Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Вера Хаустова

Школьные библиотеки Красноярья:
тенденции развития

Вера Васильевна Хаустова
методист опорной библиотеки Восточно-Сибирской зоны

В развитии школьных библиотек Красноярского края за последние годы произошли значительные перемены к лучшему, обусловленные, прежде всего государственной политикой в образовательной сфере.

Многие руководители школ хорошо понимают, что успешное обучение и воспитание детей во многом зависит от эффективной деятельности школьных библиотек.

Поэтому одними из первых задач директоров школ стали забота об обеспечении библиотеки новой литературой и создание ее привлекательного имиджа.

Представление о назначении школьных библиотек и роли библиотекаря в педагогическом коллективе переосмысливается, в том числе и благодаря проведенным в 2002 году конкурсам на лучшую школьную библиотеку г. Красноярска и Всероссийскому конкурсу «БиблиОбраз».

Результатами их стало открытие во многих школьных библиотеках просторных читальных залов, преобразование библиотек в информационные центры с внедрением новых информационных технологий, формированием медиафондов: материалов на компакт-дисках, информационных программ обучения по различным предметам, созданием банков данных.

Более разнообразными стали виды обслуживания. Появились медиатеки, отдельные читальные залы для младших школьников, центры психологической разгрузки.

Большое влияние на дальнейшее развитие школьных библиотек оказывает реформа образования по децентрализации денежных средств.

Школы теперь могут самостоятельно распоряжаться средствами, в связи с чем у библиотек появилась надежда на обновление своих ресурсов.

На сегодняшний день школьные библиотеки нуждаются в справочном фонде, в компьютерной технике. Это очень важно, т.к. одной из основных функций школьных библиотек, согласно новому «Положению...», остается информационная.

Часовня на Караульной горе – символ КрасноярскаСегодня не каждая семья может позволить себе иметь все необходимые издания для успешной учебы ребенка. Поэтому возрос показатель охвата школьников библиотечным обслуживанием. Чаще стали обращаться в школьные библиотеки родители учащихся. Рост числа читателей оказался возможным потому, что школьные библиотеки стали доступны и детям, и их родителям.

Новые тенденции в развитии школьных библиотек требуют от них новых преобразований в перспективные модели разработки проектов концепции развития.

В продвижении всех нововведений помогает информационно-библиотечный центр (ИБЦ) ИПК РО, являющийся опорной библиотекой Восточно-Сибирской зоны.

Именно здесь осуществляется методическое руководство школьными библиотеками края, оказывается помощь, осуществляется поддержка.

Библиотечная школа, действующая на базе ИБЦ, занимается сопровождением проектов школьных библиотек, а некоммерческое объединение библиотек ОУ г. Красноярска помогает и поддерживает развитие основных направлений деятельности библиотек.

Так, например, в 2003/2004 учебном году объединением проводилось изучение чтения детей. Одна из конференций объединения будет посвящена обсуждению его итогов.

Все проблемы, а их много у школьных библиотек, решаются сообща.

Есть задачи, которые являются общими для всех, среди них:

  • оснащение библиотек материалами для учащихся и учителей, с целью оказания им помощи в обучении;

  • использование новых информационных технологий в работе;

  • повышение качества мероприятий, проводимых библиотекой для учащихся и учителей;

  • привлечение внимания общественности к школьным библиотекам и их проблемам.

Вся эта работа нацелена на активное развитие школьных библиотек Красноярья.