Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2005


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Мария Порядина

Как роман

Есть люди, которые не читают – не проводят время за чтением, просто не умеют этого делать. Мне стыдно на них смотреть. Не неприятно, не противно, а именно стыдно. Нельзя же разглядывать, например, калеку, урода, квазимодо. Нечитающий – это все равно что нищий, которому не можешь подать. Поэтому и стыдно.

Первое, что усваиваешь в евангелии, – «враги человеку – домашние его». Потому что любимому занятию – и не «любимому», а наиболее естественному, самому возможному из возможных занятий – они норовят найти альтернативу. «Хватит читать, глаза сломаешь!» – и тут же придумывают для тебя миллион домашних дел. Следствие этого – тайное чтение в полутемной комнате или под одеялом, под партой, в очередях и в транспорте… миопия высокой степени, да! Потому что не читать – это все равно что не дышать. Они этого не понимают. Или делают вид, что не понимают.

А может быть – понимают и ревнуют.

Чтение – это как роман. Запретная любовь, тайная и необъяснимая.

О, эти памятные часы краденого чтения под одеялом при свете карманного фонарика! Как спешила в эти ночные часы к своему Вронскому Анна Каренина! Как они любили друг друга и как это было прекрасно! Но они любили друг друга еще и наперекор запрету читать, и это было еще прекраснее! Любили наперекор отцу и матери, любили наперекор задачам по математике, наперекор уроку по литературе на завтра, наперекор уборке комнаты, любили друг друга вместо обеда, любили не дождавшись десерта, отказывались ради своей любви от футбольного матча и похода за грибами… Они выбрали друг друга и предпочли всему на свете… Боже ты мой, вот это любовь, вот это роман!

Ого, Пеннак это знает! …Большую часть книг, сформировавших нашу личность, мы читали не во имя чего-то, а против чего-то. <…> Всякое чтение – акт противостояния.

Ага, вы поняли? Вот вам.

Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя.

Он и это знает!

И в довершение всего, мы читаем против смерти.

И это верно. У кошки девять жизней, у читателя – девятьсот девяносто девять. Нет, тысяча и одна, и потом еще столько же, и потом еще… Чтение – это Шахерезада, которая никогда не надоест, не состарится, не уйдет к другому. Она не предаст, не изменит… хотя бы потому, что не давала никаких клятв.

Но чтение – далеко заводит…

Бовари – это я. Нет, не он, а я. Это моя история – история девушки, которая слишком много читала.

Читатель – тот, который искушен. Он презирает дешевые удовольствия, он завышает требования, он норовит листать мир, как книгу, а мир не всегда подставляет нужную страницу.
А главное – читатель не может «сыграть назад». Поумнев, не поглупеешь; привыкнув к сложности, не вернешься к незамысловатости. Так Тонио Крегер с тоской смотрел, как резвится белокурая Инге, презирая ее непритязательность и смертно завидуя этой простоте.

Чтение – то, что делает меня – мною, тебя – тобою, его – им. А нечитающие так и остаются сплошной, бесформенной массой, более или менее организованной толпой, которую, к сожалению, нельзя не принимать в расчет.

Стало быть, нужен тот, кто готов превращать нечитающих в читающих.

Легко ли преподавать Словесность, когда чтение так властно требует уединения и безмолвия!

О себе скажу: нелегко. Поэтому уже давно не работаю в школе. Урок литературы – это урок насилия. Без меня, пожалуйста. (Надеюсь, школа не так уж много потеряла, когда я ушла…)

А вот Пеннак, похоже, умеет находить какие-то способы. Должно быть, он более человеколюбив, более открыт, настроен на волну общения с детьми…

Пеннак – тот, кто рассказывает истории. Как мальчик по имени Африка в повести-притче «Глаз волка», – мальчик, которым восхищаются люди и звери: Вот уж рассказывает так рассказывает!

