Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Уголок Земли

Надежда Капитонова

«Не может Родина быть малой...»

Как все начиналось

Если бы мне года три тому назад сказали, что я буду составлять хрестоматию для школы, я бы долго смеялась. Ну, какое я имею право составлять учебник? Это удел ученых, а не библиотекарей-практиков. Но пути Господни неисповедимы. Мне пришлось составлять даже не одну, а две хрестоматии.

Ввели в школьные программы «региональный компонент». Появилось в школе «Литературное краеведение», но этот курс не был обеспечен у нас ни текстами, ни сведениями об авторах-земляках. Преподаватели литературы и учителя начальных классов были «безоружны». Детские писатели и поэты в области были и есть, но так сложилось, что детская литература у нас никогда не является предметом изучения профессионалов-литературоведов, не преподается она ни в одном из вузов. Выяснилось, что за всю историю детской литературы Южного Урала нет ни одной обзорной статьи – ни за какой-нибудь период, ни по какой-либо теме. Но все по порядку.

Жил в нашем городе интересный человек – учитель и поэт Ася Борисовна Горская. Она в своей школе № 15 организовала школьное литературное объединение «Кораблик» и много лет вместе с ребятами собирала материалы о челябинских писателях. Школа гордилась своим литературным музеем. И была у Аси Горской мечта – издать «Уральский сундучок», куда бы вошли лучшие произведения южно-уральских писателей, в основном адресованные ребятам младшего возраста. Издатели отказывались – слишком убыточным виделся им проект. И тогда Ася Борисовна обратилась в совсем молодое издательство «Взгляд».

Здесь подумали и предложили издать не «Уральский сундучок», а хрестоматию для 1–4-го классов, так нужную сегодня школе. Стали искать составителей. Один уже был – Ася Горская. Вторым согласилась стать Татьяна Николаевна Крохалёва – заслуженный учитель России (она ведет спецкурс «Детские писатели Урала» в педучилище № 2), а третьим – уговорили автора этих строк. Наша библиотека всегда вела работу с местными авторами, издавала методико-библиографические материалы о некоторых из них, устраивала встречи с писателями, в давние годы библиотека была в составе внештатной редакции при единственном тогда Южно-Уральском книжном издательстве. Тогда каждая «детская» рукопись проходила через наши руки. Библиотека бережно хранит все издания местных писателей за многие годы. Создана довольно полная библиография. Кроме того, почти 40 лет библиотека вела передачи на областном телевидении «Встреча с книгой» и, конечно, в первую очередь в ней рассказывалось о челябинских детских писателях и поэтах. В этой работе есть и моя доля. Но для составления полнокровной хрестоматии этого было мало.

Работа

Перед нами встала очень трудная задача. Обратились в областное отделение Союза писателей России, а там работают новые люди, нет архива. Нет у нас ни областного, ни городского литературного музея, ни специальной экспозиции. До 2000 г. в городе была Ассоциация детских писателей, издавался детский журнал «Тропинка», но с отъездом их организатора не стало ни того, ни другого. Составителям выпал тяжелый труд по отбору имен, текстов. Пришлось перелопачивать груды материалов в областной научной библиотеке и в областной детской. Решили ограничить круг писательских имен географическими границами области. Включили произведения только тех писателей, которые имеют самое непосредственное отношение к области своим проживанием, творчеством. Исключение сделали для Бажова.

В хрестоматии есть имена незаслуженно забытых писателей и совсем молодых. Главный критерий отбора – художественная и историческая ценность произведения. В учебное пособие вошли работы разных жанров: рассказы, стихи, сказы, сказки. Материалы в хрестоматии решили расположить по классам, дать вопросы для детей. Это сделала работник Челябинского института дополнительного профессионального образования педагогических работников (ЧИДПОПР) Людмила Николаевна Чипышева.

При поддержке Главного управления образования и ЧИДПОПР «Хрестоматия по литературе родного края. 1–4 класс» вышла в свет в начале 2002 г. О ее презентации в г. Озёрске газета «БШ» уже писала (2002, 1–15 июня. С. 7). К хрестоматии можно было бы предъявлять претензии – такое издание появилось впервые, времени было мало, – но книга оказалась очень востребованной. И сразу же возник вопрос о создании подобной хрестоматии для 5–6 и 7–9-го классов.

После бурных дебатов решили, кто будет составлять, какой она будет. Главную работу пришлось взять на себя Т.Крохалёвой и автору этих строк. Третьим составителем стала Т.Соловьева – работник института. Мы решили, что это будет одно учебное пособие для 5–9-го классов. Его название подсказал Константин Скворцов – наш поэт и драматург (он сейчас живет и работает в столице) – «Литература России. Южный Урал».

