Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Медиатека

Елена Иванова

Мультимедиа в образовании:
«Так вот он какой,
цветочек аленький!»

Александр Васильевич ОсинРазрешите представить: Александр Васильевич Осин, генеральный директор государственного научного учреждения «Республиканский мультимедиа центр» (специализированная организация Министерства образования и науки Российской Федерации), кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране.

Предыстория нашей встречи проста – все началось с книги (а с чего же еще?). На Международной московской книжной ярмарке очень ответственный секретарь газеты «Библиотека в школе» Тамара Николаевна Кардановская среди обилия замечательных изданий нашла книгу   А.В.Осина «Мультимедиа в образовании: контекст информатизации» (М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. – 320 с.).

Я прочла книгу очень внимательно, делая выписки, отмечая ключевые положения. Авторское изложение материала подкупало простотой, четкими логическими связями, понятными формулировками и определениями. Об актуальности тематики говорить не приходилось: все, о чем пишет Александр Васильевич, активно обсуждается в педагогической и библиотечной среде. «Образование и компьютер», «новые педагогические инструменты», «электронные информационные ресурсы и книга» – это названия лишь некоторых глав и разделов книги. «Наш человек», – решили мы в редакции и договорились с А.В.Осиным об интервью. Текст которого и предлагаем вашему вниманию.

Александр Васильевич, как возникла идея написания книги «Мультимедиа в образовании» и кому она адресована?

Была предпринята попытка совершенно запутанную (а на самом деле – безумно простую) ситуацию с информатизацией образования изложить четко и ясно. Чтобы, наконец, понять, что это такое – информатизация,
и зачем она нужна. Мне говорят о том, что многие понятия, используемые в книге, хорошо известны, но их взаимосвязи показаны впервые. Это как с таблицей Менделеева: все элементы были известны, а один человек взял и собрал их вместе, в таблицу. И сразу стало все понятно: и специфика, и закономерности, и связи. Согласитесь, крайне важно обобщить и систематизировать, казалось бы, хорошо знакомые компоненты.

Полагаю, книга будет полезна,
в первую очередь, руководителям органов образования, организаторам разработок направлений информатизации. Хотелось бы, чтобы ее прочли и учителя, библиотекари школ, преподаватели вузов.

Тогда позвольте и начать наш разговор с этой самой «таблицы Осина». Каким Вам видится развитие информатизации образования в нашей стране?

Я предлагаю такую аналогию. Вы едете по улице и видите рекламные плакаты. Что на них написано? В 90-е годы прошлого столетия мы могли прочитать примерно следующее: «Купите ребенку компьютер – и у него не будет проблем с образованием». Купили. А желаемого не случилось. Наши дети освоили электронные игры – и все.

Второй этап, 1995-й год, примерно 10 лет назад. Реклама обещает: «Подключите компьютер к Интернету –
и у вас не будет проблем с образованием». Подключили. Дети с упоением «чатятся», переписываются по электронной почте. И все. Интернет – это очень хорошо, кто спорит. Но он бессмысленен, если в нем нет нужного содержания, учебного контента.

Третий этап, сегодняшний день. Мы поняли: для того, чтобы учиться, нужны специальные обучающие продукты. Добавим – национальные продукты, на родном языке, в соответствии с парадигмой российского образования. То есть, нужен специальный образовательный контент. Создание электронных изданий и ресурсов является одной из приоритетных задач информатизации образования. Нужно иметь широкий ассортимент электронных изданий и ресурсов, эти продукты должны обладать высокой образовательной эффективностью и, самое важное – они должны быть хорошо известны, положительно оценены и восприняты педагогическим сообществом, учащимися, родителями.

Еще очень много проблем с этим этапом, а уже виден следующий.

Этап четвертый. Предположим, на российском рынке изобилие хорошего контента. И этого опять недостаточно! Следующий лозунг должен звучать примерно так: «Изменим педагогические технологии!» Это задача очень сложная – постепенно, шаг за шагом продвигаться к осознанию, пониманию, принятию новых педагогических решений. И не думайте, что на этом пресловутом «человеческом факторе» все и забуксует, «зависнет», как в компьютере, навсегда. Нет, ситуация меняется. Растет число тех людей, которые видят новые смыслы образования, понимают необходимость использования электронных образовательных ресурсов.

