Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Маски-подсказки

Девочка со спичками

Андерсеновский фейерверк

Всех! Всех! Всех! С Новым 2005 годом – Годом великого Андерсена!

Снип–Снап–Снуре!

Пуре–Базелюре!

А вот и первое письмо, его нам написала маленькая Ида:

Мне очень нравятся разные «придумки» газеты «БШ». Например, собрать именно идеи к 200-летию Х.К.Андерсена. Вы не даете нам застыть на месте! Все время движение. Постоянно теребите нас и зовете куда-то.

Итак, что же, что же придумать про Андерсена? Такого известного и зачитанного до дыр…

Вариант первый.

«А вы знаете, что!?..»

В классе с мест вскакивают по очереди дети и громко и радостно вопрошают аудиторию:

– А вы знаете? А вы знаете, что Андерсен родился целых 200 лет назад!

– А вы знаете? А вы знаете, что он написал огромное количество сказок и историй!

– А вы знаете? А вы знаете… (на выбор).

– А вы знаете? А вы знаете, что Андерсен обожал театр!

– А вы знаете? А вы знаете, что сказки Андерсена очень современны! Не верите?! Убедитесь сами.

Инсценировка сказки Х.К.Андерсена «Истинная правда». Костюмов специальных не надо, возможен легкий намек на кур, главных героев сказки.

Затем вопросы зрителям на понимание. И – «Приз в студию!» самым активным участникам.

Вариант другой.

«Андерсеновские чтения, или Сказки Андерсена в помощь изучению естествознания в 1–5 классах».

Опять не верите?! Давайте разберемся.

Есть у знаменитого сказочника «История года». Можно устроить ее чтение «с остановками» («БШ» неоднократно писала об этом методе). По ходу задается примерно миллион вопросов или около того. Например, как вы встречаете Новый год? Как его праздновали в старину? Когда наступал Новый год в Древней Руси? Кто главные герои Рождества? Почему происходит смена времен года? Почему желтеют листья? Как это объясняет Андерсен? А как наш учебник? Вы встретили незнакомое слово. Где и как найти ему объяснение?.. – И так далее, пока интересно и времени хватает.

Вариант следующий.

«Андерсен еще и шутит». Занятие для классных руководителей.

Поговорим о сказке Х.К.Андерсена «Скороходы» и о том, как ее можно использовать для проведения классного часа. Заодно познакомить коллег со способами работы по методике «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» (чтение с остановками, работа в группе и т.д.).

Кстати, милая Девочка со спичками, я так и не ответила на твой вопрос – какая у меня самая любимая сказка Андерсена? Выделить какую-то одну невозможно. Это зависит от настроения. Сегодня – веселую, завтра – грустную, вчера – философскую. У него ведь и такие есть. Выбор обширный. Главное, что читать произведения Андерсена и работать с ними – одно удовольствие.

Сестрица Элиза рвала крапиву и молча перебирала имена детских писателей – своих современников, пытаясь отыскать андерсеновские мотивы в их творчестве. Андерсен превращал в сказку все вокруг, и тут на память ей пришли сказки Сергея Седова:

На одной поляне росли цветы. Ромашки, васильки, колокольчики… Тянулись к солнцу, шевелились на ветру. В общем, все было хорошо. Иногда только приходила Смерть. Ее тень носилась по поляне и забирала самых лучших. Цветы затаивали дыхание и думали:

Только не меня! Только не меня!

Наконец откуда-то раздавался громкий голос: Машенька! Машенька! – ты где?

И Смерть убегала… А тот голос говорил:

Вот молодец! Какой замечательный букет!…

Некоторое время цветы молчали, потрясенные. Потом начинали шелестеть листочками:

Слышали, Смерть опять сменила имя! Вчера еще звалась Людочкой. А позавчера, помните, Кирой Семеновной. (Из цикла «Сказки несовершенного времени»)

А потом северный олень нам доставил послание от Кая и Герды. Тут был план Андерсенграда. Его сочиняли долгими зимними вечерами Кай и Герда, а белые пчелки порхали за окном и ждали прилета Снежной королевы.

Дорогая Девочка со спичками! Готовы поделится своими фантазиями:

1. «Мы строим Андерсенград».

Игра-путешествие для учащихся 3–6-х классов. Пункты путешествия:

· «Ключ от города» (кроссворд в виде ключа),

· «Площадь Андерсена»,

· «Библиотека им. Андерсена»,

· «Картинная галерея», «Театр»,

· «Музей архитектуры»,

· «Карусель “Времена года”»,

· «Райский сад»,

· «Музей истории города»,

· «Музей великого сказочника»,

· «Мы и Андерсен» (творческая лаборатория или площадка).