Структурировать хрестоматию решили не по классам, а по условным историческим периодам. Все пришлось открывать заново. Мы были уверены, что наша южно-уральская литература начинается с конца 30-х годов прошлого века. Но поиски дали свои открытия: еще в середине XIX века в Челябинске были авторы, произведения которых очень интересны сегодняшним детям. Так что школьникам 5–9-х классов мы смогли представить литературу родного края почти за полтора века ее истории. Нам казалось, что книг для этого возраста у нас не очень много. Но мы ошибались. В первую хрестоматию вошли 36 имен, во вторую – 30, и, кроме того, в статьях об исторических периодах рассказано или упомянуто еще около 100 (!) имен писателей, связанных с нашим краем. Почти пятьсот страниц текстов и рассказов о писателях. Это учебное пособие помогает понять время, события, место края в истории страны. Школьники могут проследить историю нашего края: что значили для Южного Урала революция, гражданская война (по произведениям известных всей стране писателей Ю.Либединского, Л.Сейфуллиной), могучие стройки 30-х (Магнитка, Челябинский тракторный завод – поэзия Б.Ручьева, Л.Татьяничевой, М.Львова), Великая Отечественная война, когда Челябинск стал Танкоградом, а область по праву входила в «опорный край державы» (как писал А.Твардовский) – и так до сегодняшних дней.

В хрестоматию поместили произведения тех писателей, книги которых давно не издаются, но вошли в историю отечественной детской литературы (например, Анатолий Климов с книгой «Мы из Игарки»...) Составители старались взять у известных писателей все лучшее, что пережило время. Можно проследить творческие судьбы сегодняшних писателей и поэтов Южного Урала – Рустама Валеева, Константина Скворцова, Николая Годины, Николая Воронова, Риммы Дышаленковой...

Мы учли недоработки первой хрестоматии: более подробно и доступно написали о жизни и творчестве писателей. Старались сделать интересно для ребят. Пока работали над книгой, открыли много писательских судеб, иногда трагических. Открывали и там, где, казалось бы, все давно известно. Поместили фотографии писателей. Указали авторов статей о них.

После каждого очерка о писателе дана библиография его работ и материалов о нем. Есть указатель имен.

Как и первая хрестоматия, «Литература России. Южный Урал» оказалась востребованной. Приобрели ее не только школы и библиотеки, но и все, кому дорога литературная история края. Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 5–9 класс» была отмечена Дипломом городского конкурса «Мой подарок родному городу» в номинации «Издательская деятельность». (Не случайно через год вышло второе издание тиражом 10 тыс. экз.).

После презентации книги оказались нужны выступления о том, как она составлялась, что осталось «за кадром». Пришлось много выступать перед литераторами города и области, школьными, детскими и сельскими библиотекарями (46 выступлений, кроме Челябинска еще в шести городах и районных центрах). Несколько передач о хрестоматии прошло по радио (у нашей библиотеки есть своя передача на областном радио «Брось все – и читай!» и постоянная рубрика в передаче «Я расту»).

Урал велик – писателей много

Когда закончилась работа над хрестоматией, мы поняли, что мы в долгу перед другими писателями Урала, жившими и живущими в Екатеринбурге. Они не вошли в учебное пособие. Успокаивало нас то, что о них есть материалы в российской печати. Наша библиотека подготовила новые методико-библиографические материалы о П.П.Бажове к 125-летию сказителя, а также пособие «Мамин-Сибиряк и Южный Урал».

Рамки хрестоматии, к сожалению, не дали возможности поместить материалы других российских писателей, которые или писали о нашем крае, или связаны с ним биографией. Это была бы еще одна книга, большая и интересная.

Знаете ли вы, что

В.А.Жуковский вел подробные дневники и делал рисунки, когда сопровождал в поездке через Южный Урал будущего царя Александра II. Н.Г.Гарин-Михайловский строил у нас железную дорогу. Кстати, псевдоним он взял по имени своего маленького сына Гари, родившегося в нашем Усть-Катаве, где писатель-инженер жил несколько лет...

В начале 30-х годов прошлого века в нашем крае бывал Виталий Бианки (и даже был гостем нашей библиотеки!). Про наши края он написал три рассказа.

Первая книга писательницы Ф.А.Вигдоровой «Мой класс» написана о ее работе в одной из магнитогорских школ. В 50-е годы Вигдорова бывала в нашей области, когда писала свою трилогию «Дорога в жизнь» о судьбе одного из любимых учеников А.С.Макаренко – Семена Калабалина (Карабанова в «Педагогической поэме»). Одна из частей трилогии – «Черниговка» посвящена детскому дому Калабалиных во время войны в нашем Катав-Ивановске.

Наталья Кончаловская дважды приезжала к нам, выступала перед ребятами. Свои впечатления о поездках поместила в свою книгу «Магнитное притяжение» (М., Дет. лит., 1976).

