних немецких школьников никогда не читает книги по собственной воле. (Россия по этому показателю занимает – с примерно 20 % – пятое место.)

Для людей, занимающихся проблемами образования, данные PISA не стали неожиданностью. Тем более примечательно, как часто в последнее время тема чтения, благодаря программе PISA, оказывалась в центре публичных дискуссий: в ток-шоу и редакционных статьях, в частных беседах и, конечно же, в кругу экспертов и политических объединений развитие интереса к чтению обсуждалось так интенсивно, как, может быть, никогда прежде.

Последствия

Изменилось ли что-то к лучшему за это время? Приближается ли Германия к тому, чтобы занять ведущее место в результатах будущих исследований PISA?

Ответ: и да, и нет.

С одной стороны, в сфере политики, лишь с редкими исключениями, тема PISA постоянно эксплуатируется в борьбе политических партий – и, со ссылкой на пустые общественные кассы, срочно вносятся инвестиции в инфраструктуру образования. При этом никак нельзя сказать, что Германия в сравнении с другими странами тратит на это много денег. Наоборот: в странах, входящих в ОЭСР, на учреждения образования приходится в среднем около 13 % ежегодных государственных расходов. Германия, тратящая на образование менее 10 %, находится на третьем месте с конца. Конкретно нехватка инвестиций проявляется, например, в том, что в Германии только 15 % всех школ имеют свою библиотеку. В скандинавских странах – лидерах по результатам анализа PISA – образование находится на полном обеспечении государства.

С другой стороны, можно констатировать, что все больше осознается важность навыков чтения – прежде всего как основы для «учебы на протяжении всей жизни» – и, как следствие, его значение для экономического и социального качества жизни в Германии. Это опять-таки тесно связано с активной деятельностью Фонда «Чтение», который, проводя работу по популяризации чтения, как в Германии, так и в международном масштабе, критически и при этом конструктивно внедряет идеи PISA в обществе.

Основная идея такова: мы должны яснее, чем раньше, воспринимать развитие интереса к чтению как задачу общества в целом, которая хотя и возложена в первую очередь на государство, но все же не может быть задачей лишь его одного государства.

Пути выхода из шока PISA: стратегические предложения Фонда «Чтение»

· С помощью профессиональных проектов спонсоринга, учитывающих интересы рынка, привлекать экономические предприятия к участию в инвестировании кампаний по популяризации чтения.

· Информационные посредники в овладении навыками чтения (в школах, детских садах, библиотеках) должны применять новые формы мотивации и лучше обучать детей, эффективно используя весь комплекс возможностей информационного общества.

· Привлечь добровольных помощников на общественных началах для поддержки профессиональных информационных посредников и специально обучать и тех, и других, например, для проведения в детских садах занятий по чтению.

· И последнее. Применяя фантазию и юмор, организовывать в средствах массовой информации специальные кампании с целью осознания общественностью следующей идеи: если мы хотим, чтобы наши дети умели по-настоящему читать, мы должны внушить им простую мысль – чтение стоит наших усилий уже потому, что это доставляет удовольствие.

2. Фонд «Чтение»: программы и проекты

Изложенные предложения по стратегии основаны на многолетнем опыте: учрежденное в 1977 г. «Германское общество чтения», переименованное в 1988 г. в Фонд «Чтение», проделало по всем перечисленным направлениям соответствующую работу, став тем самым инициатором движения. Фонд считает себя своего рода «мастерской идей» для всех, кто хотел бы пробудить интерес к чтению: в школе, в библиотеке, в книжном магазине, в детском саду, в семье. Фонд осуществляет это на стыке политики, экономики, науки и общества: он находится под покровительством президента федерации и насчитывает среди своих членов как федеральные земли, так и экономические объединения, предприятия (АО «Германские железные дороги», АО «Кока-кола», Random House) и общественно значимые организации (союзы учителей, общефедеральный родительский совет, церковь, профсоюзы). 90 % своего годового бюджета (примерно 40 млн евро) фонду удается получить через спонсорскую помощь, дополнительные субсидии поступают от федерации и федеральных земель.

