Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 02 (22) · Вкладка в «БШ» № 04 (136) · 16–28 февраля 2005 года

 Размышления

Александра Реброва

Кому нужна «классная дама»?

Александра Дмитриевна Реброва ученица 11-го класса
г. Чехов-2, Московская обл.

– Одиннадцатый «А», после шестого урока все в сорок пятый кабинет, будет классный час! – громогласно провозгласила завуч школы Марина Анатольевна.

Эта новость вызвала взрыв возмущения моих одноклассников. Объявление завуча означало, что наша классная, наконец, выздоровела,
и нас ожидает «разбор полетов». Опять разговоры про успеваемость, посещаемость и все такое… Что мы, пятый класс что ли? Кто-то из мальчишек предложил «закосить» всем классом, но эту идею не поддержали.

На классном часе Елену Павловну я почти не слушала, меня занимали совсем другие вопросы: а не лучше ли, действительно, сделать старшие классы свободно посещаемыми? Не нам ли самим виднее, каким предметам стоит уделить больше внимания? И, конечно, нужен ли вообще нынешним выпускникам такой архаизм, как «классная дама»?

В самом деле, большинство моих одноклассников – довольно ответственные люди, они давно определились со своим будущим, и уделяют своим «профильным» предметам самое серьезное внимание. И подгонять их по этим дисциплинам, честное слово, нет никакой необходимости. Другое дело – остальные предметы, тут картина совсем иная. Печально, но следует признать, что подобное рвение к знаниям проявляется только к определенным урокам, на предметы, не относящиеся к выбранной профессии, большинство одноклассников попросту «забивают». Однако главная задача средней школы – дать ученикам разностороннее образование, именно поэтому существует совершенно необходимый человек, который контролирует посещаемость
всех уроков и успеваемость всех учащихся. Таким человеком является классный руководитель. Есть у него еще одна важная миссия – выступать посредником между остальными учителями-предметниками и родителями учеников. Трудно себе представить, каким другим способом учителя могли бы поддерживать постоянный контакт с сотнями пап и мам своих подопечных и информировать их о состоянии дел их детей.

Ни один класс не обходится без конфликтов между учащимися, между учителями и учениками, нередко в них включаются еще и родители.
В таких ситуациях без классного руководителя тоже никак не обойтись. Здесь он выступает в роли психолога, а также является своеобразным арбитром между сторонами. Опытный и чуткий педагог, хорошо знающий суть проблемы и личные качества спорщиков, особенности их характеров, сможет погасить конфликт в зародыше, не даст превратиться ему в открытое противостояние. Помимо таких конфликтов возникают еще и межклассовые споры и проблемы. Кто, как не классный руководитель, примет участие в их разрешении и поможет найти правильный выход из любой кризисной ситуации?

Школьная жизнь – это не только изрисованные учебники и тяжелый рюкзак, но еще и масса всего интересного. Первая любовь, школьные друзья, уроки первых успехов и неудач – лишь небольшая часть всех впечатлений и переживаний школьных лет. Но, пожалуй, самыми яркими моментами все-таки считаются «огоньки», балы и разнообразные школьные праздники и вечера. Ни для кого не секрет, что всю работу по организации этих мероприятий берет на себя классный руководитель. А сколько у нас было познавательных экскурсий, увлекательных турпоездок, интересных походов! Могли ли все они состояться, если б не наша Елена Павловна?

Отдельный вопрос – это выпускной бал. Мне известно, что уже сейчас, за полгода до этого эпохального события, наш классный руководитель вместе с родительским комитетом полным ходом ведут подготовку к нашему последнему звонку и выпускному балу. Всем им очень хочется, чтобы эти праздники удались на славу и запомнились нам на всю жизнь.

Кстати, о выпускном. Каждый год накануне последнего школьного бала на площадке перед входом в нашу школу появляются свежие надписи краской на асфальте. Их делают выпускники, и в этих надписях – одни только трогательные слова благодарности своим классным руководителям. Так может быть, в этих посланиях и содержится лучший ответ на занимавший меня вопрос: нужна ли нынешним старшеклассникам «классная дама»?