Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?

…Как там мы учим детей писать отзывы о книге? «Книга мне понравилась, потому что…» Я тоже так хочу!  Книга мне понравилась, потому что она поясняет тот круг тем, которые волнуют сегодня педагогов и библиотекарей. А еще она написана с большим уважением к неискушенным в вопросах информатизации людям: понятным, простым языком, с приведением примеров и ассоциаций для лучшего понимания сути рассматриваемых проблем.   Все вышесказанное относится к книге А.В.Осина «Мультимедиа в образовании: контекст информатизации», главы из которой, специально переработанные для «БШ», мы начинаем публиковать на страницах нашей газеты.  И начнем с самого начала – с авторского вступления.

От автора

wpe53C.jpg (2369 bytes)

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

Говорят, мы живем в постиндустриальном обществе. Судя по тому, что мощь страны сегодня выражается не количеством доменных печей, а возможностями обработки и продуцирования информации, это, действительно, так. Но бить в литавры, по-моему, рановато. Перефразируя И.Ильфа и Е.Петрова, «индустриального общества еще нет, а информационное пока не создано».

Понятно, что длительность этого «пока» зависит, прежде всего, от образования. В последние годы государством предприняты серьезные шаги в направлении информатизации российского общества. Федеральные программы «Электронная Россия» и «Развитие единой образовательной информационной среды» дают основание надеяться, что мы стоим на пороге перехода количества в качество. Хочется верить, что состоится превращение количества энтузиазма в качество жизни.

Это очень ответственный момент. Можно воспользоваться реальными знаниями и международным опытом, а можно повторить путь проб и ошибок. Тогда понимание существа и цели замещается лавиной специальных терминов и ссылок.

Я глубоко уверен, что в информатике и вычислительной технике нет ничего непонятного. Эти науки являются самыми «человечными», поскольку, в отличие от всего сущего на Земле, их создал человек, размышляя о самом себе.

Информатизация образования ассоциируется с пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные продукты. Боковые грани – подготовка кадров, компьютеры с телекоммуникациями и, конечно, внедрение результатов. Замечательным свойством пирамиды является то, что каждая грань непосредственно примыкает к трем другим. Мне кажется, именно такая высокая связность направлений информатизации – залог ее успеха.

Представление о согласованности общих и частных задач информатизации образования лежит в основе настоящей работы.

Глава 1. Образовательные электронные издания и ресурсы

1.1. Образование и компьютер

«Компьютеризация», «информатизация образования», «компьютерные технологии обучения» – эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые в педагогическом сообществе. Информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. По существу это означает, что время пилотных проектов, разных подходов и диаметральных мнений, исходящих из фрагментного опыта, закончилось. Самое время задать вопрос: «А зачем вообще компьютер в образовании?» С какой стати он врывается в традиционное образовательное пространство, включающее и старую добрую книгу, и мудрого терпеливого учителя, и добросовестного, в меру ленивого ученика?

Вполне вероятно, некоторые педагоги представляют себе дело так: прогресс цивилизации, люди изобрели и широко используют компьютер, теперь надо его изучать, как явление природы. На самом деле все ровно наоборот.

Уже достаточно много лет весь мир говорит об «информационном взрыве», огромной скорости обновления знаний, непрерывном появлении новых профессий, необходимости постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Все это действительно так. Тогда возникает два принципиальных вопроса. Как адаптировать к такой ситуации школу, техникум, вуз, если и без того проблема перегрузки школьников, студентов и преподавателей стоит очень остро? Второй вопрос – как организовать массовое послевузовское образование (послешкольное или другое «после» – после учебы в образовательном учреждении), непрерывное, нужное человеку в течение всей активной жизни? Другими словами, нужно поддерживать весь комплекс образовательных услуг для детей и взрослых, в школе и дома, возможно, в каких-то еще «пунктах образования», типа библиотеки или интернет-кафе с педагогической поддержкой. Сегодня этот комплекс называют «открытое образование».

Если справедливо утверждение о спиральном ходе исторического развития, то, похоже, компьютер появился «в нужное время и в нужном месте». Ведь именно это интеллектуальное устройство способно совершить очередной прорыв в области самостоятельного обучения. Преподаватель при этом, конечно же, нужен, но функции его несколько изменяются. Кстати, об отмене книги тоже никто пока, к счастью, не говорит. Она, как и учитель, вечна хотя бы потому, что необыкновенно удобна всегда и везде.

Итак, доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Когда-то книга совершила переворот в образовании, превратив его в отрасль мирового хозяйства. Компьютер призван совершить следующий скачок – разрешить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций.

Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Каждый из нас хорошо знает, как трудно заставить себя читать незнакомый текст, добывая таким образом новую информацию. Даже если новые знания преподносят в иных, казалось бы, готовых формах, проблема остается. Пример угасающего учебного телевидения со всей очевидностью показывает бесполезность пассивного наблюдения потока вещаемой информации.

Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы.

По существу, за термином «активно-деятельностная форма» (АДФ) стоит хорошо знакомый каждому принцип обучения. Общеизвестные понятия «опыт работы», «обучение на практике» обычно характеризуют твердые знания, умения, навыки. Базисом для таких оценок является представление о производственной, активно-деятельностной природе получения прагматичного образования.

Приведу пример из повседневного быта. Вы купили новый бытовой прибор, например, телевизор или СВЧ-печь. Каждый из нас приступал к изучению новинки, читая инструкцию по применению. Дело это непростое, и нужны определенные усилия для того, чтобы дочитать текст до конца. Однако, умение обращаться с прибором не приходит с последней страницей инструкции. Появляется оно тогда, когда мы начинаем действовать – оперировать с прибором, шаг за шагом, опираясь на инструкцию. Такой способ обучения и интереснее, и эффективнее. А если есть человек, который все покажет и расскажет, то эффективность обучения (т.е. скорость и глубина понимания, практичность навыков и умений) возрастает многократно.

В приведенном примере имелись две ступени АДФ. Первая – это изучение «неживых» объектов, когда активен, деятелен обучаемый, он инициирует те или иные управляющие воздействия на объект и получает определенные результаты. На второй ступени обучаемый общается с людьми. Инициатива его, но в ответ он может получить больше, чем запрашивал, быстрее и в разных формах, одна из которых будет ему понятной. Здесь можно уже говорить об инициативе, активности, деятельности другой стороны. Этот случай – типичный интерактив.

Таким образом, мы видим, что активно-деятельностная форма обучения и интерактив неразрывно связанные, в ряде случаев – тождественные понятия.

1.2. Издания и ресурсы

Для получения образования на базе компьютерных технологий – реализации компьютерных технологий обучения – необходимы три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы – образовательные электронные издания и ресурсы (ЭИР).

Собственно, такой набор аналогичен традиционному, образующему фундамент учебного процесса: учебная аудитория – педагог – книга. Аудитория оснащается дополнительными техническими средствами, но при этом обретает и новое измерение. Дело в том, что сами эти средства могут воссоздать некоторую учебную аудиторию, только виртуальную – зал музея или архива, лабораторный комплекс или экспериментальный полигон под открытым небом.

Разумеется, преподаватель должен уметь оперировать и эффективно использовать аппаратные и программные средства, особенно – образовательные ЭИР. И это не дополнительная нагрузка – уходит в небытие множество нетворческих функций, пропадает автоматическая, занудная часть работы.

Наиболее существенные изменения касаются учебных материалов. Их множество изменяется не столько «вширь», сколько «вглубь». Заметим, книга дополняется, но не замещается, хотя бы потому, что электронные издания и ресурсы, прежде всего, занимают те ниши образовательного пространства, где книга не работала. При этом основная функция полиграфического издания – передача информации – сохраняется, поскольку книга по удобству и широте применения пока вне конкуренции.

Современные информационные материалы неразрывно связаны с техническими средствами, необходимыми для их воспроизведения. Магнитофон и кассета, проектор и комплект слайдов хорошо известны практически каждому. Строго говоря, и аудио- и видеокассеты нужно относить к электронным изданиям.

Сегодня под электронными изданиями и ресурсами обычно понимают информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер (чаще всего – персональный компьютер – ПК).

Как правило, изданиями называют продукты, размещаемые на отчуждаемых материальных носителях: дискетах, оптических компакт-дисках (CD-ROM, DVD). Их, как и книгу, можно подержать в руках, для распространения этой продукции необходимо физическое тиражирование. Дискеты, использующие магнитный способ записи, потихоньку уходят в прошлое – для нынешних задач маловат объем хранимой на них информации (1,4 Мбайт). Дискеты вытесняют оптические компакт-диски CD-ROM (Compact Disk-Read Only Memory – порядка 700 Мбайт) и DVD (Digital Versatile Disk – от 3 до 9 Гбайт и эта цифра постоянно растет). Легко подсчитать: на одном CD-ROM можно разместить информацию с 500 дискет, а DVD заменяет от 5 до 13 CD-ROM.

