Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2005


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Ксения Молдавская

Отчего вянут паруса

Подведение итогов Второго всероссийского конкурса на произведения для детей и юношества «Алые паруса» было приурочено к открытию ярмарки детской литературы «Читай-ка». Той самой, что планировалась еще в прошлом году, но состояться смогла только в этом.
Хотя, если честно, меня даже удивляет, почему она смогла состояться. Несмотря на то, что Гендирекция ММКВЯ предпочитает тактично не замечать своих «соперников», организаторов ярмарки Non/fiction, назначать одну книжную выставку через две недели после другой – чистое безумие. Однако «Читай-ка» состоялась. На ней прошел инициированный Федеральным агентством по печати «Круглый стол» о судьбах детской литературы, но было мало издателей и еще меньше посетителей, в связи с чем столь отрадное, казалось бы, событие получило от ехидной публики в кулуарах обидные прозвища «Нечитай-ка», «Чихай-ка» и даже «Начхай-ка». Все-таки, наверное, лучшим временем для такого рода события был бы месяц май. Зато на этой ярмарке были выставлены (под стеклом и в одном экземпляре) изданные «Детской литературой» книги победителей «Алых парусов» прошлого года. Можно, я ничего не буду говорить об их качестве?

 

Новые имена?

Ксения Александровна
Молдавская

обозреватель газеты «Книжное обозрение»
– специально
для «БШ»

Но все же в прошлом году конкурс открыл новые имена, наградил молодых авторов, представил всей стране продукцию немосковских издательств. В общем, прошлогодние «Алые паруса» внушали серьезные надежды на то, что конкурс станет мощным орудием за возвращение утерянных позиций отечественной детской литературы.

Нынешние «Паруса» оказались какими-то… вялыми. Все пошло наперекосяк еще с того момента, когда началось переформирование министерств. В связи с ним объявление конкурса отложилось на несколько месяцев: в результате, книги и рукописи принимались несколько торопливо.

Второпях пришлось действовать и рабочей группе, дававшей предварительную оценку присланным на конкурс произведениям. Да и жюри, похоже, тоже трудилось в какой-то непонятной спешке. Иначе никак невозможно объяснить, почему оно, вручив безусловно заслуженные награды безусловно заслуженным авторам, безнадежно исказило саму идею конкурса.

Во-первых, в шорт-листы1, в отличие от прошлого года, попали только Москва и Петербург. Случайно затесавшееся в столичную компанию челябинское издательство «Фонд Галерея» («Крыши старого города», «Окна старого города», «Двери старого города» художницы Юлии Гуковой) только подчеркнуло, насколько не всероссийским получился конкурс на этот раз. Между тем, на «Алые паруса» было прислано немало книг региональных издательств, и среди них встречались весьма достойные, особенно в номинации «Познавательная книга». Здесь были представлены чрезвычайно интересные краеведческие издания. Но до финала эти книги не дошли. Причем «История Кузбасса в рассказах для детей», которую без натяжек можно назвать идеальной краеведческой книжкой для читателя 7–9 лет (мы обязательно расскажем о ней в ближайшее время подробнее), вылетела из шорт-листа на заседании жюри уже перед самым финалом.

Стоит ли удивляться, что награды получили одни лишь московские авторы? Впрочем, идея конкурса была искажена и тут. Не могу удержаться от сплетни: за две недели до торжественной церемонии поэт Марина Бородицкая услышала сразу два объяснения, почему ее книги «Думай, думай, голова!» не будет в шорт-листе (причем следует заметить, что самой Бородицкой и в голову не приходило какие-то вопросы задавать, она даже не знала, что ее книга была номинирована). «Вы же известный поэт, Марина Яковлевна, а конкурс призван выявлять новые имена!» По второй версии, которую она услыхала из других уст, все бы ничего, но в книге много старых стихов, а награду следует давать за новые произведения. Что случилось потом, все уже знают: награду в номинации «Поэзия» получил всеми любимый и уважаемый Роман Семенович Сеф за первый том своего «Избранного».

Столь же новое имя и новое произведение открыла конкурсная номинация «Художественная иллюстрированная книга», где победил Геннадий Калиновский с иллюстрациями к «Путешествиям Гулливера», созданными около двадцати лет назад и в минувшем году украшенными рамочками и бордюрчиками в издательстве «Вита-Нова».

Пожалуй, только в номинации «Проза» было названо новое имя и новое произведение: известный литературовед Мариэтта Чудакова выступила как автор «романа воспитания» для подростков, представив повесть «Дела и ужасы Жени Осинкиной», с которой должен начаться большой «сериал». Говорят, это хорошая книжка. Но рядом с ней в шорт-листе стояла и новая книга Сергея Козлова «Лунная дорожка», предназначенная совершенно другой возрастной аудитории. Как здесь можно было выбирать? Может быть, стоило поставить Чудакову в номинации «для юношества», переместив Козлова в номинацию «для детей»? Например, в «Книгу для дошкольника?» А может, вообще стоило дать награду кому-то из совсем молодых талантливых авторов, кому очень важна поддержка в начале творческого пути?

