Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Конкурс

Людмила Сухова, Татьяна Рудишина

Библиотека – в книге

В первом номере 2004 года мы объявили конкурс, условия которого начинались так «Назовите литературные произведения, в которых библиотеки и чтение играют важную роль в развитии сюжета, в характеристиках героев, либо библиотека является местом действия. Важно не просто назвать произведения, но и указать соответствующие главы, страницы по определенному изданию и пояснить, какова роль чтения, или библиотека в этом произведении…»

Из ваших писем и разговоров при встречах мы знаем, что конкурс не только понравился, но многие из вас в своих библиотеках и школах проводят целые исследования и проекты, но… о том, что получилось мы знаем только понаслышке.

«Времени не хватает написать», – самый весомый аргумент.

Верим. И у нас в сутках по-прежнему 24 часа. А если в минутах, то их – 1440. А в секундах? 86 400 – вот сколько.

Впечатляет? Оно, конечно, ничего не меняется, но звучит: восемьдесят шесть тысяч…

В итоге мы получили всего два, но (!) совершенно блестящих материала на конкурс.

Первым было письмо от Елены Макаровой из Москвы. «Для меня участие в конкурсе – это составление библиографического указателя “Книга и библиотека”. Только такая работа не для одного специалиста, а для всех или хотя бы многих. Ведь только вместе мы сможем составить подобный указатель, потому что материала – море. Да к тому же каждый эту тему и каждое произведение в отдельности видит по-своему. Думается, такой указатель сведет воедино наши знания, приязни, сведения о литературных произведениях, представляющих книгу и библиотеку на уровне главных действующих лиц. Предлагаемый небольшой список – только начало, своеобразная “заготовка” для совместной работы.

Школьные библиотекари давно привыкли проводить занятия, на которых знакомят детей с историей возникновения книги, книгопечатания, библиотек и т.п. Но ведь к этой теме можно подойти и иначе. Именно конкурс “БШ” подсказал нестандартный и оригинальный путь – библиографический указатель “Книга и библиотека”, который каждый может сделать и использовать по-своему».

Елена Макарова предложила список из 28 наименований книг и вариант его компановки для будущего указателя «Сокровищница мыслей».

«В нашей школьной практике постоянно возникают ситуации, когда нежданно оказываешься с классом один на один и надо с ним о чем-то говорить, что-то рассказывать (желательно, интересное, иначе слушать не будут). Почему бы и не побеседовать о книге. Только не в историческом ракурсе (к нему можно будет вернуться позже), а в литературно-художественном, вернее – неожиданном для детей.

Можно ведь спросить у ребят – а зачем современному человеку книга? Да и нужна ли она сейчас в век всеобщей компьютеризации и Интернета? Причем этот вопрос будет уместен во всех классах с 1 по 11. Выслушав всевозможные ответы, можно задать следующий – существуют ли на белом свете литературные произведения, где одними из главных героев являются книга и библиотека? Возможно, что ответом будет молчание. Не беда, главное – заинтересовать, а потом и поговорить, выбрав произведения по возрасту из примерно такого (или любого на эту тему) списка, который может существовать как в алфавитном, так и в других видах.

Имея разные варианты подобного указателя можно легко придумать всевозможные библиотечные занятия, как запланированные, так и неожиданные, задавать вопросы, ориентируясь на возраст детей, и учитывая их интересы. С малышами побеседуем о сохранности книг и учебников, но в игровой, а не в назидательной форме (С.Маршак). С учащимися 5–6-х классов поговорим о том, какие бывают библиотеки – детские и домашние, технические и школьные, универсальные и классные (Н.Носов). В 7–8-х классах уместен разговор о мировых бестселлерах, в том числе и о серии книг про Гарри Поттера. Интересно узнать мнение ребят об этом герое и о фантастике заодно. С десяти-, одиннадцатиклассниками можно поговорить о детективном жанре и лучших его представителях. Задать, например, вопрос: детектив – это хорошо, плохо или как? И везде потихоньку переходить на наш список, знакомить ребят с книгами из него, заинтересовывать, т.е. ненавязчиво создавать условия для желания почитать (мотивация к чтению – ау!). Для учителей и коллег-библиотекарей подойдет такая форма, как обзор, презентация, день информации, праздник книги и библиотеки на день библиотекаря или любой другой подходящий случай.

А можно провести еще парочку конкурсов “на всю БШ”. Например, конкурс на лучшее название данного указателя. Или конкурс на самый интересный сценарий мероприятия с использованием нашего общего указателя. Или…»

Второй материал на конкурс прислан из г. Новоуральска Свердловской области. Это рекомендательный список литературы для учащихся 7–11-х классов «Библиотека в интерьере эпохи». Составила его Наталья Романовская, библиограф ЦГБ для детей и юношества. Список художественных произведений о библиотеке, библиотекарях и чтении дополняют цитаты о библиотеке и чтении, а также размышления читателей о современном библиотекаре.

Любопытная деталь: списки Елены Макаровой и Натальи Романовской совпали всего по четырем позициям – Р.Брэдбери «451° по Фаренгейту», А.Лиханов «Детская библиотека», В.Шукшин «До третьих петухов», У.Эко «Имя Розы».

Оба этих замечательных списка будут опубликованы в одном из летних номеров газеты и станут для вас ценным пособием. А вам будет жаль, что его авторы – не вы!

Не получилось множества конкурсных работ, они бы взаимодоподняли друг друга. Однако, несмотря на то, что претендентов оказалось двое, обе работы достойны I места. Так что мы делим призовой фонд (он равен четырем тысячам рублей) между Еленой Макаровой (Москва) и Натальей Романовской (Новоуральск).

Поздравляем наших лучших изыскателей!