Детство и юность Валерия Медведева («Баранкин, будь человеком!») прошли в Челябинске, он об этом долго не писал, так как в 1937 г. был расстрелян его отец и, видно, воспоминания были тяжки.

Юнна Мориц в детстве, в начале войны попала в Челябинск, училась здесь в начальных классах. У нее есть стихотворение, посвященное Челябинску и маленькому челябинцу Косте Рубинскому, который стал поэтом и чьи стихи вошли в хрестоматии. В челябинском издательстве «Автограф» вышел сборник стихов Юнны Мориц для детей «Ванечка» (2002).

Этот список можно было бы еще долго продолжать. Мы подготовили консультацию для учителей и библиотекарей по этим материалам, назвали ее «Краеведческие аспекты работы с детской художественной литературой». И эта тема оказалась востребованной.

Подведем итоги

Но сначала вернемся к хрестоматиям. Не успело выйти учебное пособие для 5–9-го классов, как издательство предложило работать для 10–11-го классов. Вот тут я уже категорически отказалась. Необходимо знание краевой литературы для взрослых, а это уже совсем не мое. Главным составителем новой хрестоматии стала Т.Н.Крохалёва. В книге – 46 авторов. Она построена по тематическому принципу. Кстати, все три хрестоматии хорошо сделаны полиграфически.

Итак, в нашей области появились учебные пособия для всех классов (1–11) по родной литературе. Каждое из них продолжает и дополняет предыдущее. Не все в них идеально, есть и просчеты. Но преподаватели увидели в хрестоматиях ответы на многие вопросы, разнообразие тематики, богатство материалов, «работающих» в помощь патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию, языковое богатство.

В литературе Южного Урала отражено своеобразие края, его природных богатств, истории, многонациональности, культуры. Подобранная в хрестоматиях литература помогает понять душу нашего края. Становятся ясными слова из стихотворения К.Скворцова «Не может Родина быть малой с такой великою душой».

Надо еще иметь в виду, что некоторые произведения, представленные в хрестоматиях, читатели не найдут в библиотеках. Одни не сохранились, другие – новые – изданы таким малым тиражом, что практически недоступны. Тем ценнее те отдельные рассказы, отрывки, стихи, что читатели увидят в учебных пособиях.

Библиотекарям – детским и школьным – хрестоматии заложили фундамент для работы с читателями разного возраста с литературой Южного Урала в самых разных аспектах (темы, жанры, авторы... и т.д.). У нас в области нет литературной карты. Но теперь нам легко ее составить. Параллельно с работой над хрестоматиями мы представляли материалы южно-уральских детских писателей в «Календаре знаменательных и памятных дат. Челябинская область», который очень добротно делает областная научная библиотека. Кроме того, наши материалы вошли в новые важные издания «Энциклопедия. Челябинск» и «Энциклопедия. Челябинская область».

Зачем я все это рассказываю?

Может быть, в вашей области давно есть такие хрестоматии, а если и нет, то скорее всего не вам придется их составлять. Но остается «региональный компонент». Мы в последние годы очень хорошо поняли, как важно работать с краевой литературой, как важна система работы с ней, как важен в этом союз библиотеки и учителя. Как повысилась роль детских и школьных библиотек в этой работе. Нам самим приходится следить за литературным процессом. В области десятки издательств, литературы для детей стали издавать больше, чем еще несколько лет назад. Появляются новые имена. Они требуют внимания, а их книги – изучения.

Работа над хрестоматиями заставила нас активизировать работу с книгами земляков. В литературной гостиной нашей библиотеки побывали все ведущие детские писатели и поэты. Только за последние три года мы провели 15 радиопередач о литераторах Челябинской области. Я уже не говорю о выставках и обзорах в библиотеке.

Мы поняли, как важно быть внимательными к каждому материалу, к каждому автору. Пример: не секрет, что встреча с писателем, даже самая интересная, иногда остается потом только строчкой в отчете: ни стенограммы, ни звукозаписи, ни конспекта. Уходит писатель из жизни, и мы начинаем искать сведения о нем. Иногда уже и не находим. К сожалению, за то время, что создавались учебные пособия, мы похоронили несколько писателей и поэтов, в том числе и первого составителя первой хрестоматии Асю Горскую. Книга для них – особый памятник.

В одной из заметок о хрестоматии (М.Фонотов, «Челябинский рабочий», 26 марта 2004) есть слова: «По признанию педагогов, обращение к произведениям южноуральских прозаиков и поэтов на уроках литературы “вызывает у школьников поначалу удивление, затем радость открытия, а в конечном итоге – любовь к своему краю, гордость за свою страну”».

Ради этого стоит работать!