Термин «ресурсы», кроме географии и экономики, стали широко применять в телекоммуникациях, добавляя определение «информационные». Действительно, компьютеры, объединенные в сеть, легко обмениваются различной информацией (сегодня преимущественно в текстовом виде). Физически она хранится в памяти компьютера (накопитель на жестком магнитном диске, в просторечии – «винчестер») и может быть направлена для воспроизведения (визуализации) как на экран данного компьютера, так и на экран любого другого, подключенного к сети. Информационные ресурсы передаются по запросу с одного компьютера на другой. Запрашивающая машина получает копию первоисточника, которую, чаще всего, после использования уничтожает.

Представляя себе обширное поле задач, с которыми сегодня успешно справляется компьютер, стоит четко определить, что мы рассматриваем ПК только в области учебной работы, оставляя в стороне школьную бухгалтерию, составление расписания и отчеты директора в вышестоящие органы образования.

Учебная работа строится на прикладном программном и информационном обеспечении, в котором мы сосредоточимся на базовой составляющей – электронных изданиях (ЭИ), т.е. учебных материалах, которые выпущены массовым тиражом, или к которым (ПК – средство коммуникаций) имеется массовый доступ (ИР).

Множество образовательных электронных изданий и ресурсов достаточно обширно и многофункционально. Рассмотрим основные направления структуризации этого множества.

Прежде всего – контингент учащихся. Очевидно, что образовательные продукты для дошкольника и студента будут совершенно разными. Необходимо придерживаться существующего разделения по уровням образования:

· общее среднее, включающее начальное, основное и полное;

· профессиональное, включающее начальное, среднее и высшее;

· дополнительное для детей и взрослых;

· для учащихся с ограниченными возможностями (специальное и коррекционное).

Далее – разделение образовательных электронных изданий и ресурсов по основным сегментам, которые объединяет понятие образования:

· программируемый учебный процесс;

· общая культура;

· информационно-справочная поддержка.

Виды образовательных ЭИР можно представить в виде схемы на следующей странице.

Информационно-справочные источники обеспечивают общую информационную поддержку. Это энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические и астрономические атласы, нормативно-правовые и экономические сборники и пр. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидактической схеме. Нацелены на использование в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач, в том числе выходящих за рамки учебных программ.

Учебные электронные издания и ресурсы обеспечивают программируемый учебный процесс. Представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу учеников.

Издания/ресурсы общекультурного характера предназначены для расширения культурной среды. Это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки. Цель – предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззрения всем учащимся. Отдельную группу в изданиях этого типа составляют ЭИР психолого-педагогической воспитательной поддержки. Это издания, направленные на здоровье нации: физическая культура, здоровый образ жизни, борьба с наркоманией и алкоголизмом, проблемы беспризорности, патриотическое воспитание.

Мы не будем придерживаться разделения на «мультимедиа» или «текстовые» продукты, предполагая, что и издания, и ресурсы могут быть, в общем случае, мультимедийными. В результате спектр ЭИР по исполнению включает:

· электронные издания на оптических носителях;

· сетевые информационные ресурсы;

· комбинированные (диск/сеть) ЭИР.

Итак, мы рассматриваем ЭИР по уровням образования, по назначению и по исполнению. В соответствии с ГОСТ 7.83–2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» электронные издания различают еще по наличию печатного эквивалента, природе основной информации, периодичности, структуре. Отметим, что стандарт не предусматривает разделения на издания и ресурсы, рассматривая публикацию в сети тоже как электронное издание. Однако, понятие информационного ресурса глубоко укоренилось в профессиональном сообществе, поэтому нам кажется целесообразным использовать этот термин.

В различных публикациях, в профессиональной среде, да и просто на полках магазинов в разделе «Учебные электронные издания» мелькают дополнительные термины: «электронная библиотека», «электронный учебник», «репетитор», «тренажер» и множество других. Стоит связать эту терминологию с приведенной структурой множества ЭИР.

