Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Евгения Архипова

Наедине с…

…аскетичная и лаконичная мировая паутина
наполнилась запахами французских духов
и домашних пирогов, милыми безделушками
и женскими тайнами…

Татьяна Филиппова

Кажется, он был в моей жизни всегда. Деловитый, скупой на эмоции, постоянно держащий в напряжении. Прошло совсем немного времени, а я даже не заметила, что уже играю по его правилам. Причем, в общении один на один чувствую волнение и некоторую неуверенность. Время, отведенное на сон, резко сократилось. В лексиконе появились новые словечки. Конечно, он выполняет желания и всячески потакает капризам, но и отдачу требует по полной программе. Присаживаясь с ним рядом, грациозно выгибаю спину. Руки начинают совершать легкие касательные движения… Наедине с ним я чувствую себя женщиной в квадрате.

Ах, это особое, ни с чем несравнимое ощущение, когда после вынужденной разлуки нажимаешь кнопку питания на системном блоке, включаешь монитор, вводишь пароль… и весь мир у твоих ног!

– Поработаем, дорогой?

– Чего изволите, сударыня: Yandex, Rambler, Googl, RobotQ, Lycos, Microsoft Word? Outlook Express?

А электронная почта? Этот ежедневный ритуал с чашечкой кофе в руке и мурлыканьем: «Полковнику никто не пишет…» Еще как пишут! Благодарность за участие в работе Летней экологической школы в Горнозаводске, приглашение на Экологическую школу в Вологду, список новой литературы о кошках от библиографов ЦГДБ им. А.П.Гайдара, приглашение на отдых в Сочи, контакты с Китаем, если Вашу собаку покусали, такси круглосуточно… И спам, спам, спам (корреспонденция рекламного характера).

Ну, как говорится, «делу время…». Работа с ним – сказка. Мало того, что он все понимает с полуслова. Он еще и не позволяет себе никаких препирательств. Самое большее, что может себе позволить в качестве реакции на твое очередное абсурдное действие – это безмолвный «?» или корректную фразу «Вы уверены?». Боже ты мой, да ни в чем я не уверена! Присматриваешься к нему, приглядываешься. Пытаешься изучить все привычки и особенности. Курсы закончила. Журнал выписала. И все равно – каждый день сюрпризы.

Общение с ним порождает священный трепет: перегрелся, диск осыпался, плата полетела, памяти не хватает. И вот уже самым необходимым мужчиной в моей жизни с некоторых пор стал компьютерщик. С людьми этого особого вида тоже надо уметь общаться. Практика подсказывает: если предстоит встреча с компьютерщиком, лучше заранее найти на рабочем столе иконку «Мой компьютер», выбрать «Свойства» и узнать основные характеристики своей машины: название операционной системы, объем оперативной памяти, тип процессора. Лучше всего их запомнить. Это облегчит общение. Также имеют вес фразы типа: «не понимаю, что могло случиться. Материнская плата у меня стоит родная, процессор не разгоняла». Но злоупотреблять сленгом все же не надо – это может вызвать немотивированную агрессию… Хотя некоторые словечки знать стоит: камень – процессор; клава – клавиатура; подкрысник – коврик для мыши; апгрейдить – усовершенствовать компьютер; разогнать – увеличить мощность процессора; подружить – что-либо подключить к компьютеру; баг – программная ошибка; залить – установить операционную систему; кулера – вентиляторы.

Расширить словарный запас и приобрести другие, не менее необходимые сведения можно, например,
в многочисленных периодических изданиях. Каждое из них считает своим долгом высказаться на тему «Женщина и компьютер». Особенно умиляют советы из «дамских» журналов:

· Если компьютер не включается, попробуйте вставить вилку в розетку;

· Если в тексте сплошные краказябры, перейдите на русский регистр;

· Чтобы перезагрузить компьютер, надо выключать не монитор, а сам компьютер. Это такой большой серый ящик, он у вас под столом.

Утрирую, конечно. Но от действительности недалеко.

Впрочем, иногда предлагается и весьма приятная, с дамской точки зрения, информация. Например, обзор сайтов, созданных специально для женщин. И грех такой информацией не воспользоваться. Ну, например, можно заглянуть «на огонек к Мелиссе» (http://www.melissa.ru). Имеется также сетевой еженедельник (WWWoman.irk.ru), где представлен полный «дамский набор» – советы, рецепты, ответы, интерактивные разделы и др.

Компьютерно-интернетная среда, вообще-то, вещь забавная. Ну, например, сленг. Используется 3 вида сленга: термины, смайлики и сокращения. О терминах уже упомянуто. Что касается сокращений, то на данном этапе нашего с вами компьютерного развития, мы их используем мало. Но представление иметь все же надо:

· HDD (Hard Disk Drive) – жесткий диск;

· AFAIK (As Far As I Know) – насколько я знаю;

· PG (Pretty Good) – очень не плохо;

· SYS (See You Soon) – скоро увидимся (до встречи) и др.

А вот о «письменном» сленге, который оживляет переписку и используется для выражения эмоций в тексте, стоит поговорить. Смайлики (от английского smile – улыбка) – это собранные из нескольких символов изображения рожиц. Смотреть на них надо, повернув голову на 90 градусов.

