Я иду на урок
Валентина Клочкова
Кто скрывается за образом медведя в русских
народных сказках
Незапланированный библиотечный урок
Дети с шумом раскрыли дверь и радостно
сообщили: «А у нас свободный урок!» И, так как я не
разделяла их радости, они уже потише попросили:
«Можно мы у вас посидим?» «Пожалуйста! – ответила
я. – Только, пожалуйста, потише. У меня серьезный
отчет».
Дети чинно уселись и зашуршали
листами, но читать им явно не хотелось. Тогда для
чего же они пришли в библиотеку, могли бы,
например, гулять в коридоре или сидеть в
столовой, где никто не заставит их сидеть молча.
– А что вы пишете? – через короткое
время спросил один.
– Может, вам надо помочь? –
предложил другой.
– А какие новые учебники поступили?
– послышался очередной вопрос.
– Можно нам их проштамповать?
Я поняла, что продолжать мою работу сейчас
бесполезно, отложила бумаги в сторону и
предложила: «Ну что ж, давайте поговорим!»
– Давайте! – сразу откликнулись
ребята.
– Да вы даже не спросили, о чем.
– А что спрашивать? – высказал
скептическое предположение Дима. – Сейчас вы,
наверное, спросите, что вы читаете, и все по
очереди будут рассказывать. Скучно, как на уроке
литературы.
Честно говоря, я и сама еще толком не
знала, о чем повести с ними разговор. Мой взгляд
почему-то задержался на яркой книжке, которую
только что сдал ученик начальной школы.
– А давайте поговорим о том, что вы
читали давным-давно.
– Неужели в первом классе? –
съехидничал кто-то.
– А почему бы и нет? – продолжила я.
– Мы поговорим о русских народных сказках и
свяжем их с историей.
– Да как это можно? Нет, ничего не
получится из такого разговора, – усомнились
дети. – Эти вещи несовместимы.
– А разве сказки – это не русская
история, и разве не отразился в них быт русского
народа? Но сегодня мы будем говорить не об этом.
Скажите, какие сказки вы знаете?
– Что, перечислять?
– Да нет. Я хотела у вас спросить, на
какие типы делятся русские сказки?
– Это мы помним: сказки о животных,
волшебные и бытовые.
– Хорошо. А вот теперь скажите мне, к
какому типу относится, например, сказка «Маша и
медведь»?
– «Маша и медведь»? – задумались
дети.
– Если сказать о животных, то там есть
Маша, значит, не то.
– Если сказать – волшебная, то,
пожалуй, все сказки в какой-то степени волшебные,
но там нет никаких превращений, значит, опять не
то.
– Если сказать – бытовая, то там
немножко можно разглядеть быт, но это не самое
главное.
– Тогда, что же это за сказка?
– Не знаем, – ответили дети.
– Можно сказать, что это сказка о
животных, да и медведь ведет себя, как человек.
– Хорошо. Тогда мы поведем разговор
по-другому. Вы, наверное, слышали, как часто людей
сравнивают с животными, когда говорят: злой, как
волк; хитрый, как лиса; трусливый, как заяц. А что
мы можем сказать о медведе?
– Медведь большой и толстый.
– Важный.
– Любит сладкое: мед, малину.
– Ленивый.
– Ему все подчиняются. Он – хозяин
леса.
– Я поняла, – сказала Лена, –
медведь – это барин, помещик.
– Да, пожалуй, это так, даже шуба у
него как у барина, богатая, – подтвердил Саша.
– Но это не самое главное, –
продолжила разговор Нина. – Я считаю, что Маша в
течение нескольких дней работала на медведя
бесплатно, а это и есть самая настоящая барщина.
Из учебника истории мы знаем, что так называется
бесплатный труд крепостного крестьянина на
своего помещика. Барщина на Руси в некоторых
районах достигала шести дней в неделю.
– В сказке «Мужик и медведь»
медведь с мужика берет часть продуктов, то есть
даже не часть, а ровно половину. И хотя мужику
удается обхитрить медведя, но все-таки это очень
похоже на оброк, который платили помещику
крепостные крестьяне. Сначала это был оброк
продуктами, а затем денежный оброк.
– Да, в самом деле очень похоже, –
подтвердил догадку ребят Сережа. – Честно
говоря, мне бы это никогда в голову не пришло.
– Я бы хотела добавить, – вступила в
разговор Лена, – что помещик в русских народных
сказках всегда глупее, чем мужик, точно таким же
предстает в сказках и медведь. Вот и медведя в
сказках все обманывают, хотя он и сильный
физически, он почти всегда проигрывает. Если есть
сила, но нет ума, то сила может повредить, как,
например, это случилось в сказке «Теремок».
– Ну что ж, – подвела я итог. –
Спасибо вам за интересные высказывания и за те
неожиданные выводы, которые вы сделали, связав
русскую народную сказку с русской историей.
Иллюстрации: Русский лубок и рисунок
Лены Сорокиной из художественной школы г.
Абакана |