Самая большая сложность состоит в том, что изменение педагогических технологий не может пройти директивно. Необходимо, чтобы педагоги, управленцы «созрели», приняли и оценили компьютерные технологии обучения.

Уже отчетливо просматривается наступление четвертого этапа, и наша основная задача – интенсифицировать, насколько возможно, этот процесс.

Для этого нужно работать с людьми, демонстрировать лучшие образцы электронных образовательных ресурсов. Чтобы вместо вопросов «Зачем это нужно?» и «Что это даст?» услышать нетерпеливый возглас «Где купить?». Кроме того, вероятно, есть смысл создавать тренинг-центры, пилотные площадки для обучения педагогов и администраторов. Это долгая и кропотливая работа, но без нее невозможно движение вперед.

Что нового несет использование компьютера в школе?

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность, которая позволит развивать активно-деятельностные формы обучения. По существу, термином «активно-деятельностные формы» обозначен хорошо знакомый принцип обучения, то, что называется «обучение на практике».

Анализируя возможности компьютерных технологий в обучении, выскажу два очевидных соображения:

– компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет.

– электронное издание не должно дублировать книгу, а должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают. Для воспроизведения текстов компьютер применяется, когда книга малодоступна (редкая, новая) или такой книги вообще не существует.

От общего и теоретического перейдем к частному и практическому. Как организовать получение образования на базе компьютерных технологий, что для этого нужно?

Необходимо три основных компонента: компьютеры, подготовленные учителя и электронные учебные материалы – образовательные электронные издания и ресурсы (ЭИР). Собственно, такой набор аналогичен традиционному «учебная аудитория – педагог – книга». Аудитория оснащается техническими средствами, преподаватель должен уметь эффективно использовать эти средства. Наиболее существенные изменения касаются учебных материалов. Сегодня мы используем в обучении три группы учебных материалов – печатные, аудиовизуальные и электронные издания и ресурсы, воспроизводимые на компьютере.

Чем отличаются электронные издания от традиционных учебников и заменят ли они их?

Они – разные. И нисколько книжке электронные издания не мешают, они дополняют друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются 500-летней традицией ее применения. Книга привычна и удобна всегда и везде. Когда мы произносим слово «информация», подспудно возникает образ печатного текста.

Книга описывает окружающий мир в символьно-абстрактной форме. Электронные издания могут представить этот мир в виде виртуальной реальности, которую можно исследовать самостоятельно.

Известно, что образование состоит из трех основных компонентов: получение информации (теория), практические занятия, аттестация (проверка знаний). Книга выполняет только одну функцию – передачу информации. Электронное издание/ресурс реализует все три компонента обучения – информация, практические занятия, аттестация. Если книга – это отражение, описание реальности в условных знаках – символах, то электронное издание дает возможность представить собственно реальность. Это становится возможным благодаря мощному интерактиву, мультимедиа и моделированию, впервые привнесенными в образование компьютером.

Замечу, что книга дополняется, но не замещается электронными изданиями. Книги были и остаются важными и необходимыми источниками информации. Электронные издания, прежде всего, занимают те ниши образовательного пространства, где книга не работала.

Сегодня много говорят об учебно-методических комплектах, в которых книга комплектуется с диском. Не нужно этого делать, они придут в школу разными путями и для разных целей. Вот если бы речь шла об учебно-методических комплексах, тогда все было бы понятно и правильно: вот книга, вот диск, вот ресурсы Интернета. Каждый компонент уникален, и не дублирует, а дополняет друг друга.

Мы видим на школьных учебниках грифы «допущено», «рекомендовано». Проходят ли какую-либо экспертизу образовательные электронные издания?

Да, электронные издания и ресурсы тоже проходят экспертизу Федерального экспертного совета Минобрнауки России. Только экспертиза эта значительно более сложная по сравнению с книгой. По существу это комплекс экспертиз по разным направлениям.

