Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2005


НАШИ АССОЦИАЦИИ

ИФЛА

ИФЛА: Секция библиотек для детей и подростков

Руководство для детских библиотек

Вступление

Библиотечное обслуживание никогда не играло такой важной роли для детей и их родителей, какую оно играет в современном мире. Доступ к знаниям и богатствам мировой культуры, как и непрерывное образование, и грамотность, стали приоритетами нашего общества.

Качественная детская библиотека прививает ребенку навыки грамотности и непрерывного самообразования, поощряет его участие в общественной жизни. Библиотека должна постоянно откликаться на увеличивающиеся социальные изменения и стремиться удовлетворять информационные, культурные и досуговые потребности всех детей. Каждый ребенок должен знать о деятельности местной библиотеки и чувствовать себя в ней комфортно, а также иметь представление о других существующих библиотеках.

Цель

Настоящее руководство написано с целью помочь публичным библиотекам в разных странах развивать высококачественное библиотечное обслуживание детей.

Аудитория

Руководство предназначено практикующим библиотекарям, библиотечной администрации и муниципальным властям, а также студентам и преподавателям, читающим курсы библиотековедения и информационной науки.

Раздел 1

Главная задача

«Предлагая широкий выбор материалов и услуг, публичные библиотеки дают возможность детям получить удовольствие от чтения и испытать радость от приобщения к знаниям и художественным произведениям, а также развивают их воображение. Детей и родителей следует учить, как лучше всего пользоваться библиотекой и как развивать навыки пользования печатной продукцией и электронной информацией.

Публичные библиотеки несут особую ответственность за содействие процессу обучения чтению и популяризации книг и других информационных материалов для детей. Библиотека должна устраивать специальные программы для детей, такие, например, как чтение сказок и другие мероприятия, связанные с библиотечными услугами и ресурсами.

Детей следует поощрять пользоваться библиотекой с самого раннего возраста, так как это увеличит вероятность того, что они будут пользоваться ею и в дальнейшем.

В многоязычных странах книги и аудиовизуальные материалы для детей должны быть на их родном языке».

(Службы публичных библиотек – ИФЛА. ЮНЕСКО. Руководство для развития, 2001)

Раздел 2

Удовлетворение потребностей детей

В Конвенции ООН О правах ребенка подчеркивается право каждого ребенка на максимально полное развитие своих способностей, право на свободный доступ к информации, материалам и программам, на основе всеобщего равенства, независимо от:

· возраста,

· расы,

· пола,

· религиозных, национальных и культурных особенностей,

· языка,

· социального положения,

· личных качеств и способностей.

Взросление ребенка происходит в рамках местного, а не мирового сообщества, но мировые проблемы не могут не оказывать влияния на этот процесс.

Целевые группы

Целевыми группами для детских библиотек, обслуживаемыми как индивидуально, так и коллективно, являются:

· младенцы до года,

· дошкольники,

· школьники до 13 лет,

· дети с особыми потребностями,

· родители и другие члены семьи,

· опекуны,

· прочие взрослые, работающие с детьми, книгами и средствами информации.

Задачи

· Обеспечивать право каждого ребенка на:

– информацию,

– функциональную, визуальную, электронную и информационную грамотность,

– культурное развитие,

– развитие навыков чтения,

– развитие навыков самообразования,

– досуг.

· Обеспечивать каждому ребенку свободный доступ ко всем источникам и ресурсам:

· Организовывать различные мероприятия для детей, родителей и воспитателей.

· Содействовать вовлечению семей в деятельность местного сообщества.

· Защищать права детей и отстаивать их свободу и безопасность.

· Помогать детям расти уверенными и знающими людьми.

· Содействовать упрочению мира.

Финансирование

Дети – достойное «вложение средств».

Для поддержания на должном уровне и повышения качества материалов и предоставляемых услуг детским библиотекам необходим бюджет.

Стандартные бюджеты могут быть пополнены внешними источниками финансирования, например:

· правительственные гранты (по специальным программам и новым инициативам);

· учреждения культуры (тематические презентации – музыка, танец, драма, живопись, скульптура, история, этнос);

· издатели (посещения авторов, иллюстраторов, прочих творческих личностей);

· спонсорство (местные представители бизнеса и добровольные организации в поддержку специальных мероприятий);

· неправительственные организации.

Материалы

Детские библиотеки должны располагать диапазоном развивающих материалов всех форматов, включая печатный (книги, периодика, комиксы, брошюры), медиа (компакт диски, DVD, кассеты), игрушки, обучающие игры, компьютеры, программное обеспечение.

Критерии отбора

При формировании фондов и услуг, библиотекари должны выбирать материалы, которые соответствуют следующим требованиям:

· высокое качество,

· соответствие возрасту,

· актуальные и точные,

· отражающие разнообразие ценностей и мнений,

· отражающие специфику местной культуры,

· общекультурные ценности.