Выполняя домашние задания, участвуя в викторинах, работая на творческой площадке «Мы и Андерсен» дети вместе со взрослыми возведут свой Андерсенград и пригласят своих сверстников в путешествие по нему.

2. «Андерсеновские чтения».

Для учащихся 4–6 классов. Дети готовят мини-исследования по творчеству Андерсена. Лучшие работы могут быть представлены на выставке или прочитаны на «Андерсеновских чтениях».

Предлагаем такие темы:

· «Жили-были по-андерсеновски.» (Как начинаются сказки Андерсена)

· «География сказок Андерсена.» (В какой стране происходит действие сказок Андерсена).

· «Путешествия у Андерсена.» (Кто и какие путешествия совершает в сказках писателя).

· «Сказка или история? (Что можно назвать сказкой, а что историей?)».

· «Мой Андерсен.» (Кто и когда впервые познакомил тебя с Андерсеном? Какую первую сказку Андерсена ты прочитал сам? Твоя любимая сказка Андерсена).

· «Волшебные вещи в сказках Андерсена.» (В чем заключается их волшебство?).

· «История обыкновенных вещей в сказках Андерсена.» (Что необычного в этих историях?).

«Если бы Андерсен оказался в нашем сегодняшнем мире, о чем бы он написал свои новые сказки и истории?»

3. «Андерсеновская энциклопедия».

В создании энциклопедии могут принимать участие ученики 3–6-х классов, а при желании и более старшие. Каждый ученик должен на формате листа А4 выполнить небольшое творческое задание – дать объяснение какому-либо слову, рассказать о какой-либо сказке, герое сказки, реальном человеке и т.д. Все выполненные задания собираются в папке-скоросшивателе по алфавиту и получается книга. Таким образом все дети, принимавшие участие в этом мероприятии становятся коллективом авторов» «Андерсеновской энциклопедии». Начиная эту работу необходимо составить список тем, по которым будут работать дети, а для примера можно показать им «Лермонтовскую энциклопедию» (М., 1981).

Темы:

· произведения писателя;

· герои произведений;

· страны и города, где бывал писатель и те, где происходит действие его сказок;

· вещи, о которых рассказывал Андерсен, и вещи, которые окружали людей в XIX веке;

· толкование трудных слов;

· люди, с которыми дружил Андерсен и о ком он писал;

· художники, иллюстрировавшие его сказки;

· кино, театральные и музыкальные версии сказок писателя;

· писатели и другие известные люди об Андерсене.

Такая энциклопедия может быть выполнена и в электронном виде, если в школе есть соответствующая техника.

4. Журнал «Андерсениана».

На родине Андерсена, в Дании, выходит научный журнал «Андерсениана», посвященный изучению творчества писателя. На его страницах печатаются новые документы об Андерсене, ранее не публиковавшиеся его записи, открытия и разыскания литературоведов. Рассказав об этом журнале детям, можно предложить им создать свой журнал, не такой серьезно-научный, а популярный, детский. Название его может быть таким же: «Андерсениана». Как и в каждом журнале в нем должны быть рубрики. Это могут быть: «Истории из жизни писателя», фотостраничка «Мы и Андерсен», где будут помещаться фотографии с книгой Андерсена, или в костюме героя сказки Андерсена и др., «Доска объявлений» – веселые объявления от имени героев сказок Андерсена, «Поздравления и телеграммы» Андерсену и его героям, викторины, кроссворды, ребусы по сказкам Андерсена.

5. Литературный праздник «Волшебный сад Андерсена».

Этот праздник можно провести в начальной школе. Он будет посвящен тем сказкам Андерсена, где цветы или растения – главные герои или о них упоминается. Такой праздник особенно уместно провести в апреле, когда природа пробуждается от зимнего сна и появляются первые цветы, ведь и день рождения писателя в апреле.

Для составления литературных игр, викторин, кроссвордов для праздника могут быть использованы следующие сказки: «Дюймовочка», «Снежная королева», «Цветы маленькой Иды», «Свинопас», «Ромашка», «Дикие лебеди», «Гречиха», «Ель», «Бузинная матушка», «Лен», «Пятеро из одного стручка», «Улитка и розовый куст», «Подснежник», «Кто же счастливейшая?», «Судьба репейника», «Садовник и господа», «Картошка», «Мотылек».

Грустная Русалочка вдруг вспомнила, как она, будучи прекрасной девушкой, любила балы и позвала нас на бал к самому Королю.

Здравствуй, дорогая девочка со спичками. Ты спрашиваешь, как лучше отметить день рождения Х.К.Андерсена?

Вот тебе мои предложения. Может быть, что-то тебе и понравится.

1. Бал у короля.

На бал могут быть приглашены герои сказок Х.К.Андерсена, а, возможно, и герои других сказок. И, конечно, все наши любимые читатели. Для тебя там тоже найдется место. Не горюй.

2. День рождения отмечаем за городом, предположим в том месте, где увидел свет «гадкий утенок».

3. Можно, конечно, отправиться к Снежной Королеве. Я, думаю, что это будет очень интересно. Хотя, я зиму не очень люблю. Да и ты, пожалуй, тоже. Холодно. Так что этот вариант нам с тобой, пожалуй, не подойдет.

4. Лучше отправиться в путешествие на летающем сундуке. Ты знаешь такую сказку? Я думаю, это будет замечательно. Представь себе, я летала на самолете, на вертолете, а вот на таком виде транспорта никогда. Хотя, нет: в этот сундук не уместятся наши любимые читатели. Жаль, я уж придумала куда бы мы полетели. Мы бы полетели в страну эльфов. Где всегда тепло, много цветов и, наверное, пахнет земляникой.

5. А что если – в зоопарк?! Самый необычный – «андерсеновский». Или опять же в «андерсеновский» сад. Но это можно сделать и в будний день.

Так что же у нас остается? Пожалуй, бал у короля. Я думаю, что здесь я не буду оригинальна. По всей видимости, все библиотекари предложат то же самое. Где же еще лучше отметить день рождения великого сказочника, как не роскошным балом у самого короля. Так что, дорогая девочка со спичками, готовься, а наши ребята помогут тебе подобрать наряд или сделать маску. У них фантазии больше.

Что тебе еще написать? О своей любимой книге Х.К.Андерсена. Пожалуй, это «Снежная королева». Мне она нравится, потому что там показаны разные психологические характеры, взаимоотношения между людьми и умение любить других людей, даже может быть и тогда, когда они не достойны такого чувства. Горячая любовь способна растопить даже ледяное сердце. Но всегда ли мы умеем так любить?

Кстати, моим маленьким читателям, эта книга тоже очень нравится. Однажды на одном из занятий мы не только прочитали, но и очень серьезно обсудили ее. Материалы этого урока были опубликованы в одном из номеров газеты «Библиотека в школе».

Думая над тем, как лучше отметить день рождения Х.К.Андерсена, я взяла книгу и перечитала некоторые сказки. И первой была «Гадкий утенок».

«Хорошо было за городом!»

И далее описание природы, ясного, солнечного дня, огромных лопухов. И так захотелось туда, за город, где тепло и солнце, и огромные лопухи, петухи, куры и гуси – огромный мир природы. И можно ходить босиком по земле, по зеленой траве, по цветущему клеверу.

«Погода стояла чудесная, зеленый лопух был залит солнечным светом».

Далее я отметила в этой сказке чувство долга и ответственности у утки, высиживающей утят. Иногда нам приходится выполнять нудную работу, и делать это необходимо, хотя вокруг есть масса более интересных вещей.

Бедная утка с удовольствием бы плавала вместе с другими, но чувство материнского инстинкта и долга удерживают ее на месте.

Вторая мысль, всегда ли мы внимательны к тем, кому наше внимание просто необходимо.

«Посмотрим на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один – в отца! А он-то негодный, даже не навестил меня ни разу!»

В сказке еще один важный момент – воспитательный. С первого дня жизни утка учит детей не только плавать, но и правильно вести себя в обществе. Как правильно поставить лапки, как поклониться и сказать «кряк» – своего рода этикет. С каким уважением нужно относиться к старшим.

Детям для серьезного разговора можно задать вопрос:

· Как вы считаете, правильно ли сделал гадкий утенок, убежав с птичьего двора?

· Какими чертами характера нужно обладать, чтобы решиться на такой поступок?

· Часто общество отвергает тех, кто не похож на всех остальных. Как вы думаете, почему? И как это может повлиять на тех, кого отвергают?

Вот так, задавая вопрос за вопросом, можно довести читателя до осознания очень бережного и внимательного отношения к другим, даже в чем-то и не похожих на нас самих.

До свидания, девочка со спичками. Мне понравилось общаться с тобой.

При оформлении
использованы рисунки
А.В.Кокорина

Девочка со спичками и сестрица Элиза – Татьяна Рудишина, Москва, БШ;

Маленькая Ида – Елена Макарова, Москва, школа № 1302

Герда и Кай – Мария Андреева и Марина Короткова, Москва, НМЦ Восточного округа и ЦДЮТ им. А.Косарева

Русалочка – Валентина Клочкова, Москва, школа № 1004