Комплексная экспертиза электронных изданий включает:

· техническую экспертизу, которая оценивает работоспособность электронных изданий на программно-технических комплексах различных конфигураций;

· содержательную экспертизу, нацеленную на оценку полноты содержания в предметной области,
и методических качеств представления материала;

· экспертизу дизайн-эргономики. Это, пожалуй, самая важная экспертиза, отвечающая на вопрос о целесообразности применения электронного учебного продукта. Действительно, если диск – копия школьного учебника, то работать он, скорее всего, будет хорошо, поскольку достаточно прост. У содержательной экспертизы тоже нет оснований возражать – учебник-то «грифованный». И тогда экспертиза дизайн-эргономики должна доказать, что такой электронный продукт не несет ничего нового, не использует новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг1, коммуникативность, производительность.

Рынок образовательных электронных изданий – какой он сегодня?

Электронные издания, которые сегодня можно приобрести, это, в первую очередь, учебные пособия, издания общекультурного характера (виртуальные экскурсии и др.), информационно-справочные источники (энциклопедии, справочники, словари, атласы и др.).

В области электронных изданий можно насчитать до 20 специализированных российских компаний, профессионально занимающихся разработкой, тиражированием и распространением электронных изданий.

Среди сетевых образовательных информационных ресурсов ситуация существенно иная. Подавляющее большинство их создано в «домашних» условиях и, в основном, для собственных целей. В настоящее время в Рунете (российском сегменте Интернета) имеется достаточно много сайтов, тематика которых так или иначе связана с общим образованием. Характер, объем и качество этих ресурсов очень разные.

Какие электронные издания Вы порекомендовали бы приобрести в школу в первую очередь? На что (и кого) ориентироваться: на определенную изучаемую дисциплину, на наиболее «продвинутых» учителей, на цену издания?

Думаю, что не цена – это не показатель. Так же, как и предмет – нельзя сказать, что по физике электронное издание нужнее, чем по химии или литературе. Я бы порекомендовал самый очевидный ход. Просто приобретать хорошие электронные издания, использовать хорошие ресурсы Интернета. И, чтобы не упрекнули в неопределенности, добавлю: хорошие это те, которые нравятся именно Вам. Важно, что в отличие от прошлых лет, Вы такие обязательно найдете. При этом нужно быть готовым к тому, что большая часть электронных продуктов представляют собой механическое копирование на диск книг и учебников. К сожалению, крайне велико на рынке число пиратских изданий, которые именно на копировании книги и построены.

Заметно хороших электронных изданий пока немного. И их появление часто приводит к курьезам. Недавно мне попалась в руки исключительная вещь: в Йошкар-Оле создали хорошую виртуальную лабораторию по химии, в которой можно проводить лабораторные работы, ставить опыты, максимально приближенные к лаборатории реальной. Экспертный совет дал положительные отзывы и сделал вывод: эту лабораторию не стоит рекомендовать для школ, потому что ученики тогда не станут ходить в реальные лабораторные классы. Резюме парадоксальное: «Настолько хорошо, что не нужно».

Другой пример – с электронным изданием «Третьяковская галерея», которое получило международный приз в Тайване как один из лучших электронных продуктов года. Первой реакцией руководителей Третьяковской галереи были слова: «Вы сделали виртуальную Третьяковку,
к нам теперь никто ходить не будет». Через год, на официальной презентации этого издания, они сказали: «Теперь мы поняли: именно после просмотра виртуальной Третьяковки, люди придут в галерею. Придут смотреть воочию то, что уже понравилось им на диске».

Как выбрать качественное электронное издание?

Да, вопрос актуальный, что и говорить. Совет первый: не покупайте пиратские издания. Совет второй: если электронное издание делалось внутри системы образования, то повышается вероятность того, что это качественный продукт. Совет третий: существует Федеральный экспертный совет Минобрнауки России, который выдает грифы «допущено». Это если и не абсолютная гарантия качества, то, по крайней мере, уверенность, что данное издание смотрели специалисты-эксперты.

Поговорим о школах, которые хотят заниматься новыми педагогическими технологиями и готовы использовать образовательные электронные ресурсы. Каким, на Ваш взгляд, должно быть оптимальное соотношение традиционных и электронных ресурсов?

Все зависит от людей. Конечно, нужно обязательно заниматься компьютерными технологиями обучения. Но можно ли сегодня построить образовательное учреждение 100 % на компьютерных технологиях обучения? Нельзя. Можно ли строить школу без компьютерных технологий обучения? Нельзя. Приступая к работе, необходимо отчетливо понимать, что получение информации еще долго будет осуществляться преимущественно традиционными способами – через устную речь и книги. Электронные продукты здесь должны дополнять книгу, помогать ей, но не заменять. А вот для практикумов и проверки знаний очевидна новизна, актуальность и эффективность использования электронных изданий.

