Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я иду на урок

Валентина Клочкова

Кто скрывается за образом медведя в русских народных сказках

Незапланированный библиотечный урок

Дети с шумом раскрыли дверь и радостно сообщили: «А у нас свободный урок!» И, так как я не разделяла их радости, они уже потише попросили: «Можно мы у вас посидим?» «Пожалуйста! – ответила я. – Только, пожалуйста, потише. У меня серьезный отчет».

Дети чинно уселись и зашуршали листами, но читать им явно не хотелось. Тогда для чего же они пришли в библиотеку, могли бы, например, гулять в коридоре или сидеть в столовой, где никто не заставит их сидеть молча.

– А что вы пишете? – через короткое время спросил один.

– Может, вам надо помочь? – предложил другой.

– А какие новые учебники поступили? – послышался очередной вопрос.

– Можно нам их проштамповать?

Я поняла, что продолжать мою работу сейчас бесполезно, отложила бумаги в сторону и предложила: «Ну что ж, давайте поговорим!»

– Давайте! – сразу откликнулись ребята.

– Да вы даже не спросили, о чем.

– А что спрашивать? – высказал скептическое предположение Дима. – Сейчас вы, наверное, спросите, что вы читаете, и все по очереди будут рассказывать. Скучно, как на уроке литературы.

Честно говоря, я и сама еще толком не знала, о чем повести с ними разговор. Мой взгляд почему-то задержался на яркой книжке, которую только что сдал ученик начальной школы.

– А давайте поговорим о том, что вы читали давным-давно.

– Неужели в первом классе? – съехидничал кто-то.

– А почему бы и нет? – продолжила я. – Мы поговорим о русских народных сказках и свяжем их с историей.

– Да как это можно? Нет, ничего не получится из такого разговора, – усомнились дети. – Эти вещи несовместимы.

– А разве сказки – это не русская история, и разве не отразился в них быт русского народа? Но сегодня мы будем говорить не об этом. Скажите, какие сказки вы знаете?

– Что, перечислять?

– Да нет. Я хотела у вас спросить, на какие типы делятся русские сказки?

– Это мы помним: сказки о животных, волшебные и бытовые.

– Хорошо. А вот теперь скажите мне, к какому типу относится, например, сказка «Маша и медведь»?

– «Маша и медведь»? – задумались дети.

– Если сказать о животных, то там есть Маша, значит, не то.

– Если сказать – волшебная, то, пожалуй, все сказки в какой-то степени волшебные, но там нет никаких превращений, значит, опять не то.

– Если сказать – бытовая, то там немножко можно разглядеть быт, но это не самое главное.

– Тогда, что же это за сказка?

– Не знаем, – ответили дети.

– Можно сказать, что это сказка о животных, да и медведь ведет себя, как человек.

– Хорошо. Тогда мы поведем разговор по-другому. Вы, наверное, слышали, как часто людей сравнивают с животными, когда говорят: злой, как волк; хитрый, как лиса; трусливый, как заяц. А что мы можем сказать о медведе?

– Медведь большой и толстый.

– Важный.

– Любит сладкое: мед, малину.

– Ленивый.

– Ему все подчиняются. Он – хозяин леса.

– Я поняла, – сказала Лена, – медведь – это барин, помещик.

– Да, пожалуй, это так, даже шуба у него как у барина, богатая, – подтвердил Саша.

– Но это не самое главное, – продолжила разговор Нина. – Я считаю, что Маша в течение нескольких дней работала на медведя бесплатно, а это и есть самая настоящая барщина. Из учебника истории мы знаем, что так называется бесплатный труд крепостного крестьянина на своего помещика. Барщина на Руси в некоторых районах достигала шести дней в неделю.

– В сказке «Мужик и медведь» медведь с мужика берет часть продуктов, то есть даже не часть, а ровно половину. И хотя мужику удается обхитрить медведя, но все-таки это очень похоже на оброк, который платили помещику крепостные крестьяне. Сначала это был оброк продуктами, а затем денежный оброк.

– Да, в самом деле очень похоже, – подтвердил догадку ребят Сережа. – Честно говоря, мне бы это никогда в голову не пришло.

– Я бы хотела добавить, – вступила в разговор Лена, – что помещик в русских народных сказках всегда глупее, чем мужик, точно таким же предстает в сказках и медведь. Вот и медведя в сказках все обманывают, хотя он и сильный физически, он почти всегда проигрывает. Если есть сила, но нет ума, то сила может повредить, как, например, это случилось в сказке «Теремок».

– Ну что ж, – подвела я итог. – Спасибо вам за интересные высказывания и за те неожиданные выводы, которые вы сделали, связав русскую народную сказку с русской историей.

Иллюстрации: Русский лубок и рисунок Лены Сорокиной из художественной школы г. Абакана