:-) радость, улыбка

:-( печаль

:-< подавленность

:-? Недоумение

:-@ ужас

:-D гомерический хохот

:-0 изумление

:-\ нерешительность

:-* поцелуй

На самом деле их очень много. Попадаются весьма забавные варианты:

~~(.)(.)~~ любопытство

С=:-) улыбка шефа

Можно придумать и использовать свой фирменный смайлик.

Отдельного внимания заслуживает сетевой этикет письменного общения. Он же – сетикет, он же – нетикет. Полистав компьютерные и прочие издания, побродив по сайтам, довожу до вашего сведения: чтобы уверенно чувствовать себя в конференциях, чатах, на форумах, ведя электронную переписку, необходимо следовать следующим правилам сетикета:

· Держитесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.

· В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком, всюду в Сети находятся реальные люди.

· В чате, форуме, гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпадает с Вашим.

· Оказавшись в новой для Вас области виртуального пространства, сначала осмотритесь, изучите обстановку, послушайте как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор.

· Любое Ваше высказывание на форуме, в гостевой книге и в чатах слышно на весь Интернет. Вы обращаетесь не только к непосредственному адресату-собеседнику, но и к неограниченно большому количеству пользователей Сети.

Теперь об электронной почте:

· На письма нужно отвечать. К спаму это не относится.

· Время ответа на электронную почту не должно превышать сутки. При ответе необходимо объяснять причины задержки.

· В своем послании можно дать понять корреспонденту, что не ждете ответа.

· Обязательно нужно отвечать на письма с «испорченной» кодировкой.

· Обязательно нужно отвечать на письма, содержащие вложения: необходимо подтвердить, что вложение дошло нормально и открылось.

· Получатель письма не должен прерывать диалог: его может прервать только отправитель – инициатор сеанса.

· Грамотность – это вежливость Интернета.

· Не ленитесь заполнять поле «Тема» – этим Вы облегчите корреспонденту работу с письмом.

· Старайтесь не посылать больших вложений (200–500 Кб). Они могут парализовать работу почтовой программы вашего корреспондента.

Думается, что библиотекарю, как человеку мыслящему, освоить данные хитрости не составит особого труда.

Почитывать компьютерные журнальчики и занимательно, и полезно. В одном из них, например, мое внимание привлек материал, выдержанный в духе Остеровских «Вредных советов». Речь в нем идет о том, как надо, а вернее, как не надо разрабатывать сайты. (Конечно, не многие библиотекари самостоятельно разрабатывают сайты, но уж очень забавно.)

Компьютер может многое рассказать о своей хозяйке. Речь не идет о технических характеристиках Вашего электронного друга. А, скорее, об особых приметах, которыми наградили его именно Вы. Компьютер, бережно накрытый самовязаной салфеточкой («А как же? Пыль ведь. Вредно ему».) Весьма распространенное явление – компьютер в «кактусовом лесу». Компьютер в окружении немытых кофейных чашек, пепельниц, мягких игрушек. Компьютер, который не видно из-под стикеров (это такие листочки с клейким краешком, которые в просторечьи зовутся «наляпками»). Облапанный до черноты или обмытый до немыслимой чистоты. В брызгах чая и кофе. В крошках бисквита и подтеках шоколада. Компьютер – подставка для фотографий любимых чад, собак и котов. Воистину: «Покажи мне свой компьютер, и я скажу, кто ты».

Он способен заменить многое и многих. Раньше с вопросом: «Не знаешь, какую диетку сейчас носят?» бежали к подруге, чтобы узнать прогноз погоды – к телевизору, за новым кулинарным рецептом – к книжной полке. А сейчас все дороги ведут… понятно куда. Так что, общаться с ним надо предельно осторожно. Иначе вместо друга, компаньона, советника номер один можно получить очередного тирана. Компьютерная зависимость, особенно интернетомания – это, говорят, болезнь.

И все равно, как-то не получается отнести его к разряду вещей неодушевленных. Уже с трудом вспоминаешь, как жила без него, любимого. И завидуешь тем, кто умеет без него обходиться… Слаб человек!

Ну, все! Домой пора, на хозяйство. Хотя, пожалуй, задержусь еще на часок: может, удастся материал довести до ума. А продукты можно заказать по Интернету, и ценные указания домашним сбросить по аське. Так что там у нас?

«Без тебя мене любимый мой, лететь с одним крылом…»

При подготовке использовано:

Кудрявцева Е. Разговоры со спецами // Космополитен. – 2004. – Май. – С. 331–332.

Нет слов // Вы и Ваш компьютер. – 2000. – № 7. – С. 7.

Ольшанская Е. Держись на плаву // Космополитен. – 2004. – Май. – С. 340.

Турецкий Д. Поговорим о сленге // Вы и Ваш компьютер. – 2000. – № 8. – С. 23.

Филиппова Т. WWWoman, или особенности национального феминизма // Вы и Ваш компьютер. – 2000. – № 11-12. – С. 23.

WWW-обозрение Владимира Губайловского: сетикет // Новый мир. – 2004. – № 3. – С. 203-207.

Сайт http:// klimovsk.net/personal/netiquette.htm

Рисунки Анатолия Никитина