Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Татьяна Пантюхова

Ключи к чтению

Уезжая с Библиотечной школы «Первого сентября» (это был уже второй курс), мы увозили множество идей, разработанных во время занятий в ВГБИЛ. Эти идеи и легли в основу грандиозного районного праздника, посвященного Неделе детской и юношеской книги.

Библиотека – это открытый стол идей, за который приглашен каждый, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет. Это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут в рост.

А. Герцен

Для того чтобы дети читали, надо сделать чтение модным. Да-да, именно модным. Рекламе книг, чтения надо уделять как можно больше внимания. Конечно, было бы неплохо, если бы пропаганда (очень официальное слово, но отражает конкретное действие) велась целенаправленно не только в библиотеках, но и в средствах массовой информации. И просто замечательно, когда государственная точка зрения по отношению к книге размещена на транспорте, уличных растяжках, стендах и т.п. Мечтать не вредно, но так хотелось бы, чтобы молодое поколение не только «открывало» для себя баночку популярного напитка. Привлечь внимание к книге, которая стимулирует мысль и рождает вдохновение, сегодня просто необходимо. Как это сделать? Кажется, у меня есть идея!

Готовиться к Неделе детской книги надо в сентябре, но творческая группа библиотекарей Советского района г. Н.Новгорода поняла это только в конце января и решила форсировать события. Опытом подготовки, проведения и веселым настроением от всей кутерьмы я и хотела бы поделиться. Самое ценное, что этот творческий процесс был полностью основан на книгах. Это здорово, когда книга вносит в нашу жизнь разнообразие и праздник. И когда у тебя остаются добрые чувства – просто хочется взять книгу и почитать.

Мы, пишущие на заборе

Как все начиналось

С помощью мозгового штурма инициативной группы из идеи у меня стал вырисовываться конкретный сценарий. Чтобы воплотить его в жизнь, необходимо было провести большую подготовительную работу и не только с лучшими читателями. Оказывается, библиотекарю также необходимо осознать, что работать в духе времени, с одной стороны, сложно, а с другой – увлекательно и интересно. Не надо бояться трудностей, их можно форсировать – и на определенном этапе появляется кураж… И тогда фонтан фантазии просто не остановить!

Осознание пришло после четырех групповых консультаций (а сколько было индивидуальных!) с руководителями проекта: со мной, Татьяной Владимировной Пантюховой, и Людмилой Михайловной Макаровой. Библиотекари в своих школах формировали команду, потом и они, и ребята читали семь предложенных заранее книг. Произведения мы подбирали таким образом: известное и несложное; развлекательное и увлекательное; разных жанров, авторов, тематик. Выбор определил жребий и долгие дебаты:

  • К.Булычев. Приключения Алисы

  • А.Гайдар. Тимур и его команда

  • А.К.Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе

  • Я.Ларри. Приключения Карика и Вали

  • А.Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок

  • В.Медведев. Баранкин, будь человеком!

  • Ю.Олеша. Три толстяка.

Как продолжалось

Основные события развернулись 18 марта в Областной детской библиотеке. Все шло по плану-схеме, с которым мы и хотим вас познакомить.

1. Ребята 11–12 лет из разных школ Советского района со своими библиотекарями собирались в Белом зале библиотеки. Каждый участник получал бэдж. По его виду, что и являлось жребием, всех ребят делили на команды.

Таким образом было образовано семь команд. Название каждой – непритязательное и знакомое: «Буратино», «Чиполлино», «Карлсон», «Вини-Пух», «Пеппи Длинныйчулок», «Чебурашка», «Айболит». До и во время всего представления работала восьмая команда – «журналисты». Они всех опрашивали, задавали каверзные вопросы, но придерживались тематики события – вопросы были о книге, чтении. В итоге должна была получиться газета-отчет с выборкой из самых интересных ответов. Кроме того, журналисты в финале были заняты подведением итогов тайного голосования.

Пеппи и ее команда

2. Самое главное при делении на команды – это всех перемешать, чтобы потом в ходе выполнения заданий участники ближе познакомились друг с другом. Библиотекари, и школьные, и хозяева, тоже не остались без бэджей, и за долю секунды простой библиотекарь превращался в методиста, помощника методиста, куратора команды. Методисты отвечали за всю работу команды – готовили заранее идеи по подготовке рекламы, которые потом можно будет предложить ребятам, продумывали организацию работы в группе (а это непросто – ведь неизвестно, какая сложится группа). Помощники методистов в ходе работы с командой были, что называется, на подхвате: от помощи в постановке рекламного ролика, до «резать, клеить, красить». Куратором каждой команды стал сотрудник НОДБ. Их задача – помогать ориентироваться в огромном помещении и фонде библиотеки, провести обзор, подготовленный по выставке в том отделе, где команда работает.