Каким Вам видится будущее образовательных электронных изданий?

Наиболее важные ожидания связаны с качеством обучения. С одной стороны, будет увеличена самостоятельность ученика. Повысится интерес к учебной работе, поскольку хорошие образовательные электронные издания привлекательны не меньше, чем пресловутые электронные игры. С другой стороны, изменятся функции педагога – место, которое сегодня занимает «вдалбливание» информации, займут значительно более эффективные, творческие дискуссии по освоенному самостоятельно материалу. А в результате учитель и ученик станут ближе друг к другу. Понятно, что качество обучения и воспитания от этого выигрывают.

Что такое медиатека в школе?

Этот вопрос имеет несколько аспектов. Давайте постараемся встать на место директора школы, библиотекаря и установить последовательность наполнения и использования в учебном процессе школы образовательных электронных ресурсов.

Первый шаг: давайте купим в библиотеку какие-нибудь хорошие диски, чтобы учить детей.

Второй шаг: давайте поставим в библиотеку (оговорюсь сразу: там, где есть технические возможности, где развиты сети) сервер. Пусть дети запрашивают информацию из класса, из дома. Кстати, этот этап работы связан с модульной архитектурой, предложенной в моей книге: нет необходимости «скачивать» весь продукт, его можно брать частями. Более того, эти «части» – модули можно выбирать по собственному вкусу, т.е. строить индивидуальный учебный курс.

Третий шаг – креативный. Творите, совершенствуйте педагогические технологии, создавайте новое образовательное пространство школы.

Теперь о том, что касается названий. Электронная библиотека – это хранилище электронных копий бумажных первоисточников. Если хранилище объединяет аудио/видео материалы, программные и информационные (например, базы данных) продукты, а также комбинированные (например, мультимедиа) единицы хранения, то правильнее его называть «медиатека».

Скажите, пожалуйста, несколько слов об образовательных продуктах модульной архитектуры.

Что такое образовательные продукты модульной архитектуры? Это электронный ресурс, в котором учебный материал разбит на функционально полные малые модули, каждый из которых предоставляет информацию, практикум и аттестацию по данной малой теме. Представим себе учебный курс по предмету.
В соответствии с учебной программой, он разбит на учебные разделы, небольшие по объему, но цельные по содержанию. В каждый раздел входят три модуля: информация, практикум, аттестация. Все модули исполняются вариативно, то есть, существует возможность выбора способов учебной работы, глубины освоения материала, индивидуальной образовательной траектории. Модульная архитектура решает также проблему межпредметных связей. По существу, в распоряжение учителя и ученика предоставляется практически неограниченное количество «кирпичиков» для построения системы знаний, умений, навыков.

Зачем мы создаем такой продукт? Можно создать прекрасное электронное издание, а учителю все равно захочется что-нибудь к нему добавить. Но добавить можно, пока были тексты, книга. Когда же речь идет об аудиовизуальных кирпичиках виртуальной реальности, вряд ли практикующий учитель или учащийся смогут их построить. Да и не нужно им этим заниматься, книги, как известно, издают специализированные издательства. Но в отличие от книги, электронное издание модульной архитектуры позволяет совершенствовать части продукта, не переделывая все электронное издание, допускает его расширение по мере получения новых знаний в предметной области или появления новых методических идей обучения.

В 2004 году были созданы макеты продуктов с модульной архитектурой. Надеемся, что в ближайшее время на этой базе среди образовательных электронных изданий появятся продукты нового поколения – открытые мультимедиа системы.

Александр Васильевич, большое спасибо за столь содержательную беседу.

Для наших читателей я добавлю, что с новинками Республиканского мультимедиа центра можно познакомиться на сайте – http://www.rnmc.ru

______________

1 Моделинг – имитационное моделирование и функциональное описание объектов и процессов окружающего мира.

 

Такое вот получилось совсем не маленькое интервью. Надеюсь, полезное. И книга хорошая. И собеседник – человек, искренне увлеченный своим делом. Потому и слушалось с интересом, и писалось подробно, с удовольствием.