Пространство

Библиотека – для ребенка любого возраста – должна быть местом открытым, дружелюбным, привлекательным, в чем-то необычным.

В идеале, детская территория библиотеки должна быть легко узнаваемой (например, специальная мебель, цветовое и декоративное решение) и отличаться тем самым от остальной части библиотеки.

Библиотеки – это публичная территория, где детям предоставляется возможность встретится друг с другом, а также познакомиться с другими детьми в киберпространстве.

Услуги

Услуги, оказываемые детям, не менее важны и значимы, чем услуги для взрослых.

Детские библиотеки должны удовлетворять потребности юного поколения в области информации, культуры и развлечений следующим образом:

· предоставление разнообразных материалов;

· оказание информационных и справочных услуг;

· помощь детям в выборе необходимых материалов;

· вовлечение детей в процесс формирования фонда и развития библиотечных услуг;

· обучение библиотечному мастерству и информационной грамотности;

· мотивационная деятельность (стимулирование потребности в чтении);

· обучение родителей и воспитателей;

· информирование и инструктаж воспитателей, преподавателей дошкольных и школьных учреждений, библиотекарей;

· взаимодействие и сотрудничество с местными организациями и учреждениями.

Организация сотрудничества

Создание сети взаимодействия с местными организациями и учреждениями – дело важное и выгодное.

· Проводится изучение местных информационных и культурных запросов; они соотносятся с имеющимися библиотечными ресурсами; в результате налаживается сотрудничество с местными учреждениями.

· Важными партнерами являются школы. Школьная библиотека поддерживает учебный процесс, а детская – обеспечивает самообразование и чтение для отдыха.

· Такие воспитательные учреждения, как оздоровительные центры, ясли, детсады и другие являются важными и желанными партнерами, особенно в контексте акций популяризации чтения, ориентированных на детей, родителей и специалистов.

Общественная активность

По мере возрастания конкурентной борьбы за внимание и свободное время детей возрастает и значение позитивного общественного имиджа детских библиотек.

Чтение и грамотность – неотъемлемые навыки коммуникации, их важность должна постоянно подчеркиваться.

Людские ресурсы

Эффективность и профессионализм могут обеспечивать хорошо подготовленные и преданные своему делу сотрудники детских библиотек.

К числу необходимых качеств относятся:

· энтузиазм;

· выраженные коммуникативные навыки, умение работать в команде, решать проблемы;

· способность к сотрудничеству;

· инициативность, гибкость, инновационность;

· способность анализировать потребности пользователя, планировать, реализовывать и оценивать услуги и программы;

· стремление к профессиональному развитию.

Сотрудникам детских библиотек необходимо также знать и понимать:

· детскую психологию и возрастные особенности развития;

· теоретическую основу популяризации чтения;

· актерские и культурные возможности;

· детскую литературу (книги и другие носители).

Управление и оценка

В целях обеспечения всеобъемлющей поддержки системы услуг в контексте долгосрочного планирования и масштабных целей важно, чтобы лица, отвечающие за управление процессом предоставления детям библиотечных услуг, принимали участие в библиотечном планировании в целом.

Надежная информация о проводимой работе позволяет оценить и улучшить показатели. Необходимо:

· Собрать статистические данные о ресурсах, персонале, услугах, книговыдаче, мероприятиях и т.д., которые станут основой для перспективного планирования, бухгалтерского учета и просчитанных управленческих решений.

· Измерять результативность работы персонала, основываясь на стандартизированных показателях.

Раздел 3

Мы нуждаемся в вашем сотрудничестве!

· Постоянный комитет Секции библиотек для детей и подростков нуждается в вашей помощи.

· Пожалуйста, вступайте в нашу Секцию и присылайте нам свои примеры «лучшего опыта», которые будут размещены на сайте ИФЛА.

· Направляйте информацию председателю Постоянного комитета или ответственному за информационную работу для редактирования и последующего размещения на сайте.

Дополнительная информация

Этот материал создан Секцией библиотек для детей и подростков ИФЛА при поддержке Публичной библиотеки Медвесчак, Загреб, Хорватия (декабрь, 2003).

Если вы интересуетесь деятельностью Секции – вступайте в ИФЛА и регистрируйтесь в нашей Секции.

Для получения дальнейших и дополнительных материалов и информации, обращайтесь на сайт Секции в IFLANET (www.ifla.org). Печатная версия полного текста данного руководства может быть заказана у информационного координатора.

Руководство составлено на основе проектного текста, созданного рабочей группой Секции в сотрудничестве с библиотечными специалистами. См.: www.ifla.org/VII/scl.htm

Перевод Ольги Мяэотс
и Татьяны Усковой