3. Команда оформителей имени Тома Сойера под руководством самого «художественного» библиотекаря Ольги Юрьевны Серовой создавала праздничную обстановку, то есть наряжала, украшала зал. При чем тут Том Сойер? Потому что он красил забор. Современные его ровесники тоже решили расписать забор, но с одним условием: каждый отрезок должен быть посвящен одному литературному герою. Забор получился не простой: начинался он с титульного листа всей затеи, а заканчивался прославлением книги-победительницы. И все это рождалось на глазах у зрителей.

4. На каждый вид деятельности выделялось определенное время. Открытие и представление команд, подготовленное экспромтом, было выполнено пунктуально – за 10 минут. Наталья Ивановна Бочкарева, директор НОДБ, поздравила зрителей с открытием недели и сказала добрые слова о книге и библиотеке. Команды узнали друг друга, получили пакеты с заданиями. И началось…

Журналисты не дремлют

5. Взрослые и дети разошлись на творческие объекты, где за 30 минут в таком содружестве должен был родиться рекламный ролик по той из семи книг, ключ к которой они получили в пакете с заданием. Какая книга досталась команде, надо было угадать по вопросам, написанным на ключе, а потом найти ее на выставке. На этом этапе ребята и их наставники не только ставили сценку-рекламу, но и с помощью специальной анкеты знакомились друг с другом (ведь в одной команде оказались ребята из разных школ), а также и с отделом библиотеки в котором находились1, и где для них был подготовлен обзор по книжной выставке. Этот этап – самый познавательный в игре.

6. Как быстро пролетели минутки! Команды вернулись в зал, и началась книжная реклама. Описать, что происходило невозможно, это надо было видеть. Посмотрите фотографии и полюбуйтесь на ребят.

7. На этом праздник не закончился: были подарки, песни, смех. Но самое главное – и маленькие, и большие читатели получили заряд радости, наполнились энергией и прекрасным настроением.

Чем закончилось

Не удивляйтесь: при тайном голосовании бэджами, результат был очень даже неожиданный. Победила книга «Тимур и его команда» А.Гайдара. Возможно, сыграла роль «ностальгия по-настоящему» – преданным дружеским отношениям и по такой вот общей, замечательной игре, а во-вторых, успешно поставленный ролик-сценка. Вопрос для голосования звучал просто: «Какая книга тебе больше всего понравилась?»

Завершился праздник единением детей и взрослых:

  • исполнением Гимна Библиотекарю;

  • вручением на память каждому участнику ключа «Замечательного читателя» и «Замечательного библиотекаря»;

  • пополнением фонда школьной библиотеки книгами по краеведению от спонсоров праздника – Торгового дома «Букварь» и книготорговой фирмы «Дефис»;

На память об этом событии читатели и библиотекари оставили на литературном заборе «свое настроение». Выразили его в каждом личном пакете цветными кружочками: улыбка, восторг, радость.

Тимуровцы представляют

И что будет дальше…

Поиск новых оригинальных идей для следующей Недели детской и юношеской книги. Так и просится – почему неделя?! Книга должна быть рядом каждый день. Как найти друзей, знаете? Улыбайтесь! Улыбайтесь с книгой!

Состав организационного кейса

1. Анкета участника – по одной на команду.

2. Программа праздника открытия.

3. Памятка по регламенту.

4. Очередность показа рекламы.

5. Семь ключей с вопросами (по одному на команду).

6. Путеводитель по библиотеке.

7. Лист итогов.

8. Бэджи участникам.

9. Аншлаги с названием команды на посадочные места в зале.

10. Аншлаги с названиями произведений на коробки для голосования.

11. Тексты с «Гимном Библиотекарю» каждому участнику.

12. Памятные ключи участникам.

13. Кружки настроения.

Распределение кейса:

Общее (методисту) – позиции 1–6.

Частное (каждому участнику) – позиции 7, 10, 11, 12.

Весь кейс – у организаторов. Памятные ключи вручаются каждому участнику в финале.

Три толстяка были очень милы

Ключи – загадки

Ключ № 1

1. Повесть заканчивается такими словами: «Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!»

2. В этой повести полковник Александров предложил своим дочерям отдохнуть летом на загородной даче.

3. Героиня повести нашла такую записку: «Девочка, никого дома не бойся. Все в порядке, и никто от меня ничего не узнает».

4. В поселке на каждом подшефном доме была нарисована красная звезда.

5. Замечательная команда дала название общественному детскому движению в СССР.