«Все слои населения» являются согласно уставу целевой группой Фонда «Чтение». В среднем 15 крупных мероприятий в год, проводимых при спонсорской поддержке, действительно охватывают весь спектр целевой аудитории: от развития первых навыков чтения у дошкольников до работы с пожилыми людьми в рамках проекта «Желание читать – на всю жизнь». И все же основное внимание уделяется проектам по развитию умения читать у детей. Все современные педагогические, психологические и медицинские исследования доказывают, что основа для последующей читательской активности закладывается в раннем возрасте: у детей 11 лет в мозгу уже закрываются «окна развития» – участки мозга, решающим образом способствующие приобретению навыков чтения. Иными словами: именно до этого возраста необходимо приобщить детей к чтению. Проекты для целевой группы «Подростки и молодые люди» тоже имеют большое значение, они дают дополнительные импульсы для воспитания активных читателей, однако основными все же следует считать проекты по предупреждению неграмотности у детей в раннем возрасте.

Семья и детский сад

Количество родителей, активно старающихся привить своим детям любовь к чтению, в последующие годы уменьшилось вдвое. Против такой тенденции направлена совместная инициатива Фонда «Чтение» и еженедельника «Цайт» «Мы читаем вслух – везде и всегда». Этот проект поддерживают многочисленные предприятия и известные общественные деятели. Основные составные элементы этой инициативы – «Клуб чтения», 3 000 обученных добровольных участников которого проводят занятия по чтению в детских садах, конкурс идей для детских садов на тему «Проекты чтения в сотрудничестве с родителями», мобильный семинар – специальная служба, предлагающая ежегодно 150 мероприятий-чтений и рекламные акции, ориентированные на молодые семьи.

Школа и досуг

Снижается также и положительное влияние уроков немецкого языка на приобщение детей к миру книг. Поэтому Фонд «Чтение» стремится путем многочисленных проектов помочь учителям-предметникам пробудить любовь к чтению у их учеников. Например, обращаясь к популярным кинофильмам, чтобы «соблазнить на чтение через кино». Или с помощью акции «Возьми себе книжку» совместно с «Кока-колой», во время которой 300 000 школьников выбрали любимых авторов из современной подборки молодежной литературы. «Клуб учителей» (10 000 членов) образует важную структуру по реализации проектов Фонда «Чтение».

Как можно улучшить инфраструктуру в немецких школах и детских садах, принимая во внимание пустые общественные кассы: это решающий вопрос для внедрения в жизнь многих творческих инициатив. Не так уж редко (ситуация в немецких школах в этом отношении очень дифференцирована) не хватает самого элементарного – книг, компьютеров. В этой связи Фонд «Чтение» совместно с фирмой «Interseroh» в рамках проекта утилизации отходов «Майке –
Дракон Собирающий» организовал акцию «помощи самим себе»: 11 000 школ и 1000 детских садов собирают пустые картриджи от принтеров и обменивают их на новые книги и компьютеры. И что особенно радует: 2 500 предприятий поддерживают местные школы и тоже собирают для них отходы.

Популяризация чтения и научных исследований в области чтения

Деятельность фонда дополняется как интенсивной рекламной кампанией, так и исследованиями в области чтения и средств информации. Акции, устраиваемые в рамках «Всемирного дня книги» ежегодно 23 апреля, находят широкое отражение в средствах массовой информации, а научные исследования проводятся параллельно с регулярной практической работой.

3. Итог

Разумеется, в сравнительном анализе PISA были и победители, и проигравшие. И все же все страны в той или иной степени столкнулись с феноменом, когда обучение навыкам чтения при всей его безусловной важности для успеха в глобализированном информационном обществе становится все более трудным.

Фонд «Чтение» доказывает своим практическим опытом, что изложенная выше система проектов прокладывает реальный путь для разрешения этой проблемы. Поэтому не в последнюю очередь он прибегает к международному обмену опытом, чтобы эту, общую для многих стран трудность, можно было преодолеть с помощью «Международной сети по проблеме чтения» – через обмен идеями и сотрудничество.

Перевод Галины Исаевой
Материал предоставлен Немецким культурным центром им. Гёте