Взрослым Пеннак напоминает: Роман должен читаться как роман: утолять в первую очередь нашу жажду интересных историй.

Поэтому он берет книгу и читает ее. Вслух. Ничего не требуя взамен. Никаких «вопросов по содержанию», никакой «техники чтения», никакого «анализа прочитанного». Это придет потом. А пока …назначение искусства – устанавливать перемирие в битве жизни.

Будем честны: мы тоже участвуем в этой битве. Все. Иногда наши противники – собственные дети.

«Марш к себе и читай!»

Результат?

Никакого.

Он заснул над книгой.

Когда-то этот ребенок был идеальным читателем – слушателем, которого ежевечерне завораживала сказка. Когда-то мы составляли – он, сказка и мы – нераздельную Троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой. Теперь он совершенно не читает – «как вся теперешняя молодежь!» – ненавидит эту нудную обязанность, ненавидит толстенные «кирпичи», ненавидит уроки литературы… И при этом пишет правильные сочинения о пользе книг. Книга священна, как можно не любить читать?

А вот так.

В книгах слишком много слов.

Для того, чтобы возобновить детский интерес к книге, не нужно ничего… только любящие родители, готовые броситься ребенку на помощь.

Читать. Вслух. Даром. Его любимые сказки.

Для того, чтобы вернуть подростка к чтению, ничего не нужно… только учитель, заинтересованный в том, чтобы заинтересовать… Взять книгу, открыть ее и читать, наслаждаясь и интригуя, не требуя и не контролируя.

Не у всех, к сожалению, есть такие родители. И не у всех – такие учителя.

Кроме того, и самый лучший учитель вынужден соответствовать – да! – требованиям.

Школьная программа! Поурочное планирование! Директор и педсовет!

Будьте уверены, все это встанет на вашем пути.

Они будут кричать, что «дети совершенно не читают», ругать телевизор и общество, не сознавая даже, что невинно лгут себе и другим. Они говорят: надо, чтобы дети читали. Имеют в виду: надо, чтобы дети не создавали нам проблем.

А вот этого никто не гарантирует.

В самом деле, чтение и любовь к чтению – это прекрасно. Но это не залог отличной успеваемости, социальной коммуникабельности и правильной жизненной позиции. Обществу нужен не читательский опыт подростка, а хороший аттестат.

И поди поспорь!

Да и с нас, взрослых, общество не спрашивает отчета о прочитанном. (Разве что пристроиться на теплое местечко литературного критика!..) Ходить на работу, воспитывать детей, посещать зубного врача – да. А вот читать…

Все-таки время читать – это всегда украденное время.

И это надо как следует усвоить.

Чтение никак не связано с регламентом жизни общества; оно, как и любовь, просто образ жизни.

Может, мы и раньше это знали, но боялись признаться. Боялись позволить, простить себе эту роскошь – быть читателем.

Пеннак просто помогает нам быть свободными.

Остальные пусть завидуют, если не могут присоединиться.

Не к нам. К чтению.

wpe367.jpg (27769 bytes)

Пеннак Д. Как роман : эссе / Даниэль Пеннак; пер. с фр. Н. Шаховской. – М. : Самокат, 2005. – 192 с.

 

 

Мысль в подарок

Дорогие библиотекарши, служительницы храма, это счастье, что все заголовки мира разложены по ячейкам в вашей превосходно организованной памяти (как бы я находил дорогу без вас, я, чья память подобна заросшему пустырю?), это просто чудо, что вы ориентируетесь во всех тематических разделах, представленных на окружающих вас стеллажах… но как бы хорошо было, если б вы еще рассказывали свои любимые книги посетителям, заблудившимся в лесу потенциальных чтений… как было бы прекрасно, если б вы развернули в их честь свои лучшие читательские воспоминания! Станьте сказительницами – волшебницами – и книжки сами попрыгают с полок прямо в руки читателям.

Даниэль Пеннак