Ключ № 2

1. В этом произведении есть слова «…Клюв у меня действительно остался курносым, и вообще я весь получился какой-то серый, и перья у меня топорщились во все стороны, и на лбу торчал хохолок…».

2. Главный герой называл своего друга Костя-Махаон.

3. В этой книге осуществились мальчишеские мечты: произошло их чудесное превращение в воробьев, бабочек, муравьев.

4. В этом произведении есть такие слова: «Ни ночью, ни днем не хочу быть муравьем! Я хочу навеки быть человеком!».

5. Это произведение написал Валерий Медведев.

Ключ № 3

1. Музей литературного персонажа, любимого миллионами читателей, охотно посещают в Лондоне иностранные туристы.

2. Что означает слово «детектив»?

3. Автор этой книги, врач по профессии, написал 56 рассказов и 4 романа, посвященных знаменитому сыщику.

4. Два знаменитых сыщика – два знаменитых героя. Кто они?

5. Рассказы входят в сборники «Союз рыжих», «Пестрая лента» и другие.

Обзор у одной из выставок

Ключ № 4

1. В этом произведении герои выпили вкусную жидкость и стали маленькими.

2. Профессора Ивана Гермагеновича спас под землей представитель насекомых.

3. В этой книге божьи коровки большие и страшные.

4. В этом произведении муравьи почитают тлю.

5. Главные герои спаслись от красных муравьев с помощью воды.

Ключ № 5

1. В этой сказке учителя танцев звали «Раздватрис».

2. Имя наследника на языке обездоленных в этой стране означает «разлученный».

3. Эту сказку читают с 1928 года.

4. Главную героиню повести звали «Вся жизнь».

5. Сказку написал русский писатель Юрий Олеша.

Ключ № 6

1. Два персонажа этой книги были «…славные, хорошо воспитанные и послушные дети… Они дружно играли в своем саду, но все-таки им не хватало детского общества».

2. О главной героине этой книги Карлсон сказал бы так: «Лучшая в мире девочка».

3. В этой книге есть такой загадочный персонаж, который зовется КУКАРЯМБА (оказался – жук).

4. Это девочка непоседа, неряха, лакомка, врунишка. По ее словам «Вранье так и кипит во мне, рвется наружу, и я не в силах его сдержать». В то же время – это сильная, веселая, добрая и справедливая девочка.

5. Вот так выглядела главная героиня этой книги: «Волосы ее цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны, нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку – от веснушек… На ней было синее платье, но так как синей материи у нее видно не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один коричневый, а другой черный».

Ключ № 7

1. В этом произведении – потрясающий папа, по профессии он космобиолог, но работает в Московском зоопарке.

2. Космические корабли в этой книге летали по все галактике и назывались «Пегас», «Синяя чайка».

3. Одним из любимых напитков героев была валерьянка.

4. В этой книге живут два космических пирата.

5. И еще там есть чудесный живой прибор – мелофон.

Из рекламных постановок:

Если звездной ночью вы поднимите голову и начнете изучать Вселенную, то вам подмигнет созвездие Пегаса. Может быть, это вовсе и не собрание звезд, а межгалактический корабль, и в иллюминатор на Землю смотрит Алиса. Как ей хочется вернуться на Землю, но только вместе с Говоруном!

Алиса вошла в библиотечный отсек, осмотрела книжные полки и достала книгу, начала листать, книга ожила, появились голограммы, зазвучал текст. «Какая красивая кукла!» – восхитилась Алиса – «Да это настоящая девочка. Имя у нее неземное, необычное Суок». Алиса хотела заговорить с девочкой, но тут протиснулись странные толстые человечки…

Современный директор сказал: «Какая для этой девочки школа? Посмотрите в чем она одета, а что у нее за прическа?». «Подумаешь! – фыркнула Пеппи. – Нужна мне ваша школа», – и сиганула в окно. Вот так родилась детская сказочная организация под предводительством Пеппи Длинныйчулок.

Памятка по регламенту

За 30 минут надо:

  • Найти отдел (зал), где команда будет работать;

  • Заполнить анкету;

  • Разгадать вопросы ключа;

  • Обзор по выставке – 3 минуты;

  • Познакомить с доставшейся книгой тех членов команды, кто по каким-то причинам не успел прочитать заранее именно ее;

  • Подготовить рекламу книги (постановка на три минуты);

  • Через 30 минут – возвращение в зал.

Фото из архива автора

______________

1 Этот момент требует пояснения. Фонд в НОДБ расставлен не традиционно по возрастным абонементам, а по содержанию: зал научно-познавательной, справочной, художественной литературы, периодики, музыкальный отдел, отдел руководителей детского чтения. Так дети знакомились со специализированными залами.