Прежде всего договоримся термин «электронный учебник» отнести к профессиональному слэнгу. Мы привыкли под «учебником» подразумевать самый распространенный до сего времени вид учебных материалов – полиграфическое издание. Однако, автоматическое перенесение термина на электронный продукт совершенно не отражает его возможностей. Книга выполняет, по существу, только одну функцию – передачи информации. Образовательное электронное издание/ресурс способно представить виртуальную лабораторию, осуществить мониторинг решения задачи, произвести проверку знаний. То есть ЭИР, в отличие от книг, реализуют все три основных компонента обучения – получение информации, практические занятия и аттестацию. Если же взять частный случай издания/ресурса, содержащего только информацию, пусть даже в характерном для книги – текстовом – виде, вступают в силу другие соображения. Дело в том, что высокое звание «учебник» полиграфическое издание получает после многолетней практической апробации, пройдя стадию учебного пособия, получив сначала гриф «Допущено», а затем уже «Рекомендовано Министерством образования». Поскольку электронные издания и ресурсы теперь тоже проходят экспертизу Федерального экспертного совета Минобразования России на предмет выдачи грифа, априорно называть очень разные, в том числе и непрофессионально сделанные, электронные создания учебниками попросту нельзя.

Термин «электронная библиотека» правильнее всего использовать в отношении хранилища электронных копий текстовых материалов: книг, журналов, газет, рукописей и т.д. Иными словами, электронная библиотека – это хранилище электронных копий бумажных первоисточников. Тогда все качественные характеристики, отзывы, рекомендации относятся исключительно к первоисточнику, перевод его в электронную форму никаких новых содержательных качеств не добавляет.

Если хранилище объединяет аудио/видео материалы, программные и информационные (например, базы данных) продукты, а также комбинированные (например, мультимедиа) единицы хранения, то адекватным его названием является «медиатека».

Существенным моментом является разграничение электронных библиотек и медиатек. Действительно, книга обычно включает определенное количество иллюстраций, в предельном случае может представлять собой, например, фотоальбом. С другой стороны, в мультимедиа продуктах никто не запрещает использовать текст. В этой связи разумным представляется применение признака разделяемости продукта.

Так, обращаясь к электронной библиотеке, мы можем запросить и успешно использовать одну или несколько страниц книги, отдельный рисунок или фотографию. Мультимедиа представляет собой многосвязную информационно-программную среду, для работы в которой нужно перекачивать на свой компьютер продукт целиком. То же самое можно сказать об отдельных программных модулях, инструментальных программных средствах и т.д. Принципиально это справедливо и для баз данных, хотя физически они, конечно, на компьютер пользователя не переносятся, однако функциональны только целиком, включая и программную часть – СУБД (систему управления базами данных).

Таким образом, дополнительным определением медиатеки может служить ее представление в качестве хранилища неразделяемых информационно-программных продуктов.

Теперь перейдем к классифицирующим определениям учебных ЭИР. С методической точки зрения отдельное электронное издание/ресурс в самом общем виде справедливо называть электронным учебным пособием. Стоит заметить, что дополнительные определения жанра ЭИР нельзя относить к сложившейся терминологии. Пока это творчество авторов, определяющих по своему усмотрению методическую нишу собственного продукта. Отсюда кажущееся жанровое разнообразие: обучающая программа, автоматизированная обучающая система, репетитор, интерактивный урок, электронная школа и т.д. Если предложить разным производителям дать название одному и тому же электронному продукту, будут использованы, скорее всего, все перечисленные термины.

В связи с этим представляется разумным на первом уровне классифицировать ЭИР с функциональной точки зрения, привязываясь к классическим компонентам учебного процесса: информация, практикум, аттестация.

Безусловно, одно ЭИР может объединять получение информации с элементами аттестации (тестирование), а также обеспечивать практические занятия – эксперименты, решение задач, подготовку литературного труда. Такие продукты вернее всего называть электронным курсом.

В тоже время имеется значительное количество ЭИР, обеспечивающих отдельный компонент учебного процесса. Чаще всего это достаточно сложные и объемные продукты, нацеленные на практические занятия. Например, ЭИР, посвященные эксперименту и объединяемые общим названием виртуальная лаборатория. Широко распространен также термин электронный тренажер, определяющий продукт, предназначенный для развития практических навыков и умений.

Углубляться дальше в жанровую классификацию ЭИР на сегодняшний момент нет смысла, поскольку мы пока имеем слишком мало прецедентов. Это и неудивительно – история компьютерных технологий обучения и, соответственно, образовательных ЭИР исчисляется годами, в отличие от многовековой книжной культуры.

Темы следующих публикаций

Новые педагогические инструменты
Что такое интерактивность
Электронные информационные ресурсы и педагогические технологии
Электронные информационные ресурсы и книга

Концепция развития образовательных электронных ресурсов.
Цель и задачи концепции
Концептуальные обобщения
Электронные информационные ресурсы нового поколения. Модульная архитектура.

Качество электронных образовательных продуктов.
Комплексная экспертиза – оценка специалистов
Апробация ресурсов – оценка потребителей.