Своими руками

С молодыми авторами тоже вышла какая-то петрушка. Еще на первом заседании рабочей группы представитель Фонда Филатова2 предложила сократить лонг-листы за счет молодежи, представившей свои первые произведения, вычеркнув всех списком под тем предлогом, что для них, начинающих, достаточной наградой будет участие в семинаре молодых писателей в Переделкино, который как раз проходил в те же дни, что и «Читай-ка». Однако все же удалось отстоять поэта Анну Русс и прозаиков Станислава Востокова и Сергея Переляева. причем Востоков и Русс даже вошли в шорт-листы. В окончательной редакции коротких списков их не оказалось, а москвича Переляева в Переделкино пригласили только на один день семинара (видимо, у Фонда не хватило денег на оплату его проживания).

В общем, жюри собственными руками загубило идею поддержки молодых и поиска новых имен. Здесь, конечно, вы можете возразить: а как же номинация «Книга для дошкольников»? Там победил Владимир Зотов, чье имя абсолютное большинство читателей наверняка услышало впервые. К моему великому сожалению, во многих знаниях – многие печали. Я не отношусь к этому абсолютному большинству, ибо еще лет десять назад мне пришлось столкнуться с весьма настойчивым автором, назидательным сказочником Владимиром Зотовым. Так стоит ли удивляться, что с самого момента вручения наград я мечтала понять, за что получил почет и деньги сей прозаик? Ответ нашелся на той же самой «Читай-ке». Выяснилось, что бездарная вообще-то книга «Лесная азбука» издана при поддержке Московской патриархии и с предисловием, подписанным Алексием II. (no comment. – Ред.)

Едва ли не единственным отрадным событием «Алых парусов» можно назвать награждение в номинации «Литературоведение и критика» коллектива сайта отдела рекомендательной библиографии РГДБ «БиблиоГид» (www.biblogid.ru) и его главного редактора Алексея Копейкина, выпустивших бумажный альманах «По страницам сайта». Правда, и это награждение было не очень понятным: почему награжден выпуск бумажного альманаха, а не работа великолепного сайта в течение нескольких лет? Только ли потому, что электронное издание не «вписалось» в формат книжного конкурса? И также совершенно заслуженно была награждена специальным дипломом критик Мария Порядина, чью кандидатуру выдвигала газета «Библиотека в школе».

В общем и целом нынешние «Алые паруса» вызвали ощущение серьезного недоумения. Казалось, как некоторые издатели не поняли, чего от них собственно требуется и присылали вместо познавательных книг школьные дидактические материалы, так не поняло и жюри, которое ориентировалось скорее на авторитеты, чем на цели и задачи конкурса, заявленные при его организации.

Через два дня после торжественной церемонии на том самом круглом столе, что проходил на «Читай-ке», выступил писатель Валерий Воскобойников и сказал очень горькую, но справедливую вещь: «Когда такие титаны, как Чудакова, Сеф, Калиновский, участвуют в конкурсе, создается неловкая ситуация: нельзя им не дать награду. А дать им награду означает перекрыть дорогу молодым еще на год».

Бывает и по-другому

В этом смысле значительно справедливее оказался конкурс на лучшее произведение о природе для детей, объявленный издательством «ОЛМА-Пресс» еще двадцать пятого мая. Двадцатого декабря в Центральном доме литераторов подводили его итоги, и председатель жюри Ирина Токмакова особенно подчеркнула, что конкурс был честным: до самого конца отбора члены жюри не знали, кто скрывается под тем или иным номером. Всего судьям пришлось прочитать и оценить профессионализм более сотни рукописей. Победителями стали Леонид Сергеев (повесть «Жемчужный дым» и цикл рассказов «На водохранилище» – I место), Владимир Свинцов (цикл рассказов «Клыч-клуум» – II место) и Екатерина Лазаренко (сказочная повесть «Бандюга и Король» – III место). Почетные дипломы конкурса получили Владислав Бахревский, Олег Трушин, Вадим Чернышев, Валентин Осипов и Марк Садовский. Трех призеров ждут денежные награды, пусть и не такие внушительные, как на «Алых парусах». Кроме того, рукопись, занявшая первое место, выйдет отдельной книгой, а остальные отмеченные жюри работы, войдут в сборники «Олмы» наряду с известными классическими произведениями.

____________

1 Шорт-лист – (короткий список (англ.)) список авторов (произведений, организаций и т.д.), дошедших в конкурсе до финального отбора. Лонг-лист – (длинный список (англ.)) список авторов (произведений, организаций и т.д.), отобранных после первого этапа конкурса для дальнейшего рассмотрения.

2 Фонд Филатова – Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, возглавляемый С.А.Филатовым. Фонд СЭИП активно участвовал в подготовке и проведении конкурса «Алые